Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие нематериальных активов, их виды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лицензионные соглашения различаются. Наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники. В зависимости от того, разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают. По способу передачи технологии, когда лицензия предоставляется… Читать ещё >

Понятие нематериальных активов, их виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нематериальные активы их виды и характеристика

Нематериальные активы в условиях перехода к рыночной экономики являются неотъемлемым фактором хозяйственной деятельности, приносящей доход предприятию intangible assets (от латинского tangere — касаться, осязать).

В соответствии с МСФО № 38 «Нематериальные активы» от 01.07.1999 г., нематериальные или неосязаемые активы это активы которые представляют собой активы, не имеющие физической или натуральной формы, но они приносят предприятию дополнительный доход в течение длительного времени. В связи с этим, нематериальные активы, такие как гудвилл, торговые марки, патенты и другие приобретенные предприятием по измеряемой стоимости включаются в средства предприятия. Значительное сходство имеет учет материальных и нематериальных активов. Однако в учете нематериальных активов возникаю трудности, они состоят в идентификации, оценке срока полезного эксплуатирования, в частности отсутствие физического содержимого затрудняет оценку периода срока службы, который становится трудноопределяемым.

Существуют нематериальные активы, которые могут быть идентифицированы отдельно от других активов предприятия. Например: патенты, торговые марки и франшизы. В свою очередь другие нематериальные активы не могут быть идентифицированы отдельно, а наоборот, их стоимость извлекается из их взаимодействия с другими активами фирмы. Это можно увидеть на примере, гудвилла, который, основывается на доверии клиентов или на уровне квалификации сотрудников.

Нематериальный актив можно определить, если его можно сдать в аренду, обменять, продать, или если это возможно определить и отнести в ожидаемые будущие экономические выгоды непосредственно к данному активу.

Предполагаемые экономические выгоды, связанные напрямую с данным нематериальным активом, можно обосновать в том в случае, если:

  • 1) роль нематериального актива будет определена в увеличении будущих экономических выгод;
  • 2) есть намерение и способность использовать данный актив на предприятии, эта способность и намерение должны быть продемонстрированы технико-экономическими обоснованиями, бизнес-планами;
  • 3) у предприятия существуют адекватные технические, финансовые и другие ресурсы, позволяющие ему получить ожидаемые будущие экономические выгоды, например: имеются договора с кредитными учреждениями, партнерами.

Нематериальные активы согласно принципу стоимости при приобретении должны отражаться по стоимости их приобретения. Все затраты, понесенные в связи с приобретением нематериального актива, в том числе цену за приобретение, затраты по перевозке и юридические расходы или любые другие затраты, связанные с приобретением, включает в себя стоимость приобретения. Другими словами стоимость приобретения это текущая рыночная стоимость всех выплат или полученного актива в зависимости от того, что наиболее достоверно определено.

По стоимости признается первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных как часть объединения организаций:

  • 1) установленная продавцом на основании последней операции куплипродажи нематериального актива аналогичного вида, в том случае если до даты совершения данной сделки экономические условия, существовавшие в момент последней операции куплипродажи такого вида нематериальных активов, не изменились.
  • 2) реализация на дату совершения сделки, которая достоверна только при наличии активного рынка для данного вида нематериальных активов;

В случае объединении организаций покупатель признает все нематериальные статьи, которые на дату совершения сделки отвечают критериям признания нематериальных активов и соответствуют определению, даже если они не признаны в качестве нематериальных активов в финансовой отчетности приобретаемого предприятия.

При отсутствии активного рынка для нематериального актива, приобретенного как часть объединения предприятий, это в том случае если его стоимость не может быть оценена достоверно, актив не признается как отдельный нематериальный актив, но включается в гудвилл.

При приобретении нематериального актива в кредит в его первоначальную стоимость, вознаграждение, уплаченное за кредит, не включается и относится на расходы периода.

При приобретении нематериального актива от государства бесплатно или за номинальную стоимость или же приобретенного за счет государственной субсидии первоначальная стоимость признается по стоимости реализации, которая является достоверной, если она определена с учетом активного рынка для данного вида нематериальных активов.

Бывает трудно оценить, соответствует ли критериям признания внутренне созданный нематериальный актив. Часто бывает трудно:

  • 1) В некоторых случаях себестоимость внутренне создаваемого нематериального актива нельзя отличить от себестоимости поддержания или увеличения внутренне создаваемой деловой репутации или ведения повседневных операций, поэтому трудно надежно определить себестоимость актива.
  • 2) установить, имеет ли и момент времени появления идентифицируемого актива, который будет создавать вероятные будущие экономические выгоды;

По сумме фактически прямых затрат и накладных расходов, которые могут быть разнесены на разумной основе, на подготовку и создание актива, к использованию по назначению, понесенных с момента соответствия нематериальной статьи, определению и критериям признания нематериальных активов, признается первоначальная стоимость нематериального актива, созданного самим предприятием.

Для определения, соответствия ли внутренне созданного нематериального актива критериям признания, предприятие классифицирует создание актива на:

  • 1) фазу исследований;
  • 2) фазу разработок;

Исследования — это спланированные, оригинальные исследования, проводимые в целях получения новых научных и технических знаний, которые, в дальнейшем возможно, будут полезны при разработке новых продуктов, услуг. Исследования бывают прикладные, направленные на получение определенного практического результата и базовые, не ориентированные изначально на получение каких-либо практических результатов Применение полученных результатов исследований или существующих знаний и опыта для производства новых или качественно улучшенных материалов, продуктов, приспособлений, технологий, систем или услуг до начала их коммерческого производства или использования называются разработкой.

Нематериальный актив, возникший из разработок или же из фазы разработок внутреннего проекта, может признаться только тогда когда компания может продемонстрировать следующее:

  • 1) чтобы он был доступен для использования или продажи техническую осуществимость завершения нематериального актива;
  • 2) свое стремление завершить нематериальный актив и использовать по назначению или же продать его;
  • 3) план, каким образом нематериальный актив будет создавать вероятные будущие экономические выгоды. А также, для результатов нематериального актива или самого нематериального актива или, если предполагается его внутреннее использование, полезность нематериального актива компания должна продемонстрировать наличие рынка;
  • 4) доступность достаточных, финансовых, технических, и прочих ресурсов для использования или продажи нематериального актива и для завершения разработки;
  • 5) в ходе его разработки способность надежно оценить затраты, относящиеся к нематериальному активу.

Нематериальные активы разделяют по отраслям их использования. Одной из этих отраслей является производство. На производстве, как правило, используются такие виды активов, как лицензионное соглашение, на программное обеспечение, используемое на высокотехнологических станках под управлением программ, организационные расходы, «ноу-хау», промышленные образцы, каким либо образом связанные с производством. Соглашение о передаче прав на использование лицензий называют лицензионным соглашением. «Ноу-хау», товарные знаки лицензионные соглашения, могут предусматривать передачу патентной лицензии. «Ноу-хау» — информация технического, служебного или коммерческого характера организационного, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В отличие от других объектов промышленной собственности «ноу-хау» не подлежит регистрации, а охраняется путем запрета на ее разглашение для лиц, имеющих доступ к этой информации. По договору о передаче «ноу-хау» передается само «ноу-хау», а не право пользования им. Обязательными элементами договора о передаче «ноу-хау» являются описание всех признаков передаваемого объекта, меры по охране конфиденциальности и содействия в практической осуществимости «ноу-хау». Комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними новых разработок, также растет число лицензионных соглашений на использование «ноу-хау» без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром, владельцем патента, сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов.

Лицензионные соглашения различаются. Наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники. В зависимости от того, разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают. По способу передачи технологии, когда лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, оказание инжиниринговых услуг, поставку комплектного оборудования. Изобретения подлежат правовой охране, если они являются новыми, имеют изобретательский уровень и промышленно применимые или являются известными устройствами, способом, веществом, но имеет новое применение. Для изобретение выдается патент сроком до 20 лет и удостоверяется приоритет изобретения, авторство, а также исключительное право на его использование. Отличительным признаком патентоспособности промышленного образца служит его новизна, оригинальность и промышленная применимость. Патент на промышленный образец выдается на срок до 10 лет и может быть продлен еще на срок до 5 лет. Конструктивное выполнение из составных частей представляет собой полезная модель. Отличительными признаками полезной модели являются новизна и промышленная применимость. Правовая охрана полезной модели осуществляется при наличии свидетельства, выдаваемого патентным отделом на срок до 10 лет и продлеваемого по ходатайству патентообладателя на дополнительный срок до 3 лет.

Активы, связанные с коммерческой деятельностью это следующий вид нематериальных активов по отраслям использования. К этому виду активов относятся товарные знаки, наименование места происхождения товара.

С деловой репутацией предприятия связанно фирменное наименование, являющееся коммерческим именем предприятия. Под этим именем предприниматель несет юридическую ответственность и осуществляет свое права и обязанности, совершает сделки и иные юридические действия, рекламирует и реализует произведенную им продукцию под этим именем. Ставшее популярным у потребителя, и пользующееся доверием у делового партнера, фирменное наименование приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе, и признание его заслуг. При использовании фирменного наименования выполняется также существенная информационная функция, поскольку доводятся до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия. Знак обслуживания и товарный знак, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем, выступая в роли безмолвного продавца. Наряду с отличительными функциями, популярные товарные знаки вызывают у потребителя определенное представление о качестве продукции. Реклама выпускаемых изделий одна из важных функций товарного знака, поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любого товара, маркированного данным знаком. Также известно, что на мировом рынке цена изделия с товарным знаком в среднем на 15−20% выше, чем товаров без товарного знака. И конечно же товарный знак применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией и служит для защиты выпускаемой продукции на рынке. Так же аналогичные функции выполняются и таким средством обозначения продукции, как наименование места происхождения товара. Наряду с ними обозначение товара наименованием места его происхождения выступает как гарантия наличия в товаре особых неповторимых свойств, обусловленных местом его производства. Еще один вид нематериальных активов это активы с правами пользования. К ним относятся права на изобретения, права на пользование земельными участками, авторские права, лицензиями связанные с правами пользования природными ресурсами.

Права пользования природными ресурсами составляют право пользования земельным участком, недрами, например, на добычу полезных ископаемых и право на геологическую и другую информацию о недрах.

К прочим видам нематериальных активов относят: гудвилл, интеллектуальная собственность и другие нематериальные активы.

Несколько видов прав на использование включает в себя интеллектуальная собственность. Содержание произведения охраняет патентное право. Для охраны изобретения, промышленных образцов, полезных моделей, фирменных наименований, знаков обслуживания, товарных знаков, необходима их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий.

Регистрация объектов, регулируемых авторским правом, не нужна. Автор обязан выразить свое произведение в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить указанный объект. Перечень объектов, регулируемых авторским правом, примерный и может быть расширен за счет создания новых произведений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой