Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реформы государственного управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1719—1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. Генерал-прокурор изначально являлся главой сенатской канцелярии и заведовал сенатским делопроизводством; одновременно руководил прокуратурой, которая состояла из трёхступенчатой системы контроля над Сенатом и всеми административными и судебными учреждениями, — как… Читать ещё >

Реформы государственного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Петра I не разрабатывал какой-либо определенной программы реформ в сфере государственного правления. Изменения, в большинстве своем, вводились в результате ведения войн, будь то реформы административно-территориального управления страной или появление нового государственного учреждения, все сводилось к сбору финансовых средств и мобилизации народа. Петр I уже мало прислушивался к Боярской думе, в 1699 году Петр создал Ближнюю канцелярию, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 (12) доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. В Консилии каждый министр имел особые полномочия. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны». При открытии канцелярия заводила книгу, в которую вносились все именные указы. Все важнейшие бумаги главные царские слуги (министры) должны были подписывать в ближней канцелярии, для чего съезжались туда три раза в неделю. В неё должны были поступать из всех губерний ведомости о доходах и расходах. Затем этой же канцелярии Петр поручил ревизию всех денежных счетов и расходов, произведенных присутственными местами. Но средств для выполнения этой важной функции у ближней канцелярии не было, поэтому для поверки приходных и расходных книг пришлось вызывать из присутственных мест приказов и губерний дьяков.

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Сенат действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал. При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определенных очертаний. В указе Пётр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать: «суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; векселя исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов». Это, очевидно, не исчерпывающий перечень предметов ведомства, а инструкция, на что обратить преимущественное внимание. «Ныне уже все у вас в руках», — писал Петр Сенату.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Практическое, деловое значение Сената обусловливалось системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 в интересах хозяйственного устройства своей армии перенес значительную часть дел, раньше производившихся в приказах. Комиссары следили и за исполнением указов, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения. Впоследствии, звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. К Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы.

Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711, была создана должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. При Сенате состоял обер-фискал с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал-фискал с тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, фискалы, несомненно, принесли долю пользы, являясь орудием надзора над местными учреждениями. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по12 коллегиями. В отличие от приказов, функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • · Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
  • · Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • · Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
  • · Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.
  • · Камер-коллегия — сбор доходов государства.
  • · Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
  • · Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
  • · Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • · Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
  • · Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
  • · Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
  • · Духовная коллегия — управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

Во главе коллегии стоял, его заместителем был вице-канцлер. В случаях особенной важности, когда сочинялись грамоты в иностранные государства, рескрипты министрам, резолюции, декларации и т. п., в присутствие коллегии приглашались для совещания все действительные тайные советники, а иногда присутствовал и сам государь; в этих случаях в заседании обыкновенно участвовал один только советник коллегии.

С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4−5 советников и 4 асессоров. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат. Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация. Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возник. При все более теряющих свое значение приказах Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства.

По указу 1718 г. «о должности Сената» все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами. Этот порядок просуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петра признать (в указе 12 января 1722 г.), что президенты коллегий не имеют достаточно времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды сенатора. Президенты коллегий, будучи такими сановниками, как тогдашние сенаторы, совершенно подавляли своих «советников» и тем уничтожали всякое практическое значение коллегиального решения дел. И действительно, вновь назначенные президенты вместо прежних, оставшихся сенаторами, были людьми несравненно менее вельможными. В 30 мая 1720 г. Петр повелел учинить должность рекетмейстера. Рекетмейстер скоро приобрел огромное значение как орган надзора за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия.

Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 г.

Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний. Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии. 12 января 1722 г. на смену им появляется прокуратура в виде сложной системы надзора не только над Сенатом, но и над всеми центральными и местными административными и судебными учреждениями. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием. Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью; вместе с тем надзор его в значительной степени упорядочил производство дел, как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии. С другой стороны, генерал-прокурор лишил присутствие Сената его прежней независимости; будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически нередко преобладал над ним.

В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделен Сенат, потеряли свой смысл. В первое десятилетие своего существования Сенат широко пользовался законодательной властью. 19 ноября 1721 г. Петр предписывает Сенату не чинить без подписания руки его никакого определения генерального. В апреле 1714 г. состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, причем за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь.

С 1711 по 1714 г. местом пребывания Сената была Москва, но с 1714 г. Петербург стал постоянным его местопребыванием. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». 19 января 1722 г. в Москве были учреждены конторы от каждой коллегии, а над ними поставлена сенатская контора из одного сенатора и двух асессоров. Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел.

Областная реформа В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными судебной и административной властью: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. В 1712 губерния разделена на несколько обер-комендантских провинций, в том числе Серпуховскую, Звенигородскую, Каширскую, Владимирскую, Калужскую, Костромскую, Ростовскую. Чуть позже, в1719 Московская губерния разделена на 9 провинций: Московская, Переславль-Рязанская, Костромская, Суздальская, Юрьев-Польская, Владимирская, Переславль-Залесская, Тульская, Калужская. В Московскую провинцию входило 16 городов с дистриктами: Москва, Дмитров, Клин, Руза, Волоколамск, Можайск, Царёв-Борисов, Малоярославец, Серпухов, Таруса, Оболенск, Кашира, Коломна, Звенигород, Верея, Боровск.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли. Каждая доля платила в госбюджет податки от 5536 дворов и находилась в ведении ландрата, который в пределах доли управлял всякими сборами и земскими делами.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Деление губерний на провинции было законодательно закреплено 29 мая 1719 года указом Петра I «Об устройстве губерний и об определении в оныя правителей». Согласно этому указу губернии делились на следующие провинции:

Губерния.

Провинции.

Азовская губерния.

Бахмутская провинция, Воронежская провинция, Елецкая провинция, Тамбовская провинция, Шацкая провинция.

Архангелогородская губерния.

Архангелогородская провинция, Вологодская провинция, Галицкая провинция, Устюжская провинция.

Казанская губерния.

Казанская провинция, Пензенская провинция, Свияжская провинция, Уфимская провинция.

Киевская губерния.

Белгородская провинция, Киевская провинция, Орловская провинция, Севская провинция.

Московская губерния.

Владимирская провинция, Калужская провинция, Костромская провинция, Московская провинция, Переслав-Залесская провинция, Переяслав-Рязанская провинция, Суздальская провинция, Тульская провинция, Юрьево-Польская провинция.

Нижегородская губерния.

Алатырская провинция, Арзамасская провинция, Нижегородская провинция.

Рижская губерния.

Рижская провинция, Смоленская провинция.

Санкт-Петербургская губерния.

Белозерская провинция, Великолуцкая провинция, Выборгская провинция, Нарвская провинция, Новгородская провинция, Пошехонская провинция, Псковская провинция, Санкт-Петербургская провинция, Тверская провинция, Углицкая провинция, Ярославская провинция.

Сибирская губерния.

Вятская провинция, Соликамская провинция, Тобольская провинция.

В ходе реформы 1727 года Белгородская, Орловская и Севская провинции отошли к новой Белгородской губернии, а в Киевской губернии провинций не осталось. 3 провинции Санкт-Петербургской губернии (Пошехонская, Углицкая и Ярославская) отошли к Московской губернии (при этом Пошехонская провинция была упразднена), а 5 провинций (Белозерская, Великолуцкая, Новгородская, Псковская, Тверская) были выделены в новую Новгородскую губернию. Нарвская провинция отошла к Ревельской губернии и была упразднена. Вятская и Соликамская провинции перешли из Сибирской губернии в Казанскую. Годом позже Уфимская провинция перешла из Казанской губернии в особое ведение Сената.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии, а также бюрократической системы, на которую опирался император.

Контроль над деятельностью государственных служащих Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Также была учреждена должность обер-фискала; он должен был иметь тайный надсмотр над всеми делами; ему надлежало следить за тем, не учинялся ли где-либо неправый суд, не совершалось ли незаконного «в сборе казны и прочего»; «кто неправду учинит», на того обер-фискал должен был донести в Сенат, и если он действительно уличит виновного, то половина штрафа идёт в пользу казны, половина в пользу фискала. Обер-фискал был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами; в губерниях были «провинциал-фискалы», по одному для каждой отрасли управления; они имели «под собой» «низших», городских. Обо всех них говорится, что они «имеют во всём такую же силу и свободность, как и обер-фискалы». Высокопоставленные лица могли привлекаться только обер-фискалами; это было единственным различием в степени власти обер-фискалов и фискалов. С учреждением коллегий появились коллежские фискалы, по одному при каждой коллегии.

17-го марта 1714 г. вышло новое распоряжение, в котором сфера действий фискалов была определена гораздо точнее. Они должны были разоблачать всякие преступления указов, всякие взятки и кражи казны и все то, что может повести «ко вреду государственного интереса», должны были возбуждать дела, на которые нет челобитчиков. За вмешательство в судные дела, возбужденные какой-либо из сторон, фискалы подвергались наказанию. Преследуют их и за доносы, сделанные в корыстных целях; если донос окажется несправедливым, фискал нес то наказание, какое понесло бы оговоренное им лицо, если бы было действительно виновно; наказывается фискал и в тех случаях, когда не донёс по своим корыстным соображениям. В 1722 г. Власть фискалов была стеснена учреждением по всем губерниям прокурорских должностей. Прокуроры — этот уже открытый надзор за судом — не только ограничивали их контроль над судебными делами, но являлись и вообще посредствующей инстанцией между ними и обер-фискалами. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1719 гг.).

В 1719—1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. Генерал-прокурор изначально являлся главой сенатской канцелярии и заведовал сенатским делопроизводством; одновременно руководил прокуратурой, которая состояла из трёхступенчатой системы контроля над Сенатом и всеми административными и судебными учреждениями, — как центральными, так и местными. Помощником генерал-прокурора в Сенате являлся обер-прокурор. Контроль за деятельностью органов власти осуществлялся через подчинённых — прокуроров и фискалов. В первоначальные обязанности генерал-прокурора входили проверка соответствия сенатских решений действующим законам, а также надзор за благочинием во время заседаний. Генерал-прокурор был также посредником в делах между Сенатом и государем. Надзор способствовал приведению в порядок производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии; значение Сената как действенного органа власти выросло. С другой стороны, учреждение должности генерал-прокурора лишило Сенат его прежней относительной независимости; нередко будучи по закону равным всему Сенату, генерал-прокурор во многих делах фактически преобладал над ним.

C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал, назначаемый государем, его помощником — обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой