Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система охраняемых объектов как основа охраны природы Беларуси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь включает в себя сведения о категориях и видах этих территорий, их охранных и иных зонах, границах, площади, составе земель и землепользователях, местоположении особо охраняемых природных территорий, государственном органе (иной государственной организации), в управление которого (которой) передана особо охраняемая природная… Читать ещё >

Система охраняемых объектов как основа охраны природы Беларуси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система охраняемых объектов как основа охраны природы Беларуси

охраняемый природный кадастр беларусь Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также их объявления, преобразования и прекращения осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и другие государственные органы.

Государственный контроль в области охраны и использования ООПТ является составной частью государственного контроля в области охраны окружающей среды и осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными специально уполномоченными государственными органами. В ст. 42 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривается, что такой контроль осуществляется указанными органами в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, в связи, с чем следует указать на отсутствие нормативного правового акта, определяющего порядок осуществления государственного контроля охраны и использования ООПТ. Право осуществлять государственный контроль в данной области предоставлено государственным инспекторам по охране окружающей среды (а также приравненным к ним должностным лицам) специализированной инспекции государственного контроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповедного дела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Базой научно-обоснованного функционирования ООПТ является наличие необходимой информации, официальным источником которой в настоящее время является статистическая отчетность. Необходимо отметить, что статистическими данными охватываются не все категории ООПТ, а специфика статистической отчетности (в частности лаконичное изложение) не позволяет собирать такую совокупность сведений, которая всесторонне характеризовала бы их как объект охраны.

Таким образом, единый подход к учету всех категорий и видов ООПТ на сегодняшний день отсутствует. Устранить этот недостаток можно путем законодательного закрепления государственного кадастра данных территорий и обязанностей соответствующих органов государственного управления по его ведению. Такой кадастр может включать совокупность сведений о категориях и видах ООПТ, их площади, об органе государственного управления, в оперативное управление которого передана ООПТ. Как и иные государственные кадастры природных ресурсов (земельный, водный и т. д.), государственный кадастр ООПТ должен вестись за счет государства и по единой для республики системе. Данные указанного кадастра будут служить целям планирования и развития сети ООПТ, организации их охраны и проведения научных экологических исследований, повышению уровня государственного контроля за соблюдением режима соответствующих территорий.

Развитие системы особо охраняемых природных территорий осуществляется на основе Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий, Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий, а также схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональных схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения.

Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий разрабатывается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси, Управлением делами Президента Республики Беларусь, другими заинтересованными государственными органами и иными организациями, как правило, на пятилетний период и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие системы особо охраняемых природных территорий, а также обеспечение функционирования, охраны особо охраняемых природных территорий и управления ими, с указанием сроков выполнения, ответственных исполнителей и объемов финансирования в разрезе источников финансирования по годам реализации.

В Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий определяются цели, задачи, приоритеты и основные направления формирования оптимальной системы особо охраняемых природных территорий и механизм ее реализации.

Национальная стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Республики Беларусь.

На основании Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий разрабатываются схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения, региональные схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения.

Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения разрабатывается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси, другими заинтересованными государственными органами и иными организациями, как правило, на десятилетний период и включает в себя мероприятия по планированию объявления, преобразования и прекращения функционирования заповедников, национальных парков и заказников республиканского значения.

Региональные схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения разрабатываются областными, Минским городским исполнительными и распорядительными органами, как правило, на десятилетний период и включают в себя мероприятия по планированию объявления, преобразования и прекращения функционирования заказников местного значения с учетом положений схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения.

Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональные схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения учитываются при разработке и реализации проектов и схем землеустройства, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов мелиорации земель, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, лесоустроительных проектов, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.

Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

  • · заповедник;
  • · национальный парк;
  • · заказник;
  • · памятник природы.

Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения.

Заказники и памятники природы могут являться особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.

Особо охраняемые природные территории республиканского и местного значения могут быть признаны особо охраняемыми природными территориями международного значения.

Заказники и памятники природы подразделяются на виды в соответствии со статьями 30 и 36 настоящего Закона. В целях планирования объявления, преобразования и прекращения функционирования особо охраняемых природных территорий и осуществления государственного управления в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ведется реестр особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь.

Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь включает в себя сведения о категориях и видах этих территорий, их охранных и иных зонах, границах, площади, составе земель и землепользователях, местоположении особо охраняемых природных территорий, государственном органе (иной государственной организации), в управление которого (которой) передана особо охраняемая природная территория, а также о режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории, наличии статуса особо охраняемой природной территории международного значения и иные сведения.

Порядок ведения реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

При объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий экологические интересы имеют приоритет над экономическими.

Порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Территория приобретает или утрачивает статус особо охраняемой природной территории со дня вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа о ее объявлении или прекращении функционирования.

Особо охраняемые природные территории передаются в управление государственным органам (иным государственным организациям).

Преобразование особо охраняемых природных территорий осуществляется в случае необходимости изменения их категории или вида, изменения границ и (или) режима охраны и использования этих особо охраняемых природных территорий.

Прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляется в случаях достижения целей, ради которых они объявлялись, утраты природных комплексов и объектов, в целях восстановления, сохранения и (или) воспроизводства которых объявлялись особо охраняемые природные территории, и в иных случаях в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Режим охраны и использования заповедника, национального парка и заказника устанавливается положениями, утверждаемыми в порядке, установленном статьями 19, 24 и 31 настоящего Закона.

Режим охраны и использования памятника природы устанавливается его охранными документами, утверждаемыми в порядке, установленном статьей 37 настоящего Закона.

На особо охраняемых природных территориях запрещается деятельность, которая может нанести вред природным комплексам и объектам и противоречит целям и задачам, поставленным при объявлении или преобразовании особо охраняемых природных территорий.

Хозяйственная и иная деятельность в границах особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с положениями о них или их охранными документами.

Землепользователи, земельные участки которых входят в состав земель, образующих особо охраняемые природные территории, обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования этих территорий.

Размещение и реконструкция объектов строительства в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляются по проектам, согласованным с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и другими государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В соответствии с установленным режимом охраны и использования заповедников и национальных парков разрабатываются планы управления ими.

Планы управления заказниками разрабатываются в случае создания государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заказниками, а также в иных случаях, когда необходимо принятие мер по восстановлению природных комплексов и объектов, по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или решению государственного органа (иной государственной организации), в управление которого (которой) передан заказник.

Планы управления памятниками природы разрабатываются для памятников природы международного значения.

Планы управления особо охраняемыми природными территориями утверждаются государственными органами, иными государственными организациями, в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Правила подготовки планов управления особо охраняемыми природными территориями утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий учитывается при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.

Государственные органы, иные государственные организации, в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, обеспечивают информирование населения о режиме охраны и использования особо охраняемых природных территорий путем размещения соответствующей информации в местных средствах массовой информации, глобальных компьютерных сетях, а также путем установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом.

В случае необходимости предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, на прилегающих к ним территориях могут устанавливаться охранные зоны.

Границы охранных зон особо охраняемых природных территорий определяются исходя из условия недопущения отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц на природные комплексы и объекты, расположенные на особо охраняемых природных территориях, которое может привести к нарушению и деградации этих природных комплексов и объектов.

Режим, границы и состав земель охранных зон особо охраняемых природных территорий устанавливаются государственным органом, принявшим решение об объявлении или преобразовании особо охраняемой природной территории по согласованию с землепользователями, земельные участки которых расположены в границах охранных зон, и учитываются при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.

Землепользователи, земельные участки которых расположены в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, обязаны соблюдать установленный режим охранных зон.

Важная роль в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия в Беларуси принадлежит особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Охрана и использование ООПТ осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 г.), который определяет правовые основы функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования.

В настоящее время в Беларуси функционирует 1 заповедник (Березинский биосферный заповедник), 4 национальных парка (Беловежская пуща, Припятский, Браславские озера и Нарочанский), 487 заказников и 795 памятников природы.

В 2007 г. общая площадь ООПТ составила 1577,8 тыс. га (7,6% от общей площади страны).

Как и в прошлые годы, приоритетной категорией ООПТ на территории страны являются заказники, на долю которых приходится 68,5% общей площади ООПТ (1080,4 тыс. га). Заказники республиканского значения занимают 4,0% территории страны и 52,9% общей площади ООПТ. В составе данной категории ООПТ наибольшая площадь приходится на ландшафтные заказники. По количеству преобладают биологические заказники.

Среди других категорий ООПТ значительная площадь приходится на долю заповедника и национальных парков — 30,5% общей площади охраняемых территорий, наименьшая — на памятники природы республиканского и местного значения.

В 2007 г. наибольшая доля охраняемых территорий страны приходилась на Брестскую и Витебскую области, наименьшая — на Могилевскую. В пределах областей долевое участие ООПТ существенно различается. Так, их наибольшая доля имеет место в Брестской и Гродненской областях (соответственно 14,1 и 10,5% общей площади области), наименьшая — в Могилевской (3,2%).

Главной составляющей особо охраняемых природных территорий являются леса. Согласно Лесному Кодексу Республики Беларусь, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, рубки леса, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочных лесных пользований в промысловых целях, а также иные виды лесопользования, если они не совместимы с целевым назначением этих территорий и приводят к нарушению режима их охраны и использования, запрещаются.

По данным государственного лесного кадастра за 2007 г., в составе ООПТ находится 1382,4 тыс. га лесного фонда, что на 27,4 тыс. га меньше, чем в 2006 г. Общая площадь покрытая лесом составила в 2007 г. 1088,6 тыс. га, что больше, чем в прошлом году на 3,6 тыс.га. Наибольшая площадь земель лесного фонда приходится на национальные парки и заказники.

С целью сохранения всего многообразия живых организмов, типичных и уникальных ландшафтов, обеспечения естественного хода эволюционных процессов в стране принимается и реализуется комплекс мер.

Разработан проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», которым предусматривается внесение изменений в определение понятий ООПТ и их категорий, сохранение действующих категорий особо охраняемых природных территорий и введение дополнительной категории — ООПТ международного значения.

Разработаны и утверждены Постановлением Совета Министров от 29 декабря 2007 г. № 1919 Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения до 1 января 2015 г., и Постановлением Совета Министров от 29 декабря 2007 г. № 1920 Национальная стратегия развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г.

Основной целью этих документов является формирование такой системы ООПТ, которая обеспечит оптимальный охват сохранившихся в естественном состоянии различных типов экосистем, ценных и значимых для сохранения биологического разнообразия природных комплексов, мест обитания и произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и эффективное управление ими.

С учетом положений Национальной стратегии развития и управления системой природоохранных территорий и Схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий до 1 января 2015 г. Минприроды разработана Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008;2014 гг., реализация которой позволит обеспечить формирование эффективно функционирующей системы ООПТ с целью сохранения в естественном состоянии экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия.

В 2007 г. продолжена работа по реализации положений Конвенции о водно-болотных угодьях (Рамсарской конвенции). Подготовлен и направлен в Бюро Конвенции Национальный отчет о выполнении в Республике Беларусь положений Рамсарской конвенции.

В 2006;2007 гг. в целях совершенствования трансграничной природоохранной сети и разработки рекомендаций по охране водно-болотных комплексов в приграничной полосе Беларусь — Латвия выявлены наиболее ценные и уязвимые водно-болотные комплексы, определены трансграничные водно-болотные комплексы, имеющие принципиальное значение для сохранения биологического разнообразия для обеих сторон, подготовлены картосхемы по созданию сети приграничных водно-болотных комплексов.

Направлена заявка в адрес Бюро Рамсарской конвенции о создании трансграничной Рамсарской территории Стоход-Припять-Простырь.

В рамках Государственной программы развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006;2010 гг. продолжена работа по созданию сети комплексного экологического мониторинга экосистем (лесных, водных, болотных, луговых и др.) на ООПТ.

В 2006;2007 гг. сеть мониторинга экосистем организована на территории 11 заказников и 1 национального парка. В 2006 г. в сеть мониторинга включены 7 заказников: Ельня, Котра, Долгое, Лунинский, Стиклево, Прилукский и Лебяжий, в 2007 г. — 4 заказника: Пекалинский, Волмянский, Кривое, Липичанская пуща и 1 национальный парк — «Припятский».

В соответствии с Государственной программой развития НСМОС в стране ведется работа по совершенствованию сети пунктов мониторинга животного мира (включает 86 пунктов мониторинга), осуществляется мониторинг за дикими животными, относящимися к объектам охоты и рыболовства, дикими животными, включенными в Красную Книгу Республики Беларусь, животными, охраняемыми в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь.

Список использованных источников

  • 1. Закон Республики Беларусь 20 октября 1994 г. № 3335-XІІ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Законов Республики Беларусь от 23.05.2000 N 396-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 07.05.2007 N 212-З)
  • 2. Шимова О. С. Экология и экономика природопользования: Часть 1. Курс лекций — 2-e стер. изд. _ Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. — 193 с.
  • 3. news.open.by
  • 4. http://spravka-jurist.com/base/part-zq/tx_eszgia.htm
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой