Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Наскальные росписи Казахстана: датировка и семантика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Петроглифы как вид изобразительного искусства возникли на территории Казахстана еще в глубокой древности и сохранились вплоть до наших дней. Большое количество памятников наскального искусства, открытых в последние годы, раскрывают своеобразие художественных культурных традиций древних племен. Наиболее известные центры наскального изобразительного творчества Казахстана находятся в Семиречье. Хотя… Читать ещё >

Наскальные росписи Казахстана: датировка и семантика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наскальные росписи Казахстана. Датировка и семантика

Наскальные изображения — наиболее универсальный источник по истории духовной и материальной культуры человеческих сообществ, зафиксированный практически на всех континентах. Петроглифыуникальное явление в сфере развития духовного потенциала человека на протяжении многих тысячелетий, начиная с древнекаменного века. Изобразительные памятники фиксировали события, окружающую действительность, накопленные опыт и знания, мировоззренческие ориентиры в образах, метафорах, символах и передавали аккумулированную особым способом информацию последующим поколениям, выполняя специфическую функцию знаково-коммуникативной системы.

В последнее время в мире наблюдается всплеск интереса к проблемам изучения наскальных изображений — основного компонента древних изобразительных памятников, вследствие чего происходит колоссальное расширение источниковой базы научных исследований этого феномена культурного наследия, совершенствуются старые методы исследования, возникают новые. Продолжается процесс совершенствования приемов фиксации, документирования, а при определении хронологии используются последние достижения естественно-технических наук. Вырабатываются новые подходы к методологическим принципам интерпретации содержания петроглифов, как у отдельных исследователей, так и у различных научных школ и центров. Казахстан, как важнейший очаг центральноазиатской наскального искусства, изначально был интегрирован в этот процесс.

Целью данной работы является определение наиболее древних петроглифов Казахстана, а также поиск ключа к семантике наскальных надписей.

Основные задачи:

  • 1 Изучение литературы по данной теме;
  • 2 Определение современных методов исследования наскальных надписей;
  • 3 Посещение грота Ак-Баур, являющегося ключом к семантике наскальных надписей Восточного Казахстана.

Наскальные изображения Казахстана входят в копилку центральноазиатского наскального изобразительного искусства, созданного творческим гением многих поколений художников-монументалистов. Они охватывают время от неолит-энеолита до позднего средневековья, хотя некоторые факты указывают на более ранний период появления наскального изобразительного искусства на территории современного Казахстана. Особую категорию составляют казахские этнографические рисунки в северо восточном Прикаспии, выполненные на податливом для обработки материале — известняке.

Основные проблемы, связанные с изучением наскальных изображений Казахстана, обретают еще большую актуальность в свете наметившихся в науке тенденций. Однако в исследовании наскальных изображений необходимо определить общее направление развития казахстанской петроглифики в контексте современной научной интеграции.

Актуальными остаются также проблемы фиксации, учета и документации, которые эмпирическим путем прошли эволюцию от составления первых простых визуальных графических планов местонахождений петроглифов до разработки особо точных способов картографирования памятников с использованием лазерных, космических и иных доступных в современных условиях достижений.

Петроглифы Казахстана изучаются с 18 века. В изучение наскальных надписей внесли вклад такие ученые как:

  • 1 Алпысбаев Хасан Алпысбаевич — первооткрыватель ЮжноКазахстанского центра палеолитических культур. Им обнаружены, ныне общеизвестные, многослойная палеолитическая стоянка им. Ч. Валиханова (Байдыбекский р-он ЮКО) и уникальная неолитическая пещерная стоянка Караунгур (Тюлькубасский р-он ЮКО). Впервые Алпысбаевым были высказаны предположения, что территория Казахстана является одним из центров расселения древнейшего человека.
  • 2 Кадырбаев Мир Касымович — первооткрыватель тасмолинской археологической культуры раннего железного века. Кадырбаев внес огромный вклад в изучение петроглифов Южного Казахстана. В 1972;73гг., возглавляя каратаусский отряд Ю.К.К.А.Э., впервые исследовал и опубликовал материалы по наскальному искусству хребта Каратау: петроглифы Арпаузен, Кошкарата, Койбагар, Суиндыксай.
  • 3 Маргулан Алькей Хаканович — его труды посвящены истории материальной и духовной культуры казахов, им были открыты уникальные археологические памятники эпохи бронзы и раннего железа. Стоял у истоков изучения археологических и архитектурных памятников Юга Казахстана.
  • 4 Мирзабаев Абдукадыр Султанович — главная тема его научных интересов — наскальное искусство древних. В его публикациях даны исчерпывающе топография, периодизация, классификация, характеристика, иконологический анализ и семантика крупнейших местонахождений петроглифов разных эпох. Он изучал петроглифы Каскабулака, Аксу-Джабаглы, Боролдая.
  • 5 Василий Васильевич Радлов — открыл уникальный Берельский курган и первым обнаружил подкурганную мерзлоту. Раскопки Радлова положили начало изучению Пазырыкской культуры.
  • 6 Самашев Зайнолла — исследовал и систематизировал петроглифы Верхнего Прииртышья, первым исследовал росписи грота Ак-Баур; наскальные надписи в предгорьях Мугоджар и Центрального Казахстана и т. д.

Во многих научных экспедициях участвовали студенты Пединститута города Усть-Каменогорска, ныне ВКГУ им. С. Аманжолова. Например, в 1960 г Восточно-Казахстанской экспедицией Ленинградского отделения Института археологии АН СССР под руководством С. С Черникова был раскопан «Золотой курган», находки в котором, несомненно, имеют большое историко-художественное значение [1]. На данный момент студенты ВКГУ специальности «История» каждый год проходят археологическую практику в Чиликты (Зайсан), делают множество открытий и находок.

Петроглифы как вид изобразительного искусства возникли на территории Казахстана еще в глубокой древности и сохранились вплоть до наших дней. Большое количество памятников наскального искусства, открытых в последние годы, раскрывают своеобразие художественных культурных традиций древних племен. Наиболее известные центры наскального изобразительного творчества Казахстана находятся в Семиречье. Хотя история изучения подобных памятников насчитывает более ста лет, еще недавно о них было известно очень мало. На сегодняшний день в Семиречье обнаружено около 50 памятников, где находятся скопления наскальных рисунков. Наиболее известные из них это петроглифы в урочище Тамгалы, в долине реки Коксу, в горах Шолак, Киндыктас, Анрахай и Баян Журек. Наряду с крупными святилищами, насчитывающими по несколько тысяч наскальных изображений, есть небольшие группы петроглифов в ущельях, на сопках и могильных камнях, в которых бывает по несколько сотен, а то и десятков изображений. Своеобразие основной группы петроглифов Западного Семиречья, выполненных в определенном стиле, закрепило за ними название по наиболее крупному святилищу: «петроглифы тамгалинской традиции». Урочище Тамгалы расположено в 170 км к северо-западу от г. Алматы в горах Анрахай. Большинство петроглифов расположено в нижней части главного ущелья и в примыкающем к нему с запада боковом ущелье, а также в 7 саях, расположенных к северо-западу от основного ущелья. Общее количество рисунков в главном ущелье — около 2000. Все они условно разделены на 7 групп. Отсчет групп идет от устья ущелья.

К числу наиболее выдающихся местонахождений петроглифов относится Сагындык, открытый в 2004 году аспирантом Института археологии МОН РК С. Мургабаевым в 50 километрах к северо-востоку от села Енбекши Шиелинского района Кызылординской области. Самые древние петроглифы в Казахстане, исследованные Самашевым в предгорьях Мугоджар, в верховьях р. Жем (Эмба) (грот Толеубулак), в прибрежной зоне Каспийского моря, неподалеку от г. Актау (стоянки Коскудык I, II) и на р. Оленты в Центральном Казахстане.

Абсолютно достоверная интерпретация древних изображений практически невозможна, за редкими исключениями, связанными с надписями и иными дополнительными данными. При изучении изображений, относящихся к дописьменным культурам, речь может идти лишь о стремлении к максимально правдоподобному и непротиворечивому объяснению. петроглиф семантика памятник наскальный Необходимыми (хотя и недостаточными) условиями правдоподобного объяснения сюжетов, т. е. композиций должны быть следующие:

  • 1 Доказанность того, что все, составляющие композицию рисунки, были сделаны одновременно;
  • 2 Если объясняется сцена из нескольких изображений, то наиболее непротиворечивой можно считать ту интерпретацию, которая объясняет все составляющие сцену изображения во взаимосвязи между собой.
  • 3 Необходимо четко отделять описание от объяснения.

Подход к древним изображениям как к тексту на неизвестном языке можно считать вполне плодотворным. Как и во всей остальной археологии, такой подход требует поиска аналогий, как в иных изобразительных памятниках, так и (при определенных условиях) в этнографических материалах, письменных источниках и фольклорных текстах.

На данный момент для датировки наскальных надписей используют радиоуглеродный метод датирования.

Метод датирования органических материалов путем измерения содержания радиоактивного изотопа углерода С14. Этот метод широко применяется в археологии и науках о Земле.

Впервые для определения возраста памятников наскального искусства наряду с традиционными приемами были использованы методы естественных наук — геомикробиологический анализ физико-химической структуры и механизмов образования патины наскальных рисунков путем сканирования электронным микроскопом образцов и радиометрические исследования для получения прямых С14 дат, что открывает новые перспективы в петроглифоведении Казахстана.

Своеобразным ключом к датировке и семантике наскальных памятников Казахстана можно считать Ак-Баур[2]. Сложный многоаспектный уникальный комплекс объектов — Ак-Баур находится в 38 км от города Усть-Каменогорска, за поселком Ленинка, среди отрогов Калбинских гор. Одним из первых обширные исследования в окрестностях посёлка Ленинка и в гроте Ак-Баур произвёл З. С. Самашев. Он открыл огромное число наскальных рисунков различных исторических периодов, сделал их описание и дал научную интерпретацию. Исследователи и краеведы из города Усть-Каменогорска — Е. В. Курдаков, В. А. Иконников, Н. И. Левченко, С. С. Царегородцева и другие, обнаружили и провели фотографическую съемку многих объектов в Ак-Бауре, высказали интересные гипотезы об их назначении. Они пришли к выводу, что астроархеологический комплекс Ак-Баур занимал довольно большую территорию, на которой проводились обряды и ритуалы жившими здесь в различное время древними племенами.

Название Акбаур иногда дословно переводят как «белая печень» (З.С.Самашев, Е. В. Курдаков и др.). В казахско-русском словаре у слова «бауыр» приводят следующие значения: 1) печень; 2) кровный родственник; 3) склон, подножие горы. В современном казахском языке у слова «бауыр» есть переносное значение — младший брат, точнее, самый любимый младший братишка и может ассоциироваться как «младший», «меньший», так как рядом с Ак-Бауром находятся более высокие горы Кызыл-тас.

Урочище Ак-Баур на Западном Алтае уникально тем, что в комплекс памятников входит грот, в котором жрецы оставили оригинальные рисунки-символы, сделанные красным цветом. Грот с писаницами находится на южном склоне одноименной сопки, примерно в 3 м выше ее подножия, в 1 км от правого берега р. Уранхай, между селами Бестерек и Ленинка Уланского района. Сопка довольно высокая и крутая, из серого гранита, по форме напоминающая пирамиду. Всего здесь сохранилось более 80 рисунков, выполненных темно-коричневой охрой. Писаницы расположены главным образом на противоположной от входа стене и частично — на потолке грота. Левая часть композиции мере повреждена натеками и воздействием ветра.

З.С.Самашев не только обнаружил рисунки Ак-Баура, но сделал вывод об их астрономическом значении. Исследователь из Восточного Казахстана Владимир Иконников сравнил общий вид наскальных рисунков грота Ак-Баур, который составил З. Самашев, с небесными созвездиями. И обнаружил множество сходств между ними. В рисунках грота Ак-Баур представлена не полная картина неба, а частичная, но важная именно для юго-западной ориентации этого объекта. На стене грота изображены не «неподвижные» реальные созвездия, а скорее их зрительно-образное восприятие, переданное путём геометрической разметки, своеобразное соединение мировоззренческих основ с математикой и астрономией в единое целое.

Надо сказать, что сама идея изображения сферической картины звездного неба на сферической поверхности стен грота приближала древних людей к большей точности нанесения реальных расстояний между звездами. Но сам способ нанесения изображений отдельных участков неба, скорее всего, был линейным, поэтому искажения оказались неизбежны и, в результате, мы сегодня исследуем линейно развернутую картину звездного неба.

По мнению Л. С. Марсадолова, в гроте изображена картина Вселенной как ее представлял человек конца неолита-начала бронзы. Этот ученый произвел замеры межу рисунками в гроте и сделал вывод об их соответствии древним мерам длины: пядь, локоть, сажень (кулаш) и др. [4]. То есть в наскальных изображениях «зашифрованы» представления древнейшей астрономии и геометрии, это первые попытки человека познать Вселенную, определить в ней свою роль и место.

Десятки исследователей внесли свой посильный вклад в изучение святилищ и петроглифов Казахстана, так как наскальные изображения составляют часть изобразительной творческой деятельности человека. Вопросы о семантике наскальных изображений до сих пор остаются остро дискуссионными и важными [5]. Вырабатываются новые методы исследования, визуальные архетипы петроглифов Казахстана оказываются сопоставимы с семантикой скифского золота, кельтских орнаментов и христианских символов [6].

Наскальные изображения Казахстана используются как источник для реконструкции наиболее важных культурно-исторических процессов, происходивших в казахских степях и в Центральной Азии в целом. Семантика наскальных изображений во многих странах осмысляется как символ и используется как государственной символике. Например, на денежных банкнотах и монетах Казахстана есть изображения наскальных изображений. Символом музыкального конкурса «Азия Дауысы» стало солнцеголовое божество из Тамгалинского урочища.

  • 1 Черников С. С. Загадка Золотого кургана /С. С. Черников. — М.: Наука, 1965.
  • 2 Самашев З. С. Петроглифы Казахстана/ З. С. Самашев.- Алматы: Онер, 2006.
  • 3 Самашев З. С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья/ / З. С. Самашев .- Алма-Ата:Галым,-1992.-7С.
  • 4 Ак-Баур — древнее святилище на Западном Алтае", под общей редакцией Л. С. Марсадолова, Усть-Каменогорск, 2007.
  • 5 Самашев З. С. Некоторые дискуссионные вопросы изучения наскальных изображений в Казахстане.//Алаш, 2009. № 3 (24).
  • 6 Малаев А. Казахские пиктограммы/А.Малаев.- Алматы, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой