Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проверка полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ресурсов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутренние документы сверяются с сопроводительными документами поставщиков при проверке полноты оприходования материальных ценностей. При этом проверяются правильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших материальных ценностей и своевременность предъявления; претензий к поставщикам или железнодорожной (транспортной) организации. Расхождения в количестве и качестве… Читать ещё >

Проверка полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью поступления, полнотой и своевременностью оприходования приобретенных ценностей является предварительный и текущий контроль за указанными операциями, осуществляемый общественными контролерами, вышестоящими организациями. В ходе предварительного контроля выявляют наличие расчетов потребности, договоров и других оснований для совершения сделки по поставщикам той или иной партии ценностей, соблюдение действующего порядка выдачи доверенностей на их получение, сроков условий доставки, формы расчетов.

Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и оприходования указанных материальных ценностей путем проверки товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки с документами о оприходованию этих ценностей или фактическим осмотром и инвентаризацией их в натуре. Особое внимание в этих случаях следует обратить на обоснованность приобретения тех или иных ценностей, своевременность их оприходования и эффективность использования. Необходимо выяснить, соблюдается ли на предприятии порядок выдачи доверенностей на получение материальных ценностей и отчетности по их использованию. При этой проверке необходимо выяснить: ведется ли на предприятии журнал учета выдачи доверенностей по типовой форме; соблюдается ли установленный порядок отчетности за полученные доверенности; выдаются ли доверенности только работникам данного предприятия, отчитавшимся по предыдущим доверенностям; на какой срок выдаются доверенности (как правило, они должны выдаваться на срок не более 15 дней или в исключительных случаях при систематическом получении материала — на месяц); возвращаются ли неиспользованные доверенности на следующий день после истечения срока их действия; сдает ли доверенное лицо после получения ценностей документы о выполнении поручений и о сдаче на склад материальных ценностей. Тщательно проверяют соблюдение порядка хранения книжек доверенностей и текущего контроля за этими операциями со стороны главного бухгалтера.

Своевременность оформления документов при приемке и отпуску ценностей и записи в книги или карточки складского учета проверяется при обследовании мест хранения материальных ценностей. При этом необходимо выяснить наличие на складе неучтенных излишков, договоров (контрактов) и разовых сделок по поставщикам материальных ресурсов.

Объектом исследования проверок является оперативная и служебная информация.

На проверяемом предприятии изучается ведение учета в журнале поступивших грузов по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставки материальных ресурсов по договору (контракту) и проверяется на основании документов фактически поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. При этом установление достоверности приведенной информации является важной деталью проверки. Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете, сопоставляют с данными бухгалтерского учета.

Выявить нарушавших условия договора (контракта) поставщиков позволяет достоверная информация о выполнении договорных обязательств. При установлении факта нарушения условий договора (контракта) к нарушителям предъявляются штрафные и другие санкции. Если штрафные санкции не были удовлетворены, следует выяснить, не связано ли это с пропуском исковой давности или неправильным и неполным оформлением исковых материалов через хозяйственные суды и выявить конкретных виновников. Эту информацию можно получить при изучении бухгалтерских регистров по учету расчетов по претензиям на счете 76/3 «Расчеты по претензиям» и документов, на основании которых отражены записи в этих регистрах, а также материалов служебной переписки по предъявленным претензиям.

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам, на которых собирается информация о наличии и движении ценностей (счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», счет 10 «Материалы» в разрезе субсчетов и прочие), отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним первичными документами, регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистры являются источниками проверки полноты оприходования материальных ценностей.

При проверке полноты и правильности оприходования покупных материальных ценностей устанавливают соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета материальных ценностей данным других учетных регистров (журналов-ордеров).

Так, если по дебету счета 10/1 «Сырье и материалы» поступили ценности на определенную сумму с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками и с кредита счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», то такие же суммы должны найти отражение в журналах-ордерах по кредиту счетов 60,71, в которых в отдельных графах производятся записи в дебет счета 10/1 «Сырье и материалы» .

Одновременно следует проверить согласованность записей между синтетическим и аналитическим учетом по балансовым счетам и субсчетам, по которым учитывают материальные ценности.

Если в результате проверки были установлены расхождения, следует определить их причины. Такие отклонения могут образовываться из-за небрежного отношения бухгалтеров к выполнению своих служебных обязанностей, а также в результате неполного оприходования ценностей.

Проверке операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» уделяется особое внимание, так как учет на нем осуществляется линейно-позиционным способом, по дебету которого отражается оплата долга поставщику за поставленные материальные ценности, а по кредиту их поступление. В том случае, когда оплачены материалы, оставшиеся на конец месяца в пути или не вывезенные со складов поставщиков, то на счете 60 «Расчеты с поставками и подрядчиками» числится дебиторская задолженность до того времени, пока материалы не поступят на предприятие и не будут приняты на приход материально ответственными лицами.

Проверять такие суммы следует каждую в отдельности. Вначале устанавливают дату оплаты расчетных документов поставщиков и наименование ценностей по документам, приложенным к выпискам. Затем по материальным отчетам следующего месяца проверяют полноту их оприходования. Нормативный срок нахождения в пути материальных ценностей выясняют в том случае, когда они не оприходованы. В этом же случае аудитором выясняется, какая проведена предприятием работа по розыску груза.

Полноту оприходования материальных ценностей можно проверить также по выданным под поставку ценностей авансам, вставленным аккредитивам, выданным и акцептованным векселям, в случае их нарушения выясняют причины.

При расчетах с поставщиками плановыми платежами проверяется наличие актов сверки расчетов остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец каждого месяца.

Для того, чтобы проверить правильность оприходования материальных ценностей, необходимо использовать следующие документы: сопроводительные документы поставщиков, приложение к отчетам материально ответственных лиц товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и прочие, зависящие от вида груза, его упаковки и способа доставки.

Поступившие материальные ценности иногда оформляются внутренними документами: сопроводительными документами поставщиков с наложенными штампами получателя груза, приемными актами, приходными накладными и другими документами, зависящими от принятого порядка оформления груза.

Внутренние документы сверяются с сопроводительными документами поставщиков при проверке полноты оприходования материальных ценностей. При этом проверяются правильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших материальных ценностей и своевременность предъявления; претензий к поставщикам или железнодорожной (транспортной) организации. Расхождения в количестве и качестве поступивших ценностей могут образовываться за счет их присвоения и оформления подложных документов (актов) в целях сокрытия недостач или пересортиц материальных ценностей. Можно также обнаружить подлоги в сопроводительных документах поставщиков при оприходовании материальных ценностей, такие как изменения наименования отдельных видов материальных ценностей или их потребительских свойств (сортности, марки, артикула, размера, влажности и прочие), завышение веса брутто, тары и другие нарушения. Поэтому при проверке документов на оприходование ценностей необходимо хорошо владеть экспертной оценкой документов. Сомнительные документы необходимо сверить с записями в отчетах материально ответственных лиц, проверить правильность бухгалтерских записей и произведенных записей в регистрах бухгалтерского учета, таких как накопительные ведомости, журналы-ордера. Если есть необходимость, производят встречную проверку с документами, находящимися у поставщиков материальных ценностей.

Изучая корреспонденцию счетов (табл.3.2.1), следует учитывать, что счет 10″ Материалы" корреспондирует:

Таблица 3.2.1 Корреспонденция счетов по счету 10 «Материалы» .

По дебету с кредитом счетов.

По кредиту с дебетом счетов.

  • 10 Материалы
  • 15 Заготовление и приобретение

материальных ценностей.

16 Отклонение в стоимости материальных ценностей.

18 Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам.

  • 20 Основное производство
  • 23 Вспомогательные производства

Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы Брак в производстве Обслуживающие производства и хозяйства Выпуск продукции, работ, услуг.

Таблица 3.2.2 Корреспонденция счетов по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» .

По дебету с кредитом счетов.

По кредиту с дебетом счетов.

16 Отклонение в стоимости материальных ценностей.

18 Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам.

  • 20 Основное производство
  • 23 Вспомогательные производства

28 Брак в производстве.

29 Обслуживающие производства и хозяйства.

  • 44 Расходы на реализацию
  • 58 Финансовые вложения
  • 60 Расчеты с поставщиками

и подрядчиками.

66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам.

67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам.

  • 68 Расчеты по налогам и сборам
  • 71 Расчеты с подотчетными лицами
  • 73 Расчеты с персоналом по

прочим операциям Расчеты с учредителями Расчеты с разными дебиторами и кредиторами Внутрихозяйственные расчеты Уставный фонд.

86 Целевое финансирование Операционные доходы и расходы Внереализационные доходы и расходы.

97 Расходы будущих периодов.

  • 07 Оборудование к установке
  • 10 Материалы
  • 11 Животные на выращивании и откорме
  • 16 Отклонение в стоимости материальных

ценностей.

  • 41 Товары
  • 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
  • 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Внутрихозяйственные расчеты Уставный фонд.

  • 91 Операционные доходы и расходы
  • 92 Внереализационные доходы и расходы

А счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» корреспондирует (табл.3.2.3) :

Таблица 3.2.3 Корреспонденция счетов по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» .

По дебету с кредитом счетов.

По кредиту с дебетом счетов.

15 Заготовление и приобретение материальных ценностей.

18 Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам.

  • 20 Основное производство
  • 23 Вспомогательные производства

Брак в производстве Обслуживающие производства и хозяйства.

  • 58 Финансовые вложения
  • 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам Расчеты по долгосрочным кредитам и займам Расчеты по налогам и сборам.

  • 71 Расчеты с подотчетными лицами
  • 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям

Расчеты с учредителями Расчеты с разными дебиторами и кредиторами Внутрихозяйственные расчеты Уставный фонд.

  • 83 Добавочный фонд
  • 86 Целевое финансирование

Операционные доходы и расходы Внереализационные доходы и расходы.

  • 94 Недостачи и потери от порчи ценностей
  • 97 Расходы будущих периодов

08 Вложения во внеоборотные активы.

  • 10 Материалы
  • 15 Заготовление и приобретение

материальных ценностей.

  • 20 Основное производство
  • 23 Вспомогательные производства

Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы Брак в производстве Обслуживающие производства и хозяйства Расходы на реализацию Товары отгруженные.

  • 58 Финансовые вложения
  • 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам Расчеты по долгосрочным кредитам и займам Расчеты с учредителями Расчеты с разными дебиторами и кредиторами Внутрихозяйственные расчеты Уставный фонд Операционные доходы и расходы.

  • 92Внереализационные доходы и расходы
  • 94 Недостачи и потери от порчи ценностей
  • 97 Расходы будущих периодов
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой