Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научный дискурс и общенаучный лексикон

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К общенаучному лексикону относятся абстрактные существительные, называющие аппарат научно-познавательной деятельности (вопрос, проблема, понятие, анализ, процедура, схема и др.). Эти существительные называются общенаучными переменными, поскольку имеют обязательную атрибутивную валентность (проблема N, понятие N). Хотя они не используются в метатекстовой функции, они играют важную роль… Читать ещё >

Научный дискурс и общенаучный лексикон (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основная цель научного произведения — сообщение о результатах проведенного исследования и объяснение способа их получения, формулировка новых идей и их обоснование. Соответственно, научный дискурс представляет собой логически взаимосвязанную последовательность речевых (дискурсивных) действий, соответствующих операциям научного мышления [Митрофанова, 1973; Николаев, 1998; Рябцева, 1992]. К типичным операциям относится обоснование вывода, выдвижение гипотезы, введение термина и понятия, приведение фактов и доказательств, подведение итогов и др. Как правило, эти операции более или менее явно помечаются общенаучными словами и выражениями, образующими общенаучный лексикон.

Наиболее явными маркерами мыслительных операций служат так называемые ментальные перформативные высказывания (например: ниже рассмотрим, особо подчеркнем), которые обычно квалифицируют применяемую операцию. В работе [Рябцева, 1992] описаны виды перформативных высказываний, опирающиеся на широкий круг ментальных перформативных глаголов (опишем, предположим, заметим и т. п.):

канонические, с глаголом в 1 лице множественного числа (мы покажем);

«установочные», с модальным или оценочным словом (необходимо/нетрудно заметить);

в форме деепричастия или деепричастного оборота (резюмируя вышесказанное);

в безличной форме (представляется, что…).

В научных текстах встречаются также дескриптивные (косвенные) варианты ментальных перформативов, используемые либо для перифразирования (эти данные приводятся в таблице 3 вместо канонического мы приводим эти данные в таблице 3), либо для установления связей между высказываниями текста (далее кратко изложен).

Кроме перформативов используются также маркеры очередности (во-первых, наконец и др.); коннекторы — союзы и союзные слова (однако, благодаря тому, что и т. п.); слова-оценки (возможно, по-видимому и т. п.), часто встречающиеся и в текстах других стилей [Севбо, 1989].

Все указанные виды дискурсивных маркеров имеют ярко выраженный метатекстовый характер [Вежбицка, 1978], большинство из них функционируют в тексте как метатекстовые операторы, предполагающие в своем составе сентенциальный или атрибутивный аргумент: подчеркивается, что S, рассмотрим N).

К общенаучному лексикону относятся абстрактные существительные, называющие аппарат научно-познавательной деятельности (вопрос, проблема, понятие, анализ, процедура, схема и др.). Эти существительные называются общенаучными переменными [Севбо, 1989], поскольку имеют обязательную атрибутивную валентность (проблема N, понятие N). Хотя они не используются в метатекстовой функции, они играют важную роль в структуризации научной информации. Общенаучные переменные обычно употребляются в научных текстах с перформативными глаголами (ввести понятие, подвергнуть анализу) [Словарь, 1973].

Таким образом, общенаучный лексикон охватывает широкий круг семантически и грамматически разнородных слов и выражений общенаучной речи. Важно, что он не зависит от конкретной предметной области и сравнительно немногочисленен. Заметим, что лексикон состоит из общеупотребительных слов, поэтому их метатекстовая функция в конкретном предложении текста (т.е. выполняют ли они роль дискурсивного маркера) в общем случае может быть установлена только в результате исследования контекста их употребления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой