При воздействии на растение экстремальных температур может происходить коагуляция белка. Выпадение хлопьевидного осадка белка из вытяжки растительной ткани — показатель ее повреждения. Криопротекторы стабилизируют нативную структуру белка, тем самым защищая ее от губительного воздействия низких температур.
Цель работы: изучить влияние криопротекторов на степень денатурации белков цитоплазмы растительных клеток.
Оборудование и материалы: 1 М раствор сахарозы, 1 М раствор глицерина, дистиллированная вода, пробирки, штативы для пробирок, микроскопы, термометры, препаровальные иглы, скальпели, пипетки, стеклянные палочки, предметные и покровные стекла, пробочные сверла, карандаши по стеклу, лед или снег, фильтровальная бумага.
Объект исследования: клубни картофеля, листья капусты.
Ход работы.
Картофель очищают и натирают на терке. Растертую массу переносят на двойной слой марли и отжимают через нее сок в стакан. Дают отстояться крахмалу, а надосадочную жидкость сливают и используют для опыта. Листья капусты мелко шинкуют, отжимают из них сок, который фильтруют через марлю.
Пробирки подписывают согласно схеме опыта.
В пробирку № 1 наливают 2,5 мл клеточного сока картофеля и 2,5 мл дистиллированной воды (контроль);
в пробирку № 2 — 2,5 мл клеточного сока и 2,5 мл 1 М раствора сахарозы;
в пробирку № 3 — 2,5 мл клеточного сока и 2,5 мл 0,5 М раствора сахарозы;
в пробирку № 4 — 2,5 мл клеточного сока и 2,5 мл 1 М раствора глицерина;
в пробирку № 5 — 2,5 мл клеточного сока и 2,5 мл 0,5 М раствора глицерина.
Аналогичным образом проводят разведение клеточного сока капусты.
Перемешивают содержимое в пробирках и ставят их на 15—20 мин в охладительную смесь. Охладительную смесь готовят, как в предыдущей работе (три части снега или льда и одна часть поваренной соли). Температура охладительной смеси — около -20 °С. Затем пробирки вынимают из охладительной смеси и, не встряхивая, размораживают в стакане воды комнатной температуры. Наблюдают образование хлопьев коагулировавшего белка.
Задание. Результаты опытов занести в таблицу и зарисовать пробирки. Сделать выводы о защитном действии криопротекторов на белки и о морозоустойчивости различных растительных клеток.