Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Описание аудиторских процедур по существу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, необходимо проверить правильность оформления сличительных ведомостей в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в ред. от 03.05.2000). Учет строительных материалов осуществляется… Читать ещё >

Описание аудиторских процедур по существу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аудит использования материально-производственных запасов (МПЗ) рекомендуется начинать с установления мест их хранения и определения круга материально ответственных лиц.

Строительно-монтажная организация может иметь для хранения МПЗ центральные и приобъектные склады, а также кладовые. Перечень мест хранения и материально ответственных лиц должен быть предусмотрен структурой организации и закреплен соответствующим распорядительным документом (приказом, распоряжением).

При определении материальной ответственности работников строительно-монтажной организации необходимо руководствоваться гл. 39 «Материальная ответственность работника» Трудового кодекса РФ и утвержденными Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85 следующими документами:

  • — Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества;
  • — Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности;
  • — Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества;
  • — Типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

В процессе аудита проверяется полнота заключения договоров с материально ответственными лицами по всем местам хранения МПЗ.

Учетные операции по движению материальных ценностей должны быть оформлены с применением унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а, в ред. от 21.01.2003).

В случае отсутствия в альбомах унифицированных (типовых) форм организации могут разрабатывать и утверждать формы документов в соответствии с Федеральным законом от 6.11.2011г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», при этом формы документов должны содержать обязательные для них реквизиты.

При аудите проверяется полнота и своевременность оприходования строительных материалов и других материальных ценностей.

Согласно действующему порядку поступление материальных ресурсов в строительно-монтажные организации происходит от поставщиков и организаций-заказчиков. В зависимости от источника поступления материалов эти операции отражаются в бухгалтерском учете строительно-монтажной организации.

Процедура 1: проверка документального подтверждения прав собственности на материалы. Источники информации: договоры, спецификации, накладные поставщиков; акты оприходования материалов, созданных самой организацией.

Таблица 5 — Рабочий документ РД-2.

Наименование материала.

Номенклат…

Процедура 2: Анализ движения МПЗ.

Источники информации: регистры синтетического учета.

Таблица 6 — Рабочий документ РД-3 Анализ движения МПЗ.

Период.

Сальдо начальное.

Поступление.

Доля к итогу, %.

Выбытие.

Доля к итогу, %.

Сальдо конечное.

Примечания аудитора.

I квартал.

21,45.

41,97.

;

II квартал.

37,91.

32,89.

;

III квартал.

40,64.

25,14.

;

Итого.

;

;

;

Нарушений по учету не обнаружено.

В частности, при использовании подрядчиком материалов поставки заказчика (ст. 745 ГК РФ) следует проверить, приняты ли указанные материалы к учету у подрядчика в установленном порядке. На практике стоимость переданных материалов не оплачивается подрядчиком со своего расчетного счета, а удерживается заказчиком с подрядчика при расчетах за выполненные работы. При этом налог на добавленную стоимость исчисляется подрядчиком исходя из полной стоимости выполненных СМР, включая стоимость переданных заказчиком материалов. Суммы НДС по таким материалам принимаются к вычету у подрядчика на основании выписанных заказчиком счетов-фактур и соответствующих первичных документов при условии указания этих сумм отдельной строкой. Аналогичным образом отражаются в учете операции по передаче (продаже) материалов от генподрядчика субподрядчику.

Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операции по материалам.

Таблица 7- Рабочий документ РД-3.

Дата.

Наименование операции.

Сумма.

Корреспонденция счетов.

БУ.

А.

БУ.

А.

Дт.

Кт.

Дт.

Кт.

18.06.11.

Оприходованы материалы по счет фактуре.

Выделен НДС.

19−3.

19−3.

24.06.11.

Переданы поступившие материалы.

26.06.11.

Поступили расчетные документы поставщика (счет-фактура № 2) на 118 000 в т. ч. НДС.

Выделен НДС.

19−3.

19−3.

26.06.11.

Списаны материалы на производство продукции.

26.06.11.

Принят к вычету НДС.

19−3.

19−3.

В ходе проверки было выявлено:

  • 1. Неверная бухгалтерская корреспонденция при начислении НДС на сумму 36 000 руб.
  • 2. Завышена стоимость материалов, списанных на производство продукции на сумму 150 000 руб.
  • 3. занижена налоговая база по налогу на прибыль на сумму 150 000 руб.

Рекомендуется внести изменения — Бухгалтерский баланс (Форма № 1) в строки 210,211,220,470,624; Отчет о прибылях и убытках в строки 020,050,140,190; Приложение к Бухгалтерскому балансу; представить уточненную декларацию по НДС и налогу на прибыль.

Довольно распространенным нарушением является отражение подрядными организациями стоимости выполненных СМР за вычетом стоимости материалов поставки заказчика. В этих случаях передаваемые заказчиком материалы подрядчиком ошибочно не приходуются, вследствие чего возникает возможность их бесконтрольного использования.

Учет строительных материалов осуществляется строительно-монтажными организациями на субсчете 1 «Сырье и материалы» счета 10 «Материалы». На субсчете 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» счета 10 учитывается стоимость строительных конструкций (деревянных, бетонных, железобетонных, металлических и др.) и деталей.

Процедура 3: Проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению материалов Таблица 8 — Рабочий документ РД-3 документальное подтверждение операций.

Наименование документа.

Номер документа.

Дата документа.

Наименование ТМЦ

Сумма.

Отражение в бух-рии.

Дата.

Сумма.

Д-т.

К-т.

Счет-фактура.

25.06.11.

Цемент.

26.06.11.

Счет-фактура.

27.06.11.

Щебень.

27.06.11.

При аудите следует проверить полноту отнесения затрат, связанных с приобретением и заготовлением строительных материалов, на счет 10. Учетной политикой организации должен быть предусмотрен способ учета этих за трат с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета материалы учитываются на счете 10 по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам.

Пример. На начало месяца предприятие имеет остаток материалов одного вида по учетным ценам на сумму 50 000 руб., отклонение составляет 7000 руб. За месяц поступило материалов того же вида по учетным ценам на сумму 30 000 руб., отклонение — 6000 руб. В течение отчетного месяца списано материалов в производство по учетным ценам на сумму 60 000 руб.

Расчет отклонений, подлежащих списанию на затраты:

  • (7000 + 6000)/(50 000 + 30 000) = 0,1625 — сумма отклонения на единицу материала,
  • 0,1625×60 000 = 9750 руб. — сумма отклонения, подлежащая списанию на затраты.

В процессе аудита следует проверить, соответствует ли состав фактических расходов по заготовлению и доставке материалов нормативному перечню, установленному Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Согласно п. 6 ПБУ 5/01 в состав фактических затрат на приобретение МПЗ включаются:

  • — суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • — суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • — таможенные пошлины;
  • — невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;
  • — вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;
  • — затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • — затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену материала, установленную договором;
  • — начисленные проценты по заемным средствам, если они связаны с приобретением МПЗ и произведены до даты их оприходования на складах организации;
  • — затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в необходимых целях (данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг);
  • — иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Кроме того, следует также проверить, не относились ли расходы по заготовлению материальных ценностей непосредственно по дебету счетов учета издержек производства (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»), минуя счета учета МПЗ.

Основанием для списания строительных материалов на производство являются следующие документы:

  • — производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственно строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем (сборники нормативных показателей расхода материалов разработаны Госстроем России; перечень этих сборников приведен в Письме Госстроя России от 15.01.1998 № ВБ-20−8/12);
  • — локальные и объектные сметы на строящиеся объекты, в которых предусмотрен сметный расход материалов по конструктивным элементам и видам работ;
  • — журнал учета выполненных работ по форме № КС-6а (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100) по каждому объекту строительства (п. 7.2 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.12.2007 № 108;
  • — материальный отчет (форма № М-19) по материально ответственному лицу — производителю работ, начальнику строительного участка;
  • — форма № М-29 — ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам (Порядок составления формы № М-29 утвержден Приказом ЦСУ СССР от 24.11.1982 № 613).

При аудите проверяется наличие указанных выше документов и правильность их заполнения.

Следует также проверить, не допускаются ли расхождения между данными материального отчета и документами на списание материалов (формой № М-29 и актами на разовое списание материалов).

В случае экономии строительных материалов списание их на производство осуществляется по фактическому расходу.

Перерасход материалов, подтвержденный соответствующими расчетами (например, при изменении технологии производства работ, замене отдельных материалов и т. д.), принимается к списанию по разрешению руководителя строительной организации. Суммы дополнительного расхода материалов должны быть согласованы с заказчиком и предъявлены ему к возмещению. Суммы отклонений сверх норм и нормативов, не предъявленные к возмещению заказчикам, подлежат добавлению к налогооблагаемой прибыли.

Необоснованный перерасход материалов на себестоимость СМР не относится, а подлежит возмещению за счет виновных лиц в порядке, установленном действующим законодательством.

Процедура 4: Проверка правильности расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию.

Источники информации: акты инвентаризаций, акты о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистры аналитического и синтетического учета.

Таблица 9 — Рабочий документ РД-4.

Период.

Наименование материала.

Номер и дата документа.

Содержание нарушения.

Списано по данным бух. учета.

Списано по данным аудитора.

Кол-во.

Сумма.

Кол-во.

Сумма.

25.06.11.

Щебень.

6345 от 24.06.11.

нет.

18 т.

115,60.

18 т.

115,60.

26.06.11.

Олифа.

6346 от 25.06.11.

нет.

76,4 кг.

2212,50.

76,4 кг.

2212,50.

При проверке правильности расчетов бухгалтера при определении размера отклонений замечаний нет.

При аудите следует проверить, проводилась ли организацией годовая инвентаризация МПЗ.

Такая инвентаризация проводится в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличие, состояние и оценка МПЗ.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, например — обязательное проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Годовой инвентаризации подлежит имущество организаций, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. При проведении инвентаризации и оформлении ее результатов следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 (ред.8.11.2010г) № 49)).

При проверке материалов инвентаризации следует установить, издавался ли приказ об учреждении постоянно действующих инвентаризационных комиссий, а также рабочих инвентаризационных комиссий, проводились ли организацией контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, соблюден ли порядок регулирования инвентаризационных разниц, установленный ПБУ 5/01, проверить правильность оформления инвентаризационных описей.

Кроме того, необходимо проверить правильность оформления сличительных ведомостей в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в ред. от 03.05.2000).

В ходе инвентаризации были выявлены излишки, то бухгалтерией производится запись:

Дт счета 10, Кт счета 99 — оприходованы и отнесены на увеличение финансового результата излишки, выявленные в результате инвентаризации.

Если в ходе инвентаризации были выявлены недостачи, то в момент выявления они относятся на счет 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» независимо от причины возникновения. Затем по мере выявления виновников и причин недостачи списываются за счет соответствующих источников.

При выявлении недостачи:

Дт счета 94 100 300 Кт счета 20 — списание недостачи, выявленной сверх норм естественной убыли (при отсутствии норм, таким образом, списывается вся сумма недостачи, выявленной по результатам инвентаризации);

Дт счета 732 Кт счета 94 100 300 (субсчет «Недостачи и потери, выявленные в процессе инвентаризации») — списание выявленной недостачи на виновных лиц;

Дт счета 50 Кт счета 732 (субсчет «Расчеты с персоналом по недостачам и хищениям») — отражение сумм недостачи, внесенной виновным лицом в кассу организации;

Дт счета 70 Кт счета 732- отражение суммы недостачи, удержанной из заработной платы виновного работника;

Дт счета 91 921 097 Кт счета 732 — списание на финансовые результаты выявленный при проведении инвентаризации недостачи, во взыскании которой с виновных лиц отказано судом;

Дт счета 91 921 097 Кт счета 94 100 300 — списание на финансовые результаты выявленные при проведении инвентаризации недостачи в случае отсутствия виновных лиц. Данные, занесенные в инвентаризационную опись, являются неопровержимым свидетельством наличия или отсутствия того или другого имущества организации на дату проведения инвентаризации.

Следует также проверить, своевременно ли отражены результаты инвентаризации в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, и в годовом бухгалтерском отчете.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой