Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая эффективность рассматриваемых путей и направлений решения проблем минерально-сырьевой базы РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует обратить также внимание на отсутствие до настоящего времени утверждённого правительством документа, регламентирующего проведение государственной экспертизы запасов, что не только стимулировало попытки различных ведомств как на федеральном, так и региональном уровне подменить объективную геолого-экономическую оценку месторождений волевыми административными решениями, но и позволило… Читать ещё >

Экономическая эффективность рассматриваемых путей и направлений решения проблем минерально-сырьевой базы РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первостепенное значение приобретает развитие науки, стимулирование деятельности ученых. Выработка новой государственной минерально-сырьевой стратегии является одной из главных задач федеральной власти. Недра России содержат 40% прогнозных мировых запасов газа, 13% нефти, 23% угля, 14% урана, большое количество других полезных ископаемых. Имея мощнейший минерально-сырьевой потенциал, Россия пока не использует его в качестве основного средства для выхода из кризиса, бездумно разбазаривая. Сегодня практически исчерпан поисковый задел, необходимый для последующего наращивания разведанных запасов. Затраты же на его создание составляют до 70% от общих средств на геолого-разведочные работы.

Необходимо срочно возвратиться к решению теоретических проблем поисков, в частности, к разработке методики оценки ресурсов месторождений по материалам космических съемок, усовершенствованию глубинных методов исследований недр на базе сверхглубокого бурения и системы глубинных исследований недр и другим научно-практическим задачам, т. е. к восстановлению стратегии глобальных исследований недр страны, по которым мы, советские геологи, занимали лидирующее положение в мире.

Для России с точки зрения экономических перспектив всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период так называемой перестройки геологоразведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует спад добычи почти всех видов полезных ископаемых. Если не будет наведен порядок в финансировании геолого-разведочных работ, то в 2005 г. они сократятся еще как минимум на 30% от уровня 1997 г., а это приведет к снижению прироста запасов до 40% по отношению к 1997 г. Поэтому должна быть разработана новая государственная программа, которая бы содержала основные принципы минерально-сырьевой политики государства до 2020;2050 гг.

Таким образом, возникает необходимость:

  • — разработки новой национальной минерально-сырьевой политики с максимально жёстким разделением федеральных и территориальных интересов в организационных, экономических и финансовых сферах;
  • — принятия национального Горного кодекса с полным отражением в нём геолого-разведочного и горного производства и всех основ горного дела, включая регламентацию поставок и воспроизводства запасов полезных ископаемых, а также налогообложения. При разработке Горного кодекса РФ основными концептуальными положениями следовало бы считать следующие:
  • — Горный кодекс является основополагающим правовым документом в системе горного законодательства, в соответствии с которым формируются все другие законодательные и подзаконные акты в области горных отношений;
  • — признание исключительности права государственной собственности на ресурсы недр и возможности делегирования этих прав субъектам Федерации в особых случаях;
  • — осуществление государственного регулирования недропользованием на всех иерархических уровнях управления (от федерального до местных органов власти), учитывающего интересы всех сторон, причастных к недропользованию в регионе, в т. ч. и этнических образований, с указанием предела компетенции владения, пользования и управления недрами, а также неотделимость прав владения, пользования и управления от обязанностей и ответственности;
  • — регламентирование представления о недрах не только как об источнике минерально-сырьевых ресурсов, но и совокупности различных по генезису, формам нахождения, параметрам, функциональным возможностям, предназначению и роли в человеческой деятельности георесурсов (вещество, энергия, пространство, информация), составляющих основной природный потенциал страны;
  • — создание благоприятного правового климата для диверсификации горнодобывающих предприятий с целью обеспечения их экономической стабильности;
  • — разработка претензионных мероприятий по вхождению России в международные консорциумы, реализующие глобальное минерально-сырьевое обеспечение (топливно-энергетическое сырьё, металлы группы платины, никель), с целью влияния на международные соглашения в интересах России;
  • — разработка новой концепции функционирования Федеральной геологической службы России как главного органа управления Государственным фондом недр, воспроизводством минерально-сырьевой базы и как национальной системы исследования недр.

Следует обратить также внимание на отсутствие до настоящего времени утверждённого правительством документа, регламентирующего проведение государственной экспертизы запасов, что не только стимулировало попытки различных ведомств как на федеральном, так и региональном уровне подменить объективную геолого-экономическую оценку месторождений волевыми административными решениями, но и позволило расчленять единую систему государственной экспертизы между различными ведомствами и их подразделениями, без чёткого разграничения их полномочий. Поэтому государственный контроль за состоянием запасов месторождений оказался во многом утраченным, а государственный баланс как основная система учёта запасов перестал отражать реальное состояние минерально-сырьевой базы страны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой