Земская реформа (1864)
Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса: а). лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для данного уезда… Читать ещё >
Земская реформа (1864) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» — законодательный акт, которым вводилось земство.
Положение о губернских и земских учреждениях.
1 января 1864 г.
Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.
13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.
Земское уездное собрание составляется из земских гласных, избираемых: а). уездными землевладельцами, б). городскими обществами, в). сельскими обществами.
- 23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:
- а). лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для данного уезда в прилагаемом расписании;
- б). лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением, не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6 тысяч рублей;
- д). уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462−465 ст. Свода законов.
- 43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства.
- 50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.
Дмитриев С. С. Хрестоматия по истории СССР.
М., 1948. Т. III. С. 156−158.
Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Не случайно дворяне возмущались тем, что на скамье в земском собрании «сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином». В земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.
Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.
Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т. д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство «зданием без фундамента и крыши». Лозунг «увенчания здания» стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.