Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Выбор способа плавания и комплектование учебных групп

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для более успешного обучения каждая учебная группа может быть разделена на 3 подгруппы — с учетом особенностей телосложения, уровня физической и плавательной подготовленности занимающихся. В этом случае помощники педагога адаптируют его задания в сильной и слабой подгруппах к уровню плавательной подготовленности занимающихся. При обучении плаванию пожилых людей ставится более узкая прикладная… Читать ещё >

Выбор способа плавания и комплектование учебных групп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детей и подростков, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что: они быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания; предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; контингент обученных плаванию является возможным спортивным резервом.

В программах по физическому воспитанию для детей и подростков в общеобразовательных школах, летних оздоровительных лагерях, профессионально-технических училищах предусматривается одновременное обучение плаванию двумя схожими по структуре движений спортивными способами: кролем на груди и на спине. Это ускоряет процесс обучения и повышает его эффективность. Разнообразие упражнений не только развивает двигательные способности, но и стимулирует интерес к занятиям и активность обучаемых, что является необходимым методическим требованием работы с этим возрастным контингентом.

Обучение детей и подростков в СДЮСШ и СДЮСШОР построено на комплексном изучении четырех спортивных способов плавания. Многообразие упражнений улучшает координационные способности, содействует «положительному переносу» двигательных навыков, формирует общую техническую подготовленность, способствует закреплению техники спортивных способов плавания.

Такая техническая подготовка необходима для дальнейшего спортивного совершенствования, так как обеспечивает: 1) устойчивость и вариативность индивидуальной техники плавания; 2) оправданную специализацию в способах плавания и на различных дистанциях в соответствии с особенностями телосложения и физической подготовленности; 3) устранение монотонности занятий за счет разнообразия упражнений, применяемых в тренировке.

При обучении детей и подростков с недостатками в физическом развитии и нарушениями опорно-двигательного аппарата применяются способы брасс на груди и на спине с одновременными симметричными движениями руками и ногами.

При обучении плаванию пожилых людей ставится более узкая прикладная задача — прочное освоение техники одного (не обязательно спортивного) способа плавания. Не умеющих плавать вначале учат держаться на поверхности воды при помощи опорных гребковых движений, напоминающих кроль без выноса рук или плавание на боку без выноса рук.

Дальнейшее совершенствование техники и увеличение проплываемых расстояний происходит при использовании самобытного способа или же техника самобытного способа приводится в соответствие с техникой спортивного плавания.

Выбор спортивного способа плавания для взрослых людей, владеющих самобытным способом, осуществляется в соответствии с индивидуальным характером движений ногами. Если движения ногами занимающегося напоминают движения ногами при плавании кролем, брассом или на боку, его обучают одному из этих способов плавания. Быстрее всего данный возрастной контингент можно научить плавать кролем на спине, брассом на груди и на спине или на боку, поскольку при плавании этими способами можно не делать выдох в воду.

Для профессионально-прикладной подготовки занимающихся обучают прикладным способам плавания: на боку, брассу на груди и на спине.

Комплектование учебных групп проводится с учетом следующих типовых характеристик контингента занимающихся: возраст; особенности телосложения; уровень физического развития; уровень плавательной подготовленности.

В одной учебной группе нельзя объединять детей, подростков и взрослых, поскольку каждая из названных возрастных категорий имеет разный уровень физического развития, возрастные особенности восприятия, что определяет методику проведения урока, величину физической нагрузки, подбор упражнений, выбор форм и методов преподавания. Занимаясь в одной группе с детьми, которые быстрее и лучше осваивают технику плавания, взрослые теряют уверенность в своих силах и желание продолжать обучение плаванию.

При обучении плаванию группы занимающихся комплектуются по следующим возрастам: 1) дошкольный возраст (3—6 лет); 2) младший школьный возраст (7—11 лет); 3) старший школьный возраст (12—17 лет); 4) взрослые (18—35 лет); 5) зрелый возраст (36—55 (60) лет); 6) пожилой возраст — старше 55 (60) лет.

При комплектовании учебных групп из людей одного возраста обязательно учитывается уровень плавательной подготовленности, которая определяется степенью владения навыком плавания: 1) не умеющие держаться на поверхности воды; 2) слабо плавающие (до 10—12 м);

3) хорошо плавающие «по-своему»; 4) владеющие техникой спортивных способов плавания.

Для более успешного обучения каждая учебная группа может быть разделена на 3 подгруппы — с учетом особенностей телосложения, уровня физической и плавательной подготовленности занимающихся. В этом случае помощники педагога адаптируют его задания в сильной и слабой подгруппах к уровню плавательной подготовленности занимающихся.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Назовите основные принципы физического воспитания и особенности их применения в плавании.
  • 2. Назовите основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения плаванию.
  • 3. Назовите основные задачи обучения плаванию.
  • 4. Назовите факторы, определяющие содержание программы обучения плаванию.
  • 5. Чем отличается содержание программ для массового обучения плаванию и подготовки спортивного резерва (задачи, продолжительность курса, выбор способов плавания)?
  • 6. Что является основанием для выбора способа плавания при начальном обучении детей и взрослых?
  • 7. Какому способу плавания обучают детей в общеобразовательной школе и СДЮСШ и почему?
  • 8. Как осуществляется комплектование учебных групп с учетом возраста и уровня плавательной подготовленности занимающихся?

Рекомендуемая литература

  • 1. Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. — М.: Астрель: ACT, 2005. — 159 с.
  • 2. Павлова, Т. Н. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: метод, пособие для обучающихся по специальности 32 101.65 / Т. Н. Павлова. — М.: Физ. культура, 2010. — 47 с.
  • 3. Плавание: учебник для студентов, обучающихся по дисциплине «Плавание» по направлению подгот. 49.03.01: профиль подгот. «Спортив. подгот.»: рек. Эмс ИСиФВ ФГБОУ ВО «РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК)» / под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой // Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. — М.: Инфра-М, 2018. — 289 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой