Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образ жрицы — законы чистоты, непорочности и целомудрия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» немецкого египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос… Читать ещё >

Образ жрицы — законы чистоты, непорочности и целомудрия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как мы уже отметили выше, Геродот в своих сочинениях писал, что в Египте ни одна женщина не может быть жрицей ни мужского, ни женского божества, но уже в Египте периода Древнего царства (начало III тыс. до н.э.) можно найти упоминания о женщинах-жрицах, носивших титул «служанка бога» (хемет-нечер). Поэтому необходимо также рассмотреть внешний облик древнеегипетских жриц, которые играли немаловажную роль в обществе и в жреческой структуре Древнего Египта.

Основным признаком в истории одежды в период древних культур является её неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже в те далекие времена мы видим техническое совершенство одежды и платья, точно рассчитанные выкройки, вполне совершенные ткани и большое изящество в обработке костюма. Общий вид и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. И хотя весь костюм построен на контрастах, однако это не снижает его выразительности, гармоничного целостного впечатления.

На заре цивилизации одежда людей была незатейливой и не отличалась разнообразием. Так было и в Древнем Египте. Одежда жриц в период Нового царства уже практически не отличался от повседневного одеяния знатных женщин (необходимо учитывать, что фактически именно знатные женщины в основном и составляли собрание жриц). Со времён Древнего царства «служанки бога» носили прямую набедренную повязку, но в эпоху Нового царства (II тыс. до н.э.) наблюдается тенденция к отходу от этой традиционной одежды, их одеяние становится более «женственным».

В Древнем Египте требовалось, чтобы женщины закрывали своё тело более тщательно, чем мужчины, и только не ранее Среднего царства (конец III-начало II тыс. до н.э.), когда египетская культура начинает подпадать под влияние азиатской, в женском костюме появились отступления от прежних традиций. Древнейшая одежда египтянок состояла из тканого платья, которое, плотно прилегая к телу, закрывало его от груди до ступней ног и держалось на помочах. Иногда платье закрывало и плечи: тогда оно ткалось с воротниками и узкими рукавами. В эпоху Среднего Царства принято надевать на себя несколько одежд, что сильно меняет силуэт и увеличивает его объем. Во главе угла — по всей вероятности, это критерий совершенства для древнего египтянина, — находится форма пирамиды. Чтобы придать такую форму женскому платью, юбку плиссируют. Во времена Среднего царства в моду входит плиссированная одежда, ее носят и мужчины, и женщины.

Как и во времена Древнего Царства, женщины любят украшения, носят бусы — преимущественно синего или зеленого цвета — и браслеты на руках и ногах. Жрицы всегда были украшены драгоценностями, широким ожерельем усех, многочисленными подвесками и браслетами, на голове «служанки бога» носили пышные парики.

Основным материалом для одежды, как для древнеегипетских жрецов, так и для жриц считался лен. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Хотя в долине Нила с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально нечистой. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.

Однако были и другие материалы. Виссон — название весьма любимой в древности материи, которая была предметом роскоши, составною частью царского и жреческого костюмов, принадлежностью религиозных обрядов. По мнению одних — это было тончайшее полотно, по мнению других — особая хлопчатобумажная материя; оба мнения находят подтверждение у древних писателей. Геродот, описывая процесс бальзамирования мумий в Египте, говорит, что тело «с головы до ног закутывалось повязками из виссона». Микроскопическое исследование показало, что материя, употреблявшаяся для одевания мумий, была именно полотном, производством которого славился Египет. Сам Геродот, однако, в других местах разумеет под виссоном хлопчатобумажную материю, называя его «древесною шерстью», что даже подало повод к предположению, что это был шелк.

В период Нового царства знатные женщины (жрицы) стали носить и тонкие прозрачные материи, из которых изготовлялись накидки. Таким образом, в эпоху Нового царства костюм знатной женщины состоял из широкой сорочки, короткой юбки (набедренной повязки) и большого четырёхугольного с закруглёнными краями плаща, который накидывался сверху и, несмотря на свою простую форму, мог быть задрапирован самым причудливым образом. В источниках существуют упоминания о верхней женской одежде «калазирис», которая оборачивалась вокруг тела наподобие передника и была особенно распространена в позднее время. Калазирис — основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменения затрагивали только детали кроя, иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами.

Относительно цвета одежды, мы уже отметили выше, что наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный цвет не имел траурной символики.

Что же касается внешности, мы можем рассмотреть мнения многих египтологов, которые опираясь на исторические источники и археологические находки (папирусы, настенные рисунки) описывают образы древнеегипетских женщин.

Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» немецкого египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами». Идеалом у древних египтян считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги. Современный английский археолог Леонард Котрелл так писал о древнеегипетских красавицах: «Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что даже спустя 5 тысяч лет они могут вызывать восхищение! (…) Красавицы Греции и Рима восхищают, но не волнуют нас. Они кажутся такими же холодными, как мрамор, из которого они изваяны. Но если надеть на Нефертити платье „от Диора“, и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих. Даже её косметика не вызовет пересудов».

Проследив тенденции изменения одежды как образа жриц и проанализировав их особенности, мы видим, что внешние атрибуты сильно не отличаются он жрецов Древнего Египта, но в отличие от жрецов, тут нет сильно выраженного статусного деления и различия в одежде древнеегипетских жриц.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой