Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание внешней политики и дипломатии Великобритании в первой половине 1930-х гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировой экономический кризис 1929;1933 гг., тяжело отразившийся на экономике и торговле Великобритании, заставил английские правящие круги продолжать проявлять сдержанность в отношении Европы, где с 1933 г. ситуация начала быстро меняться в сторону дестабилизации. Пришедшие к власти нацисты во главе с А. Гитлером открыто заявили о своем стремлении к слому всей Версальской системы. Коалиционное… Читать ещё >

Содержание внешней политики и дипломатии Великобритании в первой половине 1930-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировой экономический кризис 1929;1933 гг., тяжело отразившийся на экономике и торговле Великобритании, заставил английские правящие круги продолжать проявлять сдержанность в отношении Европы, где с 1933 г. ситуация начала быстро меняться в сторону дестабилизации. Пришедшие к власти нацисты во главе с А. Гитлером открыто заявили о своем стремлении к слому всей Версальской системы. Коалиционное «национальное» правительство Р. Макдональда, а затем консервативный кабинет С. Болдуина сочли возможным в этих условиях попытаться удовлетворить требования Германии, стремясь сохранить в неприкосновенности интересы английской безопасности. И для консерваторов, и для либералов, и для большей части лейбористов Британские острова представлялись тылом огромной колониальной империи, от сохранения которой зависело могущество Великобритании, ее мировой престиж и процветание. Поскольку никакие дорогостоящие программы увеличения вооруженных сил в условиях кризиса были немыслимы, а самих английских военных возможностей едва хватало сдерживать ширившееся национально-освободительное движение в колониях, английские правительства старались по возможности не связывать себя никакими обязательствами в Европе кроме гарантий по Локарнскому договору. Эта позиция была единственной, находившей безусловную поддержку правительств доминионов, которые были чрезвычайно озабочены ростом активности Японии на Дальнем Востоке и не желали поддерживать европейские инициативы Англии. История новейшего времени стран Европы и Америки 1918;1945 гг. — М., «Высшая школа», 1989 г. с. 217.

Другим важным фактором политики «умиротворения» был пацифизм английского народа, чрезвычайно сильный в 1930;е гг. Отечественные историки всегда были склонны недооценивать пацифистские настроения английской общественности и степень их воздействия на формирование внешнеполитического курса правительства. Между тем в условиях парламентской демократии и особенно обострившейся в 1920;1930 гг. внутриполитической борьбы фактор общественного мнения был чрезвычайно важен для ведущих политических партий Англии. Характеризуя позицию британских консерваторов, У. Черчилль в своих мемуарах отметил значимость влияния на них британского пацифизма.

В этих условиях английское стремление дистанцироваться от французских военно-политических «тыловых» союзов и даже по возможности ослабить их эффективность, стремление к созданию международно-правовой базы для новой европейской ситуации неизбежно заставляло руководство страны идти навстречу требованиям Германии. В обмен на это английская дипломатия рассчитывала получить гарантии сохранения нового статус-кво. Все это должно было быть достигнуто без риска оказаться вовлеченными в войну на континенте.

Социальный аспект внешнеполитических установок британских консервативных лидеров, их безусловный антисоветизм, который всячески преувеличивали отечественные исследователи советского периода, не играл здесь решающей роли. Примечательно, что лорд Керзон, долгое время находившийся у руля английской внешней политики и дипломатии, еще в начале своей карьеры особое внимание обращал на возросшую опасность для британских колониальных позиций со стороны России, которая в то время была еще царской. Английским консерваторам после бесславного провала иностранной интервенции достаточно было обеспечить исключение большевистской России из системы европейских международных отношений, что способствовало бы успешному выполнению Англией роли арбитра в Европе.

Основное содержание английской внешней политики и дипломатии в Европе в первой половине 1930;х гг. сводится к борьбе двух тенденций: во-первых, попыток использования механизма Лиги наций для обеспечения системы коллективной безопасности и, во-вторых, инициатив по созданию новой системы международных отношений в Европе, предусматривающей ревизию Версаля. При этом английская дипломатия старалась предотвратить превращение Лиги наций в орудие «французского диктата», что объективно ослабляло первую из отмеченных тенденций. Реализация второй тенденции в виде заключения «пакта четырех держав», на которую английская дипломатия согласилась вследствие энергичных действий французского министра иностранных дел Л. Барту, также оказалась невозможной из-за усиления агрессивности гитлеровской Германии.

Этапами осуществления этой политики стали английские инициативы, предпринятые в первой половине 1930;х гг. как совместно с другими ведущими европейскими державами, так и самостоятельно, зачастую даже вразрез с их внешнеполитическими усилиями. При этом английская дипломатия старалась как можно полнее использовать потенциал Лиги наций в той мере, в какой эта международная организация не становилась орудием «французского диктата». Англичане совместно с представителями Франции и Италии приняли участие в конференции в Стрезе в апреле 1935 г., осудившей Германию, которая разорвала ограничительные статьи Версальского договора. Однако курс на изоляцию нацистского режима за счет вовлечения фашистской Италии в орбиту западных держав был сорван провалом попыток осуществления плана Хора-Лаваля — плана сделки с Б. Муссолини, стремившимся к колониальным захватам, за счет Эфиопии. История новейшего времени стран Европы и Америки 1918;1945 гг. — М., «Высшая школа», 1989 г. с. 219.

Попытки Англии обезопасить свои позиции путем достижения двустороннего англо-германского морского соглашения были с раздражением восприняты Францией, которая справедливо протестовала против подобного игнорирования ограничительных статей Версаля. В очередной раз французам пришлось убедиться, что у Англии «нет постоянных друзей, а есть только постоянные интересы». Разобщенность позиций двух демократических государств, чье социально-политическое развитие к тому же пошло в некотором роде в различных направлениях — во Франции к власти пришел Народный фронт — помешала им адекватно противостоять следующим агрессивным шагам Германии в Европе.

События Рейнского кризиса марта 1936 г. не изменили позиции британских консерваторов: С. Болдуин и Н. Чемберлен при поддержке остальных членов кабинета и большинства парламента употребили все влияние Великобритании для того, чтобы удержать Францию от возможного силового противодействия гитлеровской ремилитаризации Рейнской зоны. Английские консерваторы убеждали французских министров, пытавшихся настоять на выполнении Англией своих обязательств как локарнского гаранта, что это внутреннее дело Германии, «наводящей порядок на своем заднем дворе». В качестве компенсации Франции, которая рассматривалась все же как потенциальный союзник в Европе, англичане предприняли шаги, направленные на возрождение былой англо-французской Антанты, согласившись на начало военно-штабных переговоров двух стран. Таким образом уже на этом этапе наметилась возможность альтернативной внешнеполитической линии, линии на сближение с Францией, возрождения боеспособного оборонительного союза образца Антанты времен первой мировой войны.

Возраставшая агрессивность фашистских диктаторов драматичным образом ускорила развитие событий в Европе. Начавшаяся гражданская война в Испании в силу вовлеченности в нее Италии, Германии и СССР грозила перерасти из локального во всеевропейский конфликт. В этих условиях английские консерваторы, которым конечно же больше импонировал авторитарный режим Ф. Франко, поддержали предложенный Францией курс на «невмешательство», что объективно способствовало удушению республиканцев.

В апреле 1937 г. премьер-министром Великобритании становится Н. Чемберлен, до этого в качестве министра финансов и второго человека в правительстве и консервативной партии игравший все возраставшую роль в формировании внешнеполитического курса страны. После того, как западные демократии не смогли воспрепятствовать гитлеровскому аншлюсу Австрии, курс на «умиротворение» Германии становится преобладающим в английской внешней политике. Его венцом стала сделка с фашистскими диктаторами в Мюнхене. Мюнхенские договоренности стали реализацией названных выше английских внешнеполитических установок. Н. Чемберлен, сосредоточивший в своих руках власть, которой не обладал ни один премьер-министр Англии между двумя мировыми войнами, целеустремленно реализовал их, представ в глазах общественности в стране и за рубежом в ореоле миротворца. Положительной стороной Мюнхена для Англии было то, что А. Гитлер определил «окончательные» германские требования в Европе и обязался соблюдать их. Более того, Н. Чемберлен добился от него «Декларации» о мирном сосуществовании Англии и Германии, по сути это был пакт о ненападении, с радостью встреченный английской общественностью. Английскому руководству казалось чрезвычайно важным также выиграть время для развертывания масштабной программы перевооружения: по возвращении в Лондон Н. Чемберлен санкционировал увеличение расходов на оборону, чему до этого всегда противился. Негативом можно считать крайне беспринципный характер процедуры принятия решений, игнорирование Лиги наций, по которой был нанесен смертельный удар, и возрастание недоверия со стороны СССР, руководство которого подозревало западных лидеров в стремлении направить фашистскую агрессию на Восток и со времен Мюнхена не делало более различий между английской и французской позициями, повторяя тезис об «англо-французской политике поощрения агрессии».

Именно это возросшее недоверие сыграло роль в провале англо-франко-советских переговоров, когда английская дипломатия в новых, уже по сути предвоенных условиях искала пути создания антигитлеровского фронта государств. Переход к политике «гарантий» малых европейских государств в условиях неадекватных темпов вооружения и военного сотрудничества с Францией уже не смог предотвратить нападение А. Гитлера на Польшу. Цели и задачи данного диссертационного исследования состоят в анализе основных вех развития внешнеполитической деятельности Великобритании в Европе в связи с нарастанием кризиса и развала Версальской договорной системы, укреплением сил антиверсальского ревизионизма и формированием главного европейского очага агрессии и войны. Автор стремится проследить обусловленную рядом внутриполитических и международных факторов эволюцию английской внешней политики и дипломатии в отношении гитлеровской Германии: от поисков вариантов компромиссного модус вивенди с набиравшим силы гитлеровским милитаризмом до попыток создания антигитлеровской коалиции.

Автор акцентирует исследовательское внимание на проблеме обеспечения английских национальных и государственных интересов на основе европейской континентальной безопасности, проблеме использования и упрочения механизмов международно-правовой, договорной системы в Европе, базировавшейся на Пакте и Уставе тогдашней организации международного сообщества — Лиги наций. Батыр К. И., Исаев И. А. История государства и права зарубежных стран. М, «Проспект». М., 2010 г. с. 236.

Политика кабинета Н. Чемберлена и Форин оффис после нацистской аннексии Чехословакии и крушения мюнхенского соглашения, составившая четвертый этап в развитии предвоенной английской политики в Европе (март — сентябрь 1939 г.) была, в своей основе, попыткой создания оборонного Западного союза, способного противостоять фашистской угрозе английским интересам. Опору подобной политики должно было составить восстановление англо-французского оборонного сотрудничества, форсирование английских программ перевооружения, а также попытки стимулировать французское оборонное производство.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой