Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мордовский округ в составе Средне-Волжской области (1928-1930гг.): административно — территориальное деление и государственные органы власти округа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средне-Волжской области. Новое районирование территории страны преследовало своей целью ликвидировать ранее существующую систему административного деления на губернии, уезды и волости, которая не учитывала экономических и национальных особенностей отдельных частей страны. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г. на базе четырех губерний — Самарской, Оренбургской, Пензенской… Читать ещё >

Мордовский округ в составе Средне-Волжской области (1928-1930гг.): административно — территориальное деление и государственные органы власти округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В феврале 1928 г. Всесоюзное совещание мордовских партработников поручило Центральному бюро мордовских секций ЦК ВКП (б) еще раз вернуться к вопросу о мордовской автономии в связи с районированием _.

Средне-Волжской области. Новое районирование территории страны преследовало своей целью ликвидировать ранее существующую систему административного деления на губернии, уезды и волости, которая не учитывала экономических и национальных особенностей отдельных частей страны. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г. на базе четырех губерний — Самарской, Оренбургской, Пензенской и Ульяновскойбыла образована Средне-Волжская область с девятью округами, в том числе Саранский. Для реализации политических и хозяйственных планов в области ЦК ВКП (б) создал Временное бюро ЦК партии по Средне-Волжской области, которое сыграло важную роль в решении вопроса о мордовской автономии. В частности оно выступило с письмом в ЦК ВКП (б), в котором указывалось, что Временное бюро ЦК высказывается за образование Мордовской автономии и просит ЦК ВКП (б) понизить процент мордовского населения в проектируемой области до 40−45 процентов. Автором проекта, на основе которого был организован Мордовский округ, стал С. С. Шишканов. Указанный проект обсуждался на комиссии Оргбюро ЦК ВКП (б) по районированию под председательством секретаря ЦК, заместителя Председателя Совнаркома РСФСР А. П. Смирнова. В ходе обсуждения было принято постановление в котором указывалось: «…1. Образовать в составе Средне-Волжской области, в границах предложенных организационным комитетом Средне-Волжской области, Мордовский национальный округ. 2. Окончательное уточнение границ Мордовского округа поручить организационному комитету Средне-Волжской области.».

16 июля 1928 г. этот же проект с некоторыми уточнениями — в тексте из названия «Мордовский национальный округ» было убрано слово «национальный"10, т.к. проект, по мнению Президиума ВЦИК снова не учитывал естественно-географических условий, сложившихся _ экономических и культурных связей населения — был утвержден на заседании Президиума ВЦИК под председательством М. И. Калинина. Этим же постановлением вводилось разделение образованной Средне-Волжской области на округа, среди которых был и Мордовский с центром в Саранске. Мордовский округ объединил районы с мордовским населением, которые ранее входили в Тамбовскую, Пензенскую и Ульяновскую губернии. В них, по данным переписи населения 1926 г., проживали 1 млн. 330 тыс. чел. из которых 63,2% русских, 32,2% - мордвинов, 4,5%-татар и 0,1%- прочих национальностей. В момент образования округ имел территорию в 26 424 кв. км. и общее население, по данным мордовских статистиков, 1341,9 тыс. чел.11. В ходе постепенного увеличения в нем доли мордовского населения путем территориальных преобразований его площадь была сокращена до 25 266 кв.км. В составе Мордовского округа были образованы 23 административных района: Ачадовский, Кочкуровкий, Козловский, Дубенский, Рыбкинский, Зубово-Полянский, Атяшевский, Теньгушевский, Рузаевский, Чамзинский, Инсарский, Темниковский, Старошайговский, Торбеевский, Талызинский, Ельниковский, Ардатовский, Ковылкинский, Краснослободский, Беднодемьяновский, Наровчатский, Ромодановский, Саранский.

Работа по созданию округа была завершена I Окружным съездом Советов, проходившем 4−6 августа 1928 г. в г. Саранске, на котором был избран окружной исполнительный комитет, который наделялся властью в перерывах между съездами и делегаты на областной съезд Советов.

Мордовский округ был крупной административной единицей. Следует отметить тот факт, что при обсуждении проекта о выделении Мордовской автономии было принято решение об образовании национального округа, но по причинам, изложенным выше (менее трети населения мордовской _.

национальности) из текста постановления было опущено слово «национальный», но уже само название «мордовский» свидетельствует о национальных особенностях округа. Однако это не сказалось на его правовом статусе, который ничем не отличался от статуса других округов Средне-Волжской области. Согласно «Положению о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах» от 6 апреля 1928 г. он наделялся правами в области национально-государственного строительства и управления, финансово-бюджетной, промышленного и дорожного строительства, сельского хозяйства, просвещения и здравоохранения.

Образование мордовского округа стало практическим началом мордовской государственности, получившей после некоторых территориальных преобразований в 1930 году юридический статус.

Система государственных органов Мордовского округа определялась Конституцией РСФСР 1925 года и названным Положением и включала в себя: окружные и районные съезды Советов, городские, поселковые и сельские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и их исполкомы, окружные и народные суды, окружную и участковую прокуратуры.

Высшим органом государственной власти Мордовского округа стал Окружной съезд Советов, а между съездами — окружной исполнительный комитет, который подчинялся исполнительному комитету Средне-Волжской области, а также высшим органам государственной власти РСФСР — ВЦИК и СНК РСФСР. В сферу его деятельности входило: рассмотрение отчетов о деятельности государственных учреждений и предприятий, расположенных на территории округа; составление перспективных планов развития и представление их на рассмотрение областного исполкома; утверждение _ отчетов по исполнению окружного и местного бюджетов; выборы окружного исполкома и делегатов на вышестоящие съезды Советов и ряд других вопросов в пределах своих полномочий.

Делегаты на окружной съезд Советов выбирались на районных съездах, 1 чел. от 5 тыс. жителей, на пленумах городских Советов, также на фабриках и заводах, расположенных вне городских поселений. Если районные съезды не предшествовали окружному, то делегаты избирались непосредственно сельскими Советами. Очередность созыва съездов Советов Мордовского округа регулировалась нормами Конституции РСФСР 1925 г., которая предусматривала созыв как очередных, так и внеочередных съездов, причем последние могли созываться по предложению вышестоящих съездов Советов и их исполкомов, по инициативе окружного исполкома, по требованию Советов, насчитывающих не менее трети населения округа. Очередной съезд Советов Мордовского округа созывался один раз в год.

В период между съездами высшим органом власти Мордовского округа являлся исполнительный комитет окружного съезда Советов, который соответственно наделялся широким полномочиями и правами. Аппарат окружного исполкома состоял из секретариата и отделов: финансового, статистического, земельного, торгового, административного, военного, местного хозяйства, народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. Основной формой работы окружного исполкома были пленумы и заседания. Подготовку к пленумам и всю соответствующую организационную работу выполнял Президиум окружного исполкома, который избирался на первом пленуме каждого созыва съезда Советов. Председатель Президиума одновременно являлся и председателем окружного исполкома съезда Советов Мордовского округа. Между пленумами все права и функции окружного исполкома переходили к его Президиуму.

Местные органы власти Мордовского округа были построены по типу системы местных органов власти и управления РСФСР: районный съезд Советов, сельские и городские Советы и их исполнительные комитеты.

На районные съезды Советов избирались представители всех сельских Советов из расчета один делегат от 300 жителей, а также городских Советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений из расчета один делегат на 60 избирателей. Однако общее количество не должно превышать 150 человек. Районный съезд Советов разрешал вопросы местного значения, обсуждал проблемы общегосударственного характера, утверждал отчеты о деятельности учреждений и предприятий, находящихся на подведомственной территории, рассматривал и утверждал планы развития народного хозяйства и социально-культурного развития района, составляемые в соответствии с директивами областного и окружного исполкомов. В перерывах между съездами высшим органом власти в районах являлись исполнительные комитеты съездов районных Советов, которые решали все вопросы, кроме вопросов, которые относились к исключительному ведению районных съездов Советов. Исполком районного съезда Советов избирался на первых районных съездах Советов и не мог превышать 21 чел. Районный исполком мог контролировать и ревизовать деятельность нижестоящих исполкомов и всех подчиненных ему органов, составлять местный бюджет. Постановления, вынесенные райисполкомом и его Президиумом, отменялись только окружным, областным исполкомами, ВЦИК или съездами Советов.

Основной формой работы райисполкома являлись заседания, в перерывах между которыми всю текущую работы выполнял его Президиум из 5 человек и который пользовался всеми его правами.

Органами власти на селе являлись сельские Советы, в которые избирался один депутат от 100 человек, но не более 50 депутатов. В селах, где насчитывалось свыше 10 тысяч жителей, избирался исполком сельского _.

Совета из 3 человек, в селах с меньшим числом жителей — председатель сельского Совета.

Сельским Советам было предоставлено право самостоятельно разрешать вопросы, связанные с развитием сельскохозяйственного производства, работой местных кооперативов и других организаций на селе. На них возлагались: наблюдение за исправностью дорог; учет урожая и контроль за своевременной сдачей продналога; учет рабочей силы; наблюдение за несением обязательной военной службы; вопросы культурного развития села, здравоохранения; учет населения и регистрация браков и пр.

В городах органами власти и управления являлись городские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Они образовывались из расчета один депутат от тысячи человек, но не менее 50 и не более 100 членов. Городские Советы руководили всеми отраслями городского хозяйства и управления, имели право устанавливать местные налоги и сборы с объектов городского хозяйства. В их ведение были переданы важнейшие объекты коммунального хозяйства. Горсоветы имели право создавать новые производственные и торговые предприятия, на них возлагалась организация и содержание культурных и общественных объектов. Они решали вопросы здравоохранения и санитарии в пределах города. Им было предоставлено право издания обязательных постановлений по вопросам охраны общественного порядка и противопожарных мероприятий, а также и по ряду других вопросов.

Судебная система Мордовского округа, ее принципы организации и деятельности определялись «Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 года» и «Положением о судоустройстве РСФСР» от 19 ноября 1926 года. Согласно этим нормативным правовым актам в Мордовском округе была создана двухзвенная судебная система — народные и окружные суды.

Народные суды включали в себя несколько участков, число которых устанавливалось окружным исполкомом и утверждалось облисполкомом Средне-Волжской области. Народный суд являлся судом первой инстанции и рассматривал большинство гражданских и уголовных дел с участием народных заседателей. Его приговоры и решения могли быть обжалованы в кассационном и надзорном порядке в окружной суд.

Мордовский окружной суд, созданный в августе 1928 года, избирался окружным исполкомом сроком на один год и с согласия областного суда утверждался облисполкомом, а народные заседатели — окружным исполкомом. Окружной суд являлся судебно-административным центром по отношению к судебно-следственным учреждениям на территории округа, кассационной инстанцией по делам народных судов и судом первой инстанции по делам, отнесенным к ведению губернских судов. Кассационной инстанцией для окружного суда служили соответствующие коллегии Верховного суда РСФСР.

Окружная прокуратура в Мордовском округе была создана 28 июня 1928 года в соответствии с «Положением о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетов». Принципы ее организации определялись теми же документами, что и принципы организации судебных органов. Штаты прокуратуры утверждал Мордовский окружной исполком. Каждая участковая прокуратура располагалась на территории одного административного района, и лишь три из них объединяли два района. Возглавляли участковую прокуратуру участковые прокуроры, кроме них в них работало по одному следователю.

Прокурор Мордовского округа назначался прокурором РСФСР по представлению прокурора Средне-Волжской области.

На органы прокуратуры возлагалось: осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и иных организаций и отдельных лиц путем опротестования _.

незаконных постановлений и возбуждения уголовного, административного, дисциплинарного преследования против виновных; надзор за следствием и деятельностью органов ГПУ; поддержания обвинения в суде; участие в гражданских процессах; наблюдение за исполнение приговора; за законностью содержания под стражей; за состоянием и деятельностью мест заключения и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой