Элементы этимологического анализа в орфографической работе с учащимися начальной адыгейской школы
Этимология, являясь одним из основных разделов лексикологии, изучает происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка, а также реконструирует словарный состав языка древнейшего. Кроме того, этимология проясняет первичную форму и значение слова, которые в процессе исторического развития языка нередко оказываются затемненными и потому непонятными для носителей языка. Она объясняет… Читать ещё >
Элементы этимологического анализа в орфографической работе с учащимися начальной адыгейской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЭЛЕМЕНТЫ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ АДЫГЕЙСКОЙ ШКОЛЫ
Л.Ш. Тлюстен Обучение русской орфографии в начальной адыгейской школе можно связать с элементарным этимологическим анализом слов. Этимология (от греч. etimon — «истина», logos — «наука») — это раздел науки о языке, исследующий внутреннюю форму слова [2; 65]. Внутренней формой слова является значение, отражающее его основной признак, тот признак, по которому назвали предмет в целом. Это значение является мотивирующим в соответствующем слове. Мотивируемое значение, развиваясь на основе уже известного (мотивирующего), выступает первоначально в «форме» последнего и оказывается как бы «вложенным» в него. Так, когда люди назвали весенний цветок подснежником, они очень ясно воспринимали его признак — «под снегом», и это значение было той внутренней, смысловой формой, в которой развивалось новое значение слова подснежник, ставшее отражением многих признаков цветка.
Этимология, являясь одним из основных разделов лексикологии, изучает происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка, а также реконструирует словарный состав языка древнейшего. Кроме того, этимология проясняет первичную форму и значение слова, которые в процессе исторического развития языка нередко оказываются затемненными и потому непонятными для носителей языка. Она объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело. Реконструируя первичные формы и значения слов, этимология изучает фрагменты внеязыковой деятельности человека, его духовной культуры. Она решает вопросы исконного и заимствованного в лексической системе языка, вскрывает процессы межъязыковых и этнических контактов, давая тем самым материал для решения проблем этногенеза [1; 114].
Задача этимологии — найти и объяснить древнейшие значения и формы слов. Для решения этой задачи ученые широко используют знания о родстве языков и о звуковых законах, действовавших в языках в далеком прошлом. Благодаря этимологическим исследованиям можно проследить исторические изменения, которые претерпело слово в языке. Например, общеславянское слово берёза, праславянская форма которого *berza, восходит к индоевропейскому слову *bhereg?-s, которое является суффиксальным производным от корня *bher — «светлый», «белый», «ясный»; то есть название берёзы, обнаруживающее глубокую древность, произведено от индоевропейской основы со значением белый, светлый: дерево названо по белому цвету коры [1; 175].
Этимологические наблюдения показывают, что история одинаковых по значению слов в разных языках неодинакова. Один и тот же этимон (внутренняя форма слова) может в разных языках развиваться в различные позднейшие значения. Например, русское берег и немецкое Веry этимологически тождественны, а в современных языках это различные слова (нем. Веry — «гора»); русское вить — «сплетать», а болгарское и сербское витица — «кудри». Бывает и наоборот: однозначные слова различных языков оказываются основанными на несходных этимонах. Например, в латинском языке слово femina («женщина») имело этимон «кормящая», в греческом potnia («женщина») опиралось на этимон «хозяйка», в английском woman («женщина») этимологически означало «труженица», в русском женщина связана с этимоном «рождающая» [2; 65].
Попытки найти внутреннюю смысловую связь на основе чисто внешнего, звукового совпадения слов без учёта реальных фактов их происхождения приводят к ложной (или народной) этимологии. Народная этимология основана на произвольном толковании этимона слова. Она возникает вследствие звуковых совпадений, ложных ассоциаций и других причин [1; 176]. Так, народная этимология связывает иногда слово стол со значением «стоять», слово ясень толкуется значением «ясно». Часто народная этимология приводит к морфологическим и фонетическим изменениям слова. Это обычно бывает в тех случаях, когда возникает потребность сделать понятным незнакомое иноязычное слово путем его сближения со словом родного языка.
Использовать этимологический анализ в полном объёме в начальной адыгейской школе нецелесообразно, поскольку в таком виде он труден для понимания младших школьников. Здесь (как и в русской школе) имеет место упрощённый и сокращённый вариант этимологического анализа — этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова и его первоначальном значении [5; 221].
Учитывая это, работу по активизации в речи учащихся-адыгейцев слов с непроверяемыми написаниями с опорой на их этимологию мы строили по следующему алгоритму:
- 1. Предъявление слова.
- 2. Объяснение или уточнение значения слова.
- 3. Частичный звуко-буквенный анализ слова с целью выделения в нём орфограммы.
- 4. Сообщение этимологической справки, краткая схематическая запись её на доске, в тетрадях или в словариках.
- 5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментирование по ходу записи с использованием этимологии для объяснения правописания слов.
- 6. Выполнение тренировочных упражнений.
Слова для работы подбирались таким образом, чтобы помочь учащимся-адыгейцам постепенно овладеть навыками использования этимологической справки для запоминания графического облика непроверяемых слов. Формы работы от класса к классу усложнялись.
В 3 классе мы работали со словом одежда. Слово одежда даётся в рамочке на стр. 16 учебника русского языка для учащихся 3 класса (ч.1) школ абхазо-адыгской группы языков [3]. Работа строилась следующим образом.
Карточка со словом одежда была выставлена на наборном полотне, и третьеклассники получили задание найти в нём орфограмму и определить её тип. Этапы работы определялись предложенным ранее алгоритмом: учащиеся прочитали слово и объяснили его значение: «то, что мы обычно носим» (адыг. щыгъын); слово разбили на слоги: о-де-жда; поскольку в слове три слога, поставили ударение: одемжда; ударным оказался второй слогде-, а первый (о-) и третий (-жда) — соответственно безударными; выяснилось, что орфограмма находится в первом слоге — это безударная гласная о-. Далее выяснили, что подобрать такое проверочное слово, чтобы гласная первого слога оказалась под ударением, невозможно, поэтому слово одежда нужно запомнить.
На этом этапе была введена этимологическая справка:
Одемжда — это то, что человек надевает на себя: пальто, платье, брюки и др. Слово образовалось от о д ем т ь, которое в свою очередь образовалось от д е т ь в значении «класть». Исторически в слове одемжда выделяется приставка о-.
Учащиеся вспоминают, что слова в русском языке пишутся только с приставкой ои никогда с приставкой «а-» (такой приставки просто нет), и делают в тетрадях краткую запись: одемжда — деть + приставка о- = «то, что люди надевают на себя». Делается вывод: слово одежда пишется с буквой о в первом слоге, так как о- - историческая приставка. Слово записывается, орфограмма подчёркивается. Составляется и записывается предложение с этим словом.
Далее ведётся работа по формированию культуры речи младших школьников: в сравнительном плане рассматриваются случаи употребления паронимов одеть и надеть. Здесь уместно использовать словообразовательную модель[6], одновременно делая упор на историческую справку:
русский орфография язык лексикология производящее слово > приставка = производное слово — лексическое значение (исторический корень) деть > о + демть = одемть — «одеть кого-то: ребёнка, брата и т. д.».
деть > на + демть = надемть — «надеть что-то на себя».
Внимание учащихся обращается на исторические приставки: именно от них зависит значение каждого из слов и случаи их употребления в речи.
Полученные знания закрепляются в ходе выполнения следующих упражнений.
1. Спишите словосочетания, вставляя оили на-. Докажите правильность написания слов. Орфограммы подчеркните.
…деть шапку, …деть пальто, …деть братишку, …деть туфли, …деть куклу, …деть малыша.
2. Из этимологического словарика выпишите слово, которым можно обозначить все приведённые слова:
Платье, юбка, костюм, рубашка, куртка, брюки — ?
Объясните написание слова, подчеркните орфограмму. Со словом составьте предложение и запишите его в тетрадь.
3. Объясните происхождение слова одежда. Подберите и запишите родственные слова, отвечающие на вопрос что сделать? Во всех словах выделите орфограммы и докажите правильность их написания.
Аналогичная работа проводилась и со словом народ в 4 классе (учебник русского языка, ч.1 [4]).
После уточнения значения слова народ (адыг. народ), воспринятого на слух, учащиеся разбили его на слоги, произнесли с ударением и нашли орфограммы: безударная гласная в первом слоге и конечная парная по глухости-звонкости согласная во втором слоге. Орфографическая задача поставлена, и школьники приступили к её решению.
Слово записано на доске в двух вариантах н. ром.; нром Сначала работают с проверяемой орфограммой: используя определённый алгоритм, выясняют, какая буква пишется в конце слова: т или д. Для этого подбирают родственные слова или изменяют форму слова так, чтобы после согласного появился гласный.
На доске и в тетрадях записывают: н. аромды, н. ромдный — н. аромд.
Первая часть орфографической задачи решена: определена конечная согласная буква. Приступают к решению второй части задачи. Поскольку проверить написание безударной гласной в первом слоге обычным способом (подбором проверочного слова) не представляется возможным, вводится этимологическая справка.
Наромд — население страны, жители какого-либо государства.
Слово образовалось от род со значением «родимтся, народимтся». Исторически в нём выделяется приставка на-. Слово наромд имеет много родственных (однокоренных) слов: ромдина — место рождения, родимтели — отец и мать, урожамй — то, что уродилось на земле, родномй, родням, ромдственник — близкие по рождению люди.
В тетрадях учащихся делается краткая запись: аромд — род + приставка на- = «те, кто родился, народился».
Делается вывод: слово народ пишется с буквой, а в первом слоге, поскольку на- - историческая приставка, и с конечной согласной д, поскольку наромды.
Слово записывается в тетрадь, делается его морфемный анализ, орфограммы подчёркиваются: наромд. Со словом составляется и записывается предложение.
В работе со словом народ очень важно обратить внимание четвероклассников и на родственное ему слово урожай.
В первую очередь выясняется происхождение слова: «Урожамй — то, что уродилось (родилось, народилось). Исторически в нем выделяется приставка уи, следовательно, кореньрод-«.
Теперь учащиеся должны доказать, что слова народ и урожай являются родственными, то есть имеют общий корень. С этой целью снова привлекается модель СТ:
род > на + род = народ — «жители какой-либо страны, государства».
род > у + рожай = урожай — «то, что уродилось».
Уточняя значение слова урожай (IV операция), — то, что уродилось, — младшие школьники выясняют, что оно образовалось от «родиться, род» (I операция), но здесь имеет место чередование согласных корня: д/ж, то есть произошла мена конечного согласного в корне: д > ж. Рассуждая по модели дальше, учащиеся приходят к выводу, что оба производных слова (народ, урожай) образовались от одного и того же производящего слова (род). Следовательно, производные слова народ и урожай — родственные и пишутся с гласной о в корне.
В тетрадях делается краткая запись: урожамй — род + приставка у- = «то, что уродимлось на земле».
Слово записывают в тетрадь, обозначая корень и приставку: урожамй. Безударную гласную выделяют зелёной пастой, а чередующуюся согласную корня подчёркивают. Со словом составляют и записывают предложение.
Применение разнообразных упражнений обеспечивает многократное повторение одних и тех же этимологий, что способствует более прочному усвоению учащимися графического образа слов.
Упражнения могут быть такого характера:
1. Пользуясь этимологическим словариком, объясните происхождение названий ягод.
Голубика, костяника, малина, ежевика, черника, шиповник.
Спишите. Подчеркните орфограммы.
С любым из слов составьте и запишите предложение.
2. Объясните, почему эти предметы так названы в русском языке. Пользуйтесь этимологическим словариком. Спишите, подчеркните орфограммы.
Медведь, лисица, корова, собака;
Петух, ворона, соловей, воробей;
Берёза, деревня, огород, дорога.
С одним из слов каждого ряда составьте и запишите предложение.
3. Пользуясь этимологическим словариком, объясните правописание слов. Спишите. Выделите орфограммы.
Вчерам (от вемчер = «до прошедшего вечера»).
Геромй (от греч. гемрос — «храбрец» = «смельчак»).
Деремвня (от дерево — «место, очищенное от леса»).
Капумста (от лат. кампут — «голова, растущая кочаном»).
4. Подберите к словам урожай, картинка однокоренные. Поставьте в них ударение и запишите, подчеркивая безударные гласные.
Проверяемые и проверочные слова разберите по составу.
5. Пользуясь этимологическим словариком, выделите в словах корень. Подберите проверочные слова и запишите пары слов в тетрадь.
Деремвня — (от демрево).
Землянимка — (от землям, земмли).
Скорлупам — (от комрка).
С одним из слов составьте и запишите предложение.
Таким образом, овладевая навыками этимологического разбора, нерусские школьники учатся не только замечать новые русские слова, но, что немаловажно, объяснять их значение и правильно писать слова с учётом их исторических корней. Но при этом следует помнить, что объяснение происхождения слова может оказаться для учащихся-адыгейцев слишком сложным, трудно доступным их пониманию. В этом случае главная цель — проверить написание орфограммы — будет полностью выпадать из поля зрения детей. Это значит, что слова для работы в нерусской школе нужно подбирать особенно тщательно.
Примечания
- 1. Вендина Т. П.
Введение
в языкознание. М., 2001. 288 с.
- 2. Головин Б. Н.
Введение
в языкознание. М., 1983. 121 с.
- 3. Городилова Г. Г. Русский язык: учебник для 3 класса школ абхазо-адыгской языковой группы: в 2 ч. Ч. 1. СПб., 2003. 111 с.
- 4. Городилова Г. Г. Русский язык. 4 класс: учебник для школ абхазо-адыгской языковой группы: в 2 ч. Ч. 1. М., 2006. 156 с.
- 5. Тутаришева М. К. Грамматический разбор и методика его проведения в начальной школе и вузе. Майкоп, 2005. 260 с.
- 6. Шекихачева М. Ш. Словообразовательный тип — основа усвоения орфографии производных слов. Нальчик, 1984. 125 с.