Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Церковная политика. 
Внутренняя и внешняя политика Екатерины II

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Екатерина императрица Каменский А. Б. пишет: «В истории церкви при Екатерине II произошли два знаменательных события: секуляризация владений духовенства, а также провозглашение веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизации и преследования инаковерующих. Это был тактический шаг императрицы, рассчитанный на умиротворение духовенства, которое если не явно, то скрытно враждебно… Читать ещё >

Церковная политика. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

екатерина императрица Каменский А. Б. пишет: «В истории церкви при Екатерине II произошли два знаменательных события: секуляризация владений духовенства, а также провозглашение веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизации и преследования инаковерующих. Это был тактический шаг императрицы, рассчитанный на умиротворение духовенства, которое если не явно, то скрытно враждебно восприняло манифест Петра III о секуляризации, и противоречащий убеждениям ученицы Вольтера. Как только Екатерина почувствовала неспособность духовенства серьезно сопротивляться секуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц, которой было поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения. Императрица даже заготовила эмоционально насыщенную обличительную речь перед членами Синода, заканчивавшуюся словами: «Не умедлите же возвратить моей короне то, что вы похитили у нее незаметно, постепенно». Надобность в патетической речи отпала: синодалы проявили покорность и послушание. Единственным иерархом, осмелившимся открыто поднять голос против секуляризации, был ростовский митрополит Арсений Мацеевич. Сорвать секуляризационные планы императрицы Арсений не мог, и она это прекрасно понимала. И если Екатерина уготовила бунтарю суровую кару, то эта ее акция имела, скорее всего, личную подоплеку — нескрываемую враждебность: невоздержанный на язык Арсений позволил себе резко и нелестно отозваться об императрице, и этот отзыв оказался ей известен. Реализация Манифеста 26 февраля 1764 г. о секуляризации церковных владений имела два важных последствия. Манифест окончательно решил вековой спор о судьбах церковных вотчин в пользу светской власти, в казну перешло от церковных учреждении 910 866 душ м. п. Установленный полуторарублевый оброк с бывших монастырских крестьян, получивших название экономических, обеспечивал поступление в казну 1366 тыс. ежегодного оброка (1764 — 1768 гг.), из которых только треть отпускалась на содержание монастырей и церквей, 250 тыс. расходовалось на госпитали и богадельни, а остальные деньги (свыше 644 тыс. руб.) пополнили бюджет государства. В 1780-х годах оброчная сумма достигала 3 млн., а вместе с другими хозяйственными доходами — 4 млн руб., из которых на содержание духовенства тратилось только полмиллиона, а семь восьмых дохода поступало государству. Отныне каждый монастырь имел утвержденные правительством штаты монашествующих и начальных лиц, на содержание которых отпускалась строго установленная сумма. Духовенство, таким образом, оказалось в полной зависимости от государства как в экономическом, так и в административном отношении. Духовенство было возведено в ранг чиновников в рясах. Другим следствием секуляризации явилось улучшение положения бывших монастырских крестьян. Работа на монастырской барщине была заменена денежным оброком, что в меньшей мере регламентировало хозяйственную деятельность крестьян. Экономические крестьяне, помимо ранее обрабатываемых ими площадей, получили в пользование часть монастырских земель. Наконец, экономические крестьяне освободились от вотчинной юрисдикции: суда монастырских властей, истязаний и т. д. В соответствии с идеями Просвещения по отношению к инаковерующим Екатерина придерживалась политики веротерпимости. При набожной Елизавете Петровне со старообрядцев продолжали взимать в двойном размере подушную подать, предпринимались попытки вернуть их в лоно истинного православия, их отлучали от церкви. Старообрядцы отвечали на преследования акциями самосожжения — гарями, а также бегством либо в глухие места, либо за пределы страны. Петр III разрешил старообрядцам свободное богослужение. Веротерпимость Екатерины II простиралась дальше веротерпимости супруга. В 1763 г. она упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для сбора двойной подушной подати и налога с бород. От двойной подушной подати освобождались с 1764 г. старообрядцы, не чуравшиеся «таинств церковных от православных священников». Терпимое отношение правительства к старообрядцам способствовало экономическому процветанию старообрядческих центров в Стародубе, Керженце и др., где появились богатые купцы. Московские купцы-старообрядцы в начале 70-х годов XVIII в. создали Рогожскую и Преображенскую общины — организации, владевшие крупными капиталами и постепенно подчинившие своему влиянию старообрядческие общины на окраинах России. Веротерпимость проявлялась в прекращении ущемления прав мусульман. Тем из них, кто принял православие, более не предоставлялось преимуществ при наследовании собственности. Татарам Екатерина разрешила сооружать мечети и открывать медресе, готовившие кадры мусульманского духовенства. «.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой