Бизнес-процесс — устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность потребителя.
Рисунок 1 — схема бизнес — процесса.
Характеристики бизнес-процессов:
- · Ценность бизнеспроцесса в целом;
- · Ценность результатов для клиентов (внешних и внутренних);
- · Руководитель, отвечающий за результативность и эффективность;
- · Ресурсы необходимые для выполнения;
- · Технология выполнения;
- · Показатели оценки деятельности, результатов, удовлетворенности клиентов.
Основные определения:
- · Владелец процесса;
- · Исполнитель процесса;
- · Выход процесса;
- · Вход;
- · Ресурс.
Рисунок 2 — Процесс организации
Методы достижения целей совершенствования бизнеспроцессов организаций:
- · Методы быстрого анализа решения (FAST);
- · Бенчмаркинг процесса;
- · Перепроектирование процесса;
- · Реинжиниринг процесса.
Методика быстрого анализа решения (FAST) — концентрирует внимание на определенном процессе в ходе одноили двухдневного совещания группы совершенствования процесса для определения способов улучшения этого процесса в течение последующих 90 дней.
В основе этой методике лежат интуитивные методы принятия решения:
коллективной экспертной оценки и коллективной генерации идей («мозговой штурм» и метод деструктивной отнесенной оценки.).
Преимущество — быстрота выработки решения, минимальные затраты для реализации методики, ориентация на заказчика, который во многом определяет проблему или процесс как объект совершенствования и одобряет действия и решения группы FAST.
Недостатки — относительную локальность исследуемого процесса; исследования проводятся без учета взаимосвязи и взаимозависимости с другими бизнес-процессами организации; часто искореняется следствие, а не причина, которая может находиться за пределами анализируемого процесса; меры по совершенствованию бизнес-процесса могут быть эффективными непродолжительное время.