Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ расчетов с покупателями и заказчиками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К этому синтетическому счету открывается несколько субсчетов по видам расчетов. Аналитический учет ведется в хронологическом порядке по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю или заказчику. При этом построение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам… Читать ещё >

Анализ расчетов с покупателями и заказчиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ГЛХУ «Дретунский лесхоз» осуществляет заготовку леса и реализацию лесоматериалов государственным предприятиям и частным лицам Республики Беларусь, а также поставку продукции на экспорт.

Покупатели и заказчики — это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.

Основными покупателями и заказчиками ГЛХУ «Дретунский лесхоз» являются: ЗАО «Пинскдрев», Поставский мебельный центр ПЛХО, ОАО «Мостодрев», Борисовский шпалопропиточный завод, Витебсклесопилка, УП «Беллесэкспорт», КУП «Витебскоблдорстрой», БрестСтройДрев, Витебскоблтоп, ОАО «Лунинецлес», УПТК РУП-22, ОАО «Ивацевичидрев», Полоцкая Епархия, КУП ЖКХ «Глубокое», ОАО «Барановичидрев», КУП ЖКХ «Полоцк», Нефтезаводмонтаж, ООО «Диолавтоснаб», Полоцкий лесхоз, Оршанский КСМ, Витебский плодоовощной комбинат, Витебскэнерго БЕЛ ГРЭС и мн. др (приложение 3).

Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (работы, услуги) на ГЛХУ «Дретунский лесхоз» отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Этот счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Выручка от реализации», 91 «Операционные доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы, кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно [8;54].

К этому синтетическому счету открывается несколько субсчетов по видам расчетов. Аналитический учет ведется в хронологическом порядке по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету [Приложение 3, 4], а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю или заказчику. При этом построение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

По мере отгрузки продукции и оказания услуг к оплате предъявляются расчетные документы, в которых величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

К-т 90 «Выручка от реализации», субсчет 1 «Выручка от реализации».

Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается:

Д-т 51 «Расчетный счет»,.

  • 52 «Валютные счета»,
  • 50 «Касса»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками «.

Если расчеты производятся при совершении товарообменной операции, то по соглашению сторон может производиться взаимный зачет задолженностей. Такая операция может отражаться по:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» [2;233].

Рассмотрим хозяйственные операции, связанные с учетом дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета ГЛХУ «Дретунский лесхоз».

Проведем анализ заключенных договоров за 2010 г Таблица 1 — Анализ заключенных договоров ГЛХУ «Дретунский лесхоз» за 2010 г.

Показатели.

На начало года.

На конец года.

Отклонение.

(+; -).

Темп роста (%).

Всего заключено договоров, шт.

1,16.

Количество договоров, по которым обязательства выполнены полностью, шт.

1,24.

Удельный вес договоров, по которым обязательства выполнены полностью в общем объеме заключенных договоров, (%).

0,63.

0,66.

0,03.

1,05.

Количество договоров, по которым обязательства выполнены не полностью.

1,03.

Удельный вес договоров, по которым обязательства не выполнены полностью в общем объеме заключенных договоров, (%).

0,37.

0,33.

— 0,04.

0,89.

Количество договоров, по которым обязательства не выполнены в назначенные сроки.

1,17.

Удельный вес договоров, по которым обязательство не выполнились вообще в общем, объеме заключенных договоров, (%).

0,32.

0,32.

1,00.

Прекращение обязательств, шт.

;

;

;

;

Удельный вес договоров, по которым обязательство были прекращены в общем объеме заключенных договоров, (%).

;

;

;

;

По результатам качественного анализа дебиторской задолженности видно, что возросло число заключаемых предприятием договоров (на 16%), количество договоров, по которым обязательства выполняются полностью, возросло на 24%. В общем числе доля выполненных договоров возрастает на 5%, уменьшился удельный вес договоров с частично выполненными обязательствами. Правда увеличилось на 17% число договоров, обязательства по которым не выполнены, однако их удельный вес в общей структуре остался неизменным. Таким образом, рост дебиторской задолженности на предприятии обусловлен наращиванием объема продаж, неплатежеспособностью потребителей.

покупатель заказчик расчет задолженность Таблица 2 — Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия на 1.01.2011 г.

Показатели.

Изменение задолженности.

Расчеты.

Дебиторская задолженность.

Кредиторская задолженность.

дебиторской.

кредиторской.

на начало года.

на конец года.

на начало года.

на конец года.

С покупателями и заказчиками;

+139.

поставщиками и подрядчиками.

— 7.

— 1305.

По налогам и сборам.

— 2.

+45.

По расчетам с персоналом.

;

— 1.

+29.

По кредитам и займам.

;

;

+881.

По прочим расчетам.

+1.

+142.

ИТОГО.

+131.

— 982.

Вопрос о сопоставимости дебиторской и кредиторской задолженности является одним из актуальных. Кредиторская задолженность на предприятии превышает дебиторскую, так как предприятие привлекает дополнительные источники финансирования, имеет задолженность по уплате налогов и сборов. Также выше кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками, авансам и прочим расчетам.

Считается, если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то предприятие рационально использует средства, т. е. привлекает их в оборот больше, чем отвлекает от оборота. Однако не следует забывать о том, что предприятие обязано погашать кредиторскую задолженность независимо от состояния дебиторской задолженности.

Таблица 3 — Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия за 2010 г.

Показатель.

На начало года.

На конец года.

Отклонение (+,-).

1. Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов.

11,5.

6,4.

— 5,1.

2. Период погашения дебиторской задолженности, дни.

3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов,%.

+3.

4. Оборачиваемость кредиторской задолженности, оборотов.

2,7.

3,3.

+0,6.

5. Период погашения кредиторской задолженности, дни.

— 23.

6. Доля кредиторской задолженности в общем объеме привлеченных средств,%.

62,3.

28,9.

— 33,4.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Снижение данного коэффициента ГЛХУ «Дретунский лесхоз» за рассматриваемый период свидетельствует об увеличении объема предоставляемых кредитов. Однако доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств увеличилась на 3%, что свидетельствует о понижении мобильности структуры имущества предприятия. Увеличился срок погашения дебиторской задолженности.

Средняя продолжительность отсрочки платежей, предоставляемой предприятию ГЛХУ «Дретунский лесхоз», т. е. период оборота кредиторской задолженности на начало 2010 г 135 дней, на конец анализируемого периода уменьшился на 23 дня. Это говорит о том, что ГЛХУ «Дретунский лесхоз» активно финансирует текущую производственную деятельность за счет непосредственных участников производственного процесса (за счет использования отсрочки оплаты по счетам и т. д.).

Высокая доля кредиторской задолженности снижает финансовую устойчивость и платежеспособность организации, однако кредиторская задолженность, если это задолженность поставщикам и подрядчикам, дает предприятию возможность пользоваться «бесплатными» деньгами на время ее существования. Доля кредиторской задолженности ГЛХУ «Дретунский лесхоз» на конец 2010 г снизилась на 33,4%.

В результате расчетных операций предприятие одновременно выступает финансовым донором и реципиентом; в первом случае оно кредитует одних контрагентов (покупателей своей продукции), во втором — получает средства во временное пользование от других контрагентов.

Тем не менее, избежать появления дебиторской задолженности по текущим операциям практически невозможно (для этого нужно продавать всю свою продукцию на условиях предоплаты или оплаты за наличный расчет, что возможно, например, когда продукция пользуется повышенным спросом). Поэтому в любом предприятии должна существовать система регулирования отношений с контрагентами по товарным операциям.

Дебиторская задолженность представляет собой динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т. е. в принципе она невыгодна предприятию, с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, однако этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

Дебиторская задолженность по товарным операциям возникает при оплате с отсрочкой платежа как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.

При выборе вариантов управленческих решений по сокращению дебиторской задолженности следует учесть, что ГК РБ устанавливает ряд способов прекращения обязательств:

отступное соглашение — прекращение обязательств путем предоставления кредитору взамен определенной суммы денег, передачи имущества;

зачет взаимных требований — прекращение обязательств путем полного или частичного зачета встречного однородного требования;

совпадение должника и кредитора в одном лице;

новация — прекращение обязательств путем замены первоначального обязательства другим между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

участие в расчетах третьих лиц — исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо;

уступка права требования — право (требование) может быть передано другому лицу по сделке или на основе закона;

перевод долга — перевод должником своего долга на другое лицо с согласия кредитора;

получение складского свидетельства — обязательство может быть прекращено путем получения складского свидетельства.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам:

срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).

Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает: а) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит, б) определение оптимальных условий кредитования; в) четкую процедуру предъявления претензий; г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями, подразумевает: а) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.; б) минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов; в) направление платежных документов по надлежащим адресам; г) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты; д) четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению дебиторской задолженностью, входят в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого контроля. Они не формализованы, а их основное содержание — контроль за своевременностью оплаты счетов.

Исходя из возможностей, предоставленных ГК РБ, следует вести переговоры с должниками и составлять соответствующие юридические документы. Кроме того, здесь требуется и оперативное напоминание должнику о предстоящем наступлении срока расчетов или его нарушении.

В целях сокращения финансовых потерь организации следует производить сверки расчетов и создавать резервы сомнительных долгов в бухгалтерском (в соответствии с Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РБ) и налоговом учете.

При прогнозировании дебиторской задолженности покупателей и заказчиков за отгруженную им продукцию (товары, работы, услуги) рекомендуется производить расчеты необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность.

Таким образом, можно сформулировать следующие рекомендации по управлению дебиторской задолженностью для ГЛХУ «Дретунский лесхоз»:

Осуществлять постоянный контроль за состоянием расчетов с покупателями. С целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями расширять по возможности круг потребителей продукции. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и потребует привлечения дополнительных дорогостоящих источников финансирования.

Использовать предоставление скидок с договорной цены при досрочной оплате и формы досрочного погашения дебиторской задолженности. Разработка гибкой кредитной политики для покупателей и заказчиков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой