Функции менеджмента.
Конъюнктура рынка минерального сырья
Организация — одна из основных функций управления, основной задачей которой является формирование структуры предприятия, а также обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, оборудованием, зданием, финансовыми средствами и т. д. Рыночная экономика требует гибкости управления, периодической перестройки структуры производства. В рыночной экономике предприятия самостоятельно… Читать ещё >
Функции менеджмента. Конъюнктура рынка минерального сырья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С помощью процесса менеджмента профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путём постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля [рис. 7.4]. Осуществляя эти функции, менеджеры создают условия для производительного труда работников и добиваются результатов, соответствующих поставленным целям Функцией управления называется форма, в которой проявляется воздействие процесса управления на процесс производства через организационные структуры управления.
Планирование. Планирование представляет собой такой вид деятельности, который характерен для всех организаций. Планирование — это предвидение будущего состояния организации. При планировании сотрудники предприятия определяют цели и ориентиры, которые необходимо достичь предприятию. Определение таких целей и ориентиров называется стратегическим планированием. На основе стратегических планов составляются текущие планы (до 1 года).
На основе планов определяются источники финансирования, необходимые объемы финансирования работ. Все финансовые расчеты сводятся в единый финансовый план (рис. 7.5).
В зависимости от отрасли промышленности, от формы собственности и масштаба предприятия количество планов может быть различным. На действующем предприятии составляется бизнес-план, когда необходимо реализовывать новый проект (например, строительство цеха по производству новой продукции). Бизнес — план составляется также в том случае, когда создается новая фирма и у нового предприятия недостаточно средств, которые необходимы для развития. Поэтому конечной целью составления бизнес-плана является определение объемов финансирования нового проекта. На основании бизнес-планов банк решает вопрос о предоставлении кредита предприятию.
Также могут составляться оперативные планы на срок до 1 месяца.
Стратегический, текущий и финансовый планы составляются последовательно во времени, а бизнес-планы составляются периодически, по мере необходимости.
Объекты планирования и показатели текущего плана горнодобывающего предприятия Таблица.
Объекты планирования и анализа. | Показатели. |
Производственная деятельность. | Виды и объемы работ в натуральном выражении Общий объем работ в денежном выражении. |
Лабораторная служба. | Объем химико-аналитических и других лабораторных работ в условных анализах и стоимостном исчислении. |
Ремонтная служба. | График средних и малых ремонтов Плановый объем ремонтных работ в стоимостном исчислении. |
Энергетическое хозяйство. | Смета производства энергетического цеха. |
Транспортное хозяйство. | План перевозок (грузооборота) Смета затрат и хозрасчетные наряды транспорту. |
Строительный цех. | Плановый график строительства объектов Плановый объем строительных работ в стоимостном исчислении. |
Материальное снабжение. | Планирование потребности в оборудовании и материалах на очередной период Определение сметы транспортно-заготовительных расходов. |
Финансы предприятия. | Баланс доходов и расходов предприятия. |
Синтетические экономические показатели: производительность труда, себестоимость, прибыль. | План по труду и заработной плате Смета затрат на производство горных работ Хозрасчетные показатели горных цехов, участков, рабочих бригад. |
Организация — одна из основных функций управления, основной задачей которой является формирование структуры предприятия, а также обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, оборудованием, зданием, финансовыми средствами и т. д. Рыночная экономика требует гибкости управления, периодической перестройки структуры производства. В рыночной экономике предприятия самостоятельно формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями. Многие из них сокращают количество уровней управления по вертикали, делегируют полномочия сверху вниз. Вместе с тем в структуру вводятся новые подразделения, задачами которых являются изучение рынка, разработка стратегии развития.
На предприятии необходимо создавать условия для формирования чувствительности к изменениям, к научно-техническому прогрессу. Это означает, что нужна постоянная работа с персоналом, следует развивать стратегическое и экономическое мышление в сознании руководителей, поддерживать работников, способных к творчеству, которые не боятся рисковать и берут на себя решение проблемы предприятия.
Мотивация — род деятельности менеджмента, её цель — активизировать людей, работающих на предприятии, побудить их трудиться более эффективно для выполнения целей, поставленных задач. Здесь применяется экономическое и моральное стимулирование, создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя функцию мотивации, менеджеры должны постоянно воздействовать на все факторы результативной работы сотрудников:
- — обеспечение разнообразия работы;
- — повышение профессиональной квалификации;
- — создание условий для удовлетворения полученными результатами;
- — повышение ответственности;
- — проявление инициативы.
Контроль — направление управленческой деятельности, целью которой является количественная и качественная оценка труда и учёт результатов работы организации. Главные инструменты реализации этой функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учёт и анализ. По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль ориентируется на конечные результаты. Осуществляется своевременно, имеет как краткосрочную, так и стратегическую направленность.
Координация — центральная функция процесса управления, обеспечивающая его слаженность, бесперебойность и непрерывность. Цель координации — достижение согласованности в работе всех звеньев предприятия посредством налаживания рациональных связей между ними. Для достижения этой цели наиболее часто используются отчёты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радиои телевидения, деловые документы. С помощью различных форм связи устанавливается взаимодействие между подразделениями предприятия, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий и элементов процесса управления, в том числе действий руководителей всех звеньев.