Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бухгалтерская служба банка: структура и функции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предварительный контроль ведется посредством контрольных подписей. Главный бухгалтер обязательно подписывает документы, содержащие информацию о движении по счетам фондов банка, иностранной валюты (или начальник валютного отдела), драгоценных металлов, а также информацию о подкреплении и излишках кассы, о прибылях и убытках. Он также подписывает документы по внебалансовым долгам, списываемых… Читать ещё >

Бухгалтерская служба банка: структура и функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципиальные требования к организации бухгалтерской службы банка определены в Правилах учета (часть III, раздел 1).

Организационную структуру бухгалтерского аппарата банк устанавливает самостоятельно. Это, как правило, единое бухгалтерское подразделение, состоящие из отделов и/или секторов (например, отделы учета операций в рублях, учета валютных операций, учета операции с ценными бумагами и др.). Независимо от специфики организационной структуры все бухгалтерские работники банка подчиняются его главному бухгалтеру.

Совокупность процессов, связанных с выполнением операционной работы и ведением бухгалтерского учета, называют учетно-операционной работой, а работников, выполняющих соответствующие функции, — учетно-операционным аппаратом банка.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций несет руководитель банка. Ответственность за формирование учетной политики, ведение учета, своевременное представление полной и достоверной отчетности возлагается на главного бухгалтера банка. Обычно главный бухгалтер имеет заместителей, отвечающих за разные участки работы: учет внутрихозяйственных операций банка, операционный учет, учет валютных операций, учет ценных бумаг, учет доходов, расходов и финансовых результатов, а также составление финансовой и налоговой отчетности.

Основные задачи главного бухгалтера — методическое обеспечение учета совершаемых банком операций, аналитические и контрольные функции, обеспечение обязательств банка. Главный бухгалтер организует учетно-операционную работу, занимается организационными вопросами, обеспечивает:

  • · отражение на счетах бухгалтерского учета операций, совершаемых банком;
  • · оформление открытия счетов клиентов;
  • · контроль исправлений в лицевых счетах;
  • · контроль начисления процентов по счетам;
  • · контроль за использованием бланков строгого учета;
  • · распределение счетов бухгалтерского учета и обязанностей между ответственными исполнителями;
  • · представление руководству банка оперативной информации;
  • · составление отчетности;
  • · экономический анализ финансовой деятельности банка.

Главный бухгалтер ежедневно проверяет заключение кассовых операций, полноту оприходования денег, сводку оборотов и баланс за день, правильность формирования и хранения денежно-расчетных документов. Однако на него не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за деньги и материальные ценности.

Главный бухгалтер, его заместители и начальники отделов разрабатывают должностные инструкции для бухгалтерских работников, а также порядок ведения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанных сведений в вычислительный центр либо в информационную систему, другие внутренние документы, регламентирующие различные стороны работы бухгалтерии, ведения учета и отчетности.

Организация учетно-операционной работы во многом зависит от установленного в банке документооборота, т. е. порядка прохождения документов по всем стадиям их обработки с момента поступления в банк или создания до сдачи в архив (документы дня). Документооборот разрабатывает главный бухгалтер. В целях рационализации этого порядка в банке составляется график документооборота, который утверждает руководитель.

Требования главного бухгалтера относительно документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех сотрудников банка. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должностных лиц денежные и расчетные документы, финансовые обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Право подписания расчетно-кассовых документов оформляется руководителем банка. Образцы подписей передаются в кассу операционным и контролирующим работникам и прочим службам, где используются документы. Право первой подписи на указанных документах имеют обычно руководители и главные бухгалтера банков, их заместители и начальники учетно-операционных отделов.

Учетно-операционный аппарат состоит, как правило, из ответственных исполнителей, а в необходимых случаях — из операционных бригад. Ответственными исполнителями назначаются наиболее подготовленные работники, имеющие достаточный опыт работы в банке. Они проверяют и оформляют для отражения в учете документы, поступающие в банк от клиентов, филиалов и других банков. Все счета бухгалтерского учета распределяются между ответственными исполнителями так, чтобы обеспечить систематический контроль, предотвратить задержки в обработке и оформлении документов и обеспечить равномерную нагрузку на каждого работника.

Операционные группы создаются в крупных банках; это позволяет повысить производительность труда, ускорить документооборот, усилить внутренний контроль и обеспечить взаимозаменяемость работников. Общее руководство в группе возлагается на более опытного работника, который организует работу и контролирует своевременность оформления операций. Руководитель группы несет ответственность за работу всей группы.

Распределение счетов и обязанностей между ответственными исполнителями и операционными бригадами — прерогатива главного бухгалтера.

Ответственные исполнители ведут расчетное и кассовое обслуживание клиентов, имеют право оформлять и подписывать расчетные документы, лицевые счета. В течение дня они перечисляют деньги в установленной очередности и в пределах остатков средств на расчетных и текущих счетах клиентов. С этой целью ведется оперативный учет состояния соответствующих счетов.

В обязанности операциониста входит:

  • 1. прием от клиентов (их представителей) расчетно-денежных документов;
  • 2. оформление приходных кассовых операций;
  • 3. прием чеков, выдача клиенту контрольной марки принятого чека, проверка в установленном порядке личности получателя денег;
  • 4. разъяснение правил оформления расчетно-денежных документов, а также других вопросов;
  • 5. выдача под расписку платежных поручений, акцептованных банком, документов по аккредитивам, а также выписок из лицевых счетов, приложений к ним и других документов клиентам.

В обязанности оператора подразделения автоматизации учета входит:

  • 1. сверка документов аналитического и синтетического учета;
  • 2. формирование и подсчет мемориальных документов;
  • 3. подсчет процентных чисел по лицевым счетам и начисление процентов;
  • 4. выполнение разного рода подсчетов и составление сводных ордеров и описей бухгалтерского оформления операций.

В этом подразделении составляется отчетность банка, поэтому в обязанности оператора входит также:

  • 5. распечатка лицевых счетов и проверочных ведомостей остатков средств на лицевых счетах по состоянию на 1-е число месяца;
  • 6. составление ежедневного баланса остатков средств на счетах;
  • 7. составление сводных ордеров и ведомостей;
  • 8. заполнение ведомостей отчетности.

Контролер руководит работой операционной группы (бригады), а именно:

  • 1. проверяет правильность надписей на чеках и расходных ордерах;
  • 2. подписывает документы и выписки из лицевых счетов (контрольная подпись);
  • 3. ведет кассовые расходные журналы, сверяет их итоги с кассой;
  • 4. проверяет правильность сверки данных аналитического и синтетического учета;
  • 5. проверяет отчетность бригады.

Важное место в каждодневной деятельности банка отводится внутреннему контролю, который подразделяется на предварительный (до составления баланса) и последующий (после составления баланса).

Предварительный контроль ведется посредством контрольных подписей. Главный бухгалтер обязательно подписывает документы, содержащие информацию о движении по счетам фондов банка, иностранной валюты (или начальник валютного отдела), драгоценных металлов, а также информацию о подкреплении и излишках кассы, о прибылях и убытках. Он также подписывает документы по внебалансовым долгам, списываемых в убыток, ордера на закрытие клиентских счетов, на исправление ошибок в учете, кассовые документы и некоторые другие.

Контрольные подписи ответственных исполнителей ставятся на расчетно-кассовых документах, при списании средств со счетов клиентов, при выдаче чековых книжек и акцептованных поручений, на документах по операциям без акцепта и документах кредитного отдела, по операциям на счетах для учета вкладов граждан. Перечень операций банков, подлежащих дополнительному контролю, указан в Правилах учета (приложение 5).

Обязательной частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль. Главный бухгалтер, его заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны систематически проводить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы. В ходе таких проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения учета и приниматься меры к устранению недостатков.

В штат учетно-операционного аппарата обычно входят работники, задача которых — последующий контроль сделанных бухгалтерских проводок, включая кассовые. Так, все бухгалтерские операции, проведенные в предыдущий день, должны быть проверены в течение следующего рабочего дня на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других регистрах бухгалтерского учета. Проверяется наличие подписи уполномоченного работника банка на соответствующих документах, правильность перенесения в лицевые счета соответствующих реквизитов и сумм документов, входящих остатков и выведения исходящих остатков, правильность оформления документов, совершения исправительных записей, если они делались, и др. О проведенной проверке делается запись в бухгалтерском журнале.

Результаты последующих проверок оформляются справками. Руководящие работники банка обязаны в 5-дневный срок после получения такой справки лично рассмотреть ее в присутствии сотрудников бухгалтерии и принять адекватные меры.

Банки обязаны хранить свою бухгалтерскую документацию (первичные учетные документы, регистры учета и отчетность) в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами государственного архивного дела, но не менее 5 лет. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера банка.

Практическая часть

Учет финансовых результатов Задание 1. ООО «Сервис» организовано в октябре 2006 г., оборотов по счетам не имело. В ноябре ООО «Луч» реализовало на 120 000 руб. товаров себестоимостью 50 000 руб.; в декабре было реализовано товаров на 60 000 руб. себестоимостью 30 000 руб. Расходы на продажи ежемесячно составляли по 10 000 руб. Определите финансовый результат и завершающими оборотами по окончании 2006 г. произведите закрытие субсчетов счета 90 «Продажи».

Содержание хозяйственной операции.

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов.

Дебет.

Кредит.

Ноябрь 2006 г.

Отражена выручка за проданные товары.

90.1.

Списана себестоимость проданных товаров.

90.2.

Списаны расходы на продажи за ноябрь.

90.2.

Выделен НДС с реализованных за ноябрь товаров.

90.3.

68.2.

Выявлен финансовый результат (прибыль) за ноябрь 2006 г.

90.9.

Декабрь 2006 г.

Отражена выручка за проданные товары.

90.1.

Списана себестоимость проданных товаров.

90.2.

Списаны расходы на продажи за декабрь.

90.2.

Выделен НДС с реализованных за декабрь товаров.

90.3.

68.2.

Выявлен финансовый результат (прибыль) за декабрь 2006 г.

90.9.

Завершающие обороты 2006 г.

Закрыт субсчет 90−1 «Выручка».

90.1.

Закрыт субсчет 90−2 «Себестоимость продаж».

90.2.

Закрыт субсчет 90−3 «НДС».

90.3.

Задание 2. ООО «Луч» в ноябре 2006 г. реализовано основное средство за 24 000 руб. остаточной стоимостью 15 000 руб. В ноябре и декабре учтены расходы на оплату процентов за кредит по 10 000 руб. ежемесячно.

Содержание хозяйственной операции.

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов.

Дебет.

Кредит.

Ноябрь 2006 г.

Отражена выручка от реализации основных средств.

91.1.

Списана остаточная стоимость реализованных основных средств.

91.2.

Выделен НДС с реализации основного средства.

91.2.

68.2.

Начислены проценты за кредит за ноябрь.

91.2.

66.3.

Выявлен финансовый результат (убыток) от прочих доходов и расходов.

91.9.

Декабрь 2006 г.

Начислены проценты за кредит за декабрь.

91.2.

66.3.

Выявлен финансовый результат (убыток) от прочих доходов и расходов.

91.9.

Завершающие обороты 2006 г.

Закрыт субсчет 91−1 «Прочие доходы».

91.1.

Закрыт субсчет 91−2 «Прочие расходы».

91.2.

Задание 3. На основании двух предыдущих примеров в бухгалтерском учете ООО «Луч» по состоянию на 31.12.2006 г. по счету 99 «Прибыли и убытки» образовалось кредитовое сальдо в размере 35 000 руб. Предположим, что «бухгалтерская» и «налоговая» прибыль совпадают. Ставка налога на прибыль 24%. Определите чистую прибыль и отразите следующие операции.

Содержание хозяйственной операции.

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов.

Дебет.

Кредит.

Начислен налог на прибыль по итогам 4 квартала 2006 г.

68.4.

Закрыт счет 99 «Прибыли и убытки».

Задание 4. В отчетном периоде организация реализовала готовую продукцию на сумму 271 400 руб. (в том числе НДС). Право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателям в момент отгрузки. Себестоимость отгруженной продукции — 160 000 руб. Расходы на продажу составили 25 000 руб. В конце отчетного периода на расчетный счет организации поступила выручка в оплату отгруженной продукции в размере 200 000 руб.

Составьте бухгалтерские проводки и определите финансовый результат от реализации продукции:

Содержание хозяйственной операции.

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов.

Дебет.

Кредит.

Отражена выручка от реализации продукции.

90.1.

Начислен НДС с выручки в бюджет.

90.3.

68.2.

Списана фактическая себестоимость реализованной продукции.

90.2.

43(45).

Списаны расходы, связанные с продажей продукции.

90.2.

Поступили денежные средства от покупателя за проданную продукцию.

51.1.

Отражен финансовый результат от продажи продукции.

90.9.

Задание 5. В отчетном периоде организацией были получены следующие доходы, не являющимися доходами от обычных видов деятельности:

  • — поступления от продажи объекта основных средств — 11 800 руб. (в том числе НДС);
  • — доход по принадлежащим организации акциям акционерного общества — 30 000 руб.;
  • — проценты по предоставленному работнику займу — 400 руб.

Первоначальная стоимость реализованного объекта основных средств — 10 000 руб., сумма начисленной амортизации — 4 000 руб.

Организацией осуществлены расходы:

  • — признан к уплате штраф за нарушение условий договора аренды — 3 700 руб.;
  • — списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности — 15 000 руб.

Составьте бухгалтерские проводки и определите сальдо прочих доходов и расходов:

Содержание хозяйственной операции.

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов.

Дебет.

Кредит.

Отражена выручка от реализации объекта основных средств.

91.1.

Начислен НДС с выручки от продажи объекта основных средств в бюджет.

91.2.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой