Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этапы сведения трека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, любой эффект может использоваться как креативный элемент, изюминка музыкальной ткани. Один из самых известных примеров творческого использования ревербераторов — так называемый «эффект Фила Коллинза», а по-простому — гейтированный ревер на малом барабане. Послушайте, например, один из его суперхитов, «Another Day in Paradise». С помощью ревербератора малому барабану придается яркий… Читать ещё >

Этапы сведения трека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основных этапов четыре:

  • 1. Баланс инструментов
  • 2. Панорамирование
  • 3. Спектральная обработка
  • 4. Пространственная обработка и эффекты

Баланс При выстраивании баланса инструментов нужно руководствоваться следующими принципами:

  • · Обнулите все значения панорамы. Всю основную работу с балансом нужно стараться делать в моно. Стереодорожки, гитарные дабл-треки и бэк-вокал можно пока развести по краям. Складывать их в центре не желательно, поскольку это обеспечит неприятности с фазой.
  • · Периодически меняйте громкость: ощущения от соотношения инструментов должны быть примерно одинаковыми как на большой громкости, так и на тихом звуке. Если на малой громкости какой-либо из инструментов пропадает, значит он не в балансе.
  • · Если вы работаете с песней, где есть вокал, то вокал должен читаться ясно и четко, любые мешающие ему инструменты должны либо выкидываться, либо делаться тише. Не слушайте гитариста, плачущего, что «его задвинули». Не идите на поводу у клавишника, уговаривающего прибавить громкость его прекрасного пэда.
  • · В большинстве жанров бас и бочка должны звучать на одном уровне громкости.
  • · Малый барабан — очень громкий инструмент, дающий пики в финальном миксе. Даже если речь об электронных жанрах, где основа ритм-секции бочка, малый барабан обычно бьет на вторую и четвертую доли вместе с бочкой, усиливая акценты и повышая пиковые значения фонограммы в децибелах. Часто после настройки баланса инструментов оказывается, что малый барабан уводит микс в клип, и приходится убавлять либо весь микс, либо сам малый. В первом случае имеем потерю в RMS (показатель, отображающий среднюю громкость звучания трека на всей его протяженности). Во втором — проваленный малый. Поэтому, чтобы избежать этих проблем, баланс проще всего начинать отстраивать с малого барабана. Для этого его громкость устанавливается на самый высокий уровень, а все остальные инструменты делаются тише, до достижения сбалансированного звучания.
  • · Если в произведении присутствуют солирующие звуки (проигрыши, соло и так далее), то их громкость должна быть субъективно на том же уровне, что и громкость вокала.
  • · Пользуйтесь приемом, который условно можно обозначить «демонстрация — увод». Если какой-то звук играет на протяжении всей песни, его достаточно обозначить в самом начале на нормальной громкости, а затем его можно увести на задний план, сделав тише. Человеческий слух — адаптивный, он улавливает звуки и запоминает их характер. Далее мозг этот же звук способен воспринимать и идентифицировать даже на низких значениях громкости. Чтобы реализовать этот прием, используйте автоматизацию. При необходимости, в определенных местах можно снова этот звук делать слегка громче. Благодаря этому приему вы сможете в разные моменты звучания трека показывать разные звуки, попеременно выводя их на передний план, а затем уводя в бэкграунд. Таким образом, музыкальная ткань не будет постоянно засорена большим количеством звуков, и слушатель сможет оценить каждый звук в отдельности, не отрываясь от прослушивания микса. 1]

Панорамирование После того как вы выстроили баланс инструментов, пришло время каждый звук локализовать по горизонтали. Избегайте радикальных значений панорамы, старайтесь заполнять ее ширину равномерно. Крайние значения лучше оставить для обработки — ревербераторы и хорусы прекрасно займут эту нишу. Продумайте заранее, где вы хотите поместить каждый конкретный инструмент. Если у Вас остались дорожки, записанные в стерео, определите для них зону звучания, задав значения левого и правого канала. 1].

Если речь идет о гитарных дабл-треках или о синтезаторных подкладах, то эта зона может быть широкой, например, L (-90), R (+90) (по 90 процентов влево и вправо по панораме). Если же речь о звуке фортепиано в насыщенной аранжировке, или о других инструментах, требующих более строгих панорамных очертаний, можно задать значения, к примеру, L (-45), R (-25). Таким образом, оба канала инструмента будут звучать с левой стороны, и панорама будет иметь свою определенную ширину. 2,3].

Разведите по панораме элементы ритмических партий, например перкуссию. Часто бывает, что два инструмента со схожим спектром играют разные ритмические рисунки, и в этом случае помещение их в разные стороны по панораме позволит решить проблему их спектрального конфликта и даст дополнительное оживление ритмической фактуре, то есть грув. По такому же принципу можно панорамировать два синтезаторных звука, или ритм-гитару и фортепиано. 1].

Центр панорамы должен быть занят основными инструментами. По центру в большинстве случаев звучит солирующий вокал, любые солирующие инструменты (синтезаторные, гитарные, саксофонные и другие соло), а также бочка и бас. Малый барабан, в зависимости от жанра, может быть важным инструментом, а может второстепенным. В соответствии с этим, иногда его можно сдвигать чуть вправо или влево от центра. При этом очень важно следить, чтобы не было перекоса по общей громкости звучания двух каналов вашего микса. Помним, что малый барабан — это громкий инструмент, и увод его даже на десять-пятнадцать процентов влево сделает RMS правого канала заметно меньшим. 1].

Основное правило при выстраивании панорамной картины вашей музыки, заключается в следующем: инструменты, преимущественно звучащие в нижнем регистре, располагаются ближе к центру; инструменты, занимающие верхний регистр, располагаются по флангам; инструменты среднего частотного диапазона — в промежутках между центром и флангами, в соответствии с их тоном — чем ниже, тем ближе к центру. 2,3].

Игнорировать это правило, конечно, можно. Но результат может вас не порадовать. Правило родилось не на ровном месте, а исходя из физических характеристик звука, колонок и природы нашего слуха. 3].

Длинные волны (низкий регистр) несут в себе больше энергии, чем короткие (высокий регистр), распространяются на большие расстояния, легко преодолевают преграды в виде стен или загородок, почти не угасают при отражениях. 3].

Из этого можно сделать два вывода. Во-первых, низкочастотные звуки составляют энергетическую основу произведения. Во-вторых, локализация источника низких частот в пространстве затруднена. Так что, смещение басов по панораме даст нам дисбаланс, нехватку энергии в одной из колонок, общую потерю характера звучания. Но локализовать звук по панораме все равно не получится, потому что слух, как уже было сказано, не способен четко идентифицировать в пространстве источник звучания низких частот. 3].

Поэтому все-таки желательно придерживаться этой нормы. Любые заполняющие инструменты с низким регистром (арпеджио, секвенции, нижние голоса бэк-вокала и так далее) помещаем ближе к центру, любые заполняющие инструменты с высоким регистром (партии струнных, высокие секвенции, высокие голоса бэк-вокала, дудки, высокочастотную перкуссию и так далее) — дальше от центра. 3].

Спектральная обработка Под спектральной обработкой подразумевается, прежде всего, эквализация. Хочу напомнить, что эквализация — это практически всегда деструктивное вмешательство в звук. Как бы вам ни хотелось верить, что «на сведении можно поправить эквалайзером», это самообман. Эквалайзер на сведении — это инструмент по исправлению грубых ошибок, и как любой инструмент он оставляет следы своего вмешательства, которые могут оказаться еще менее музыкальными, чем изначально. 1].

Качественные аналоговые эквалайзеры и фильтры стоят очень дорого, и в большинстве случаев нам приходится иметь дело с их программными эмуляторами, выполненными в цифровой среде. Естественно, это всего лишь костыль, и применять его нужно тогда, когда без него обойтись невозможно. 1].

Поэтому, прежде чем резать частоты эквалайзером, проверьте — может быть есть возможность что-то изменить в тон-генераторе или в партии, чтобы избежать спектральных вмешательств. В этом случае, конечно, очень хорошо, если работа ведется большей частью в миди. Можно сменить пресет, можно дорулить звук, изменить настройки фильтра в синтезаторе, можно перекинуть партию в другую октаву, сменить расположение аккордов, выкинуть из аккорда одну ноту и так далее. Если работа идет с аудио — всего этого сделать уже невозможно без переписывания партии. 1,7].

В случае с гитарами или вокалом — желательно заранее предвидеть место этих партий в сведении, чтобы соответствующим образом настроить микрофон, предусилитель, комбо-усилитель на стадии записи. 1].

Основные принципы эквализации.

  • · Чем меньше эквалайзеров — тем лучше.
  • · По возможности, эквалайзеры нужно использовать «в минус», то есть вырезать, а не добавлять частоты. К примеру, если вы хотите, чтобы общий характер звука стал более высокочастотным, то необходимо плавным шельфовым эквалайзером аккуратно срезать нижний спектр, а затем немного добавить общий уровень громкости этой дорожки. Субъективно будет ощущение, что она стала более окрашенной по верхам.
  • · При манипуляциях с эквализацией на одной из дорожек слушайте результат в контексте общего звучания. То есть, при этом не нужно выключать остальные дорожки. Бесполезно добиваться результата, прослушивая только саму эту дорожку. В миксе все окажется совершенно иначе.
  • · Добиваясь устранения частотного конфликта, крутите эквалайзер только до тех пор, пока не услышали, что результат достигнут. Важно вовремя остановиться.
  • · Не используйте экстремально высокую добротность. Чем шире полоса, тем меньше вероятность получить нежелательные резонансы.
  • · Не оперируйте эквалайзером более чем на 5−6 децибел даже в минус. Рабочие значения для нормальной эквализации — 2−3 децибела. Больше — в крайних случаях. Если руки тянутся крутить более чем на 5−6 децибел — это повод задуматься над этим звуком, перезаписать его.
  • · Не забывайте периодически нажимать кнопку bypass на эквалайзере.
  • · Если используете цифровые эквалайзеры внутри DAW — не забывайте про компенсацию задержки. 1]

Пространственная обработка.

Пространственная обработка — это этап, на котором уже готовый, сбалансированный и вычищенный микс обретает целостное звучание. Использование различных приборов и программ на этом этапе можно условно разделить на два направления. 2,3].

Во-первых, любой эффект может использоваться как креативный элемент, изюминка музыкальной ткани. Один из самых известных примеров творческого использования ревербераторов — так называемый «эффект Фила Коллинза», а по-простому — гейтированный ревер на малом барабане. Послушайте, например, один из его суперхитов, «Another Day in Paradise». С помощью ревербератора малому барабану придается яркий хвост, который обрывается захлопыванием гейта. Еще пример — художественное применение дилеев — послушайте песни Queen «Prophet's Song» и «Now I’m here». Повторения на голосе и на гитаре, в первую очередь, относятся к драматургии произведения, а не к пространственной обработке. 2,3,6].

Во-вторых, с помощью определенных алгоритмов и процессоров можно задавать определенным звукам локализацию в пространстве микса. То есть создавать ощущение у слушателя, что тот или иной инструмент находится ближе или дальше, и даже выше или ниже. 2,3].

Основные методы локализации инструментов сводятся к использованию таких приборов как:

  • · Ревербераторы
  • · Линии задержки (дилей-машины)
  • · Хорусы
  • · Эквалайзеры
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой