Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Значение и состав бухгалтерской отчетности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод начисления является доминирующим. Его применение стало обязательным. Однако, кассовый метод не исключен полностью — его можно применять в том случае, если договором обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от предприятия к покупателю после поступления денежных средств в оплату этой продукции. Иными словами… Читать ещё >

Значение и состав бухгалтерской отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состав и содержание бухгалтерской отчетности

Состав бухгалтерской отчетности как наиболее достоверного и предсказуемого источника информации в той или иной степени регулируется различными нормативными документами. «В последние годы наблюдается некоторое увеличение числа централизованно утверждаемых форматов отчетности. Такая же изменчивость свойственна и статьям отчетности — менялись их число, наполняемость, месторасположение, способы группировки и др. Ниже приведена краткая характеристика действующих основных форм отчетности и экономическая интерпретация отдельных их статей в объеме, достаточном для понимания логики и последовательности процедур анализа».

Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета. Перед составлением годового отчета предприятия обязательно проводят инвентаризацию имущества, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации. Для общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров, устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерский баланс. Термин «баланс» употребляется как символ равновесия, равенства. Он не является специфическим бухгалтерским термином и также широко используется в других разделах экономической науки, политике, повседневной жизни. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет несколько значений:

  • — равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке средств хозяйствующего субъекта в различных разрезах;
  • — итог основной отчетной формы;
  • — наименование основной отчетной формы.

Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: а) по составу, б) по источникам формирования. Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия и каковы источники их происхождения. Далеко не все из приведенных в Приложении 1 видов балансов имеют значимость для финансового менеджера или аналитика, однако с некоторыми из них они постоянно сталкиваются в своей работе. Структура баланса, подразумевающая выделение тех или иных разделов и статей, может быть различной. В настоящее время она имеет следующий вид.

Таблица 1. Статистическое представление бухгалтерского баланса.

Актив.

Пассив.

Внеоборотные активы.

Капитал и резервы.

Оборотные активы.

Долгосрочные обязательства.

Краткосрочные обязательства.

Расположение разделов в балансе может быть различным. В частности, в ряде стран предпочитают располагать активы по убыванию степени их ликвидности, а пассивы — по возрастанию времени их погашаемости. Что касается противопоставления разделов пассива и актива, то здесь выдерживается определенная логика.

Между выделенными разделами баланса существуют определенные взаимосвязи. Из сущности построения балансовой таблицы вытекает, что итоги по активу и Средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:

  • — основные средства — по остаточной стоимости;
  • — нематериальные активы — по остаточной стоимости;
  • — капитальные вложения — по фактическим затратам для;
  • — оборудование — по фактической себестоимости приобретения;
  • — финансовые вложения — по фактическим затратам для инвестора;
  • — материальные ценности — по фактической себестоимости;
  • — незавершенное производство — по фактической производственной себестоимости;
  • — издержки обращения — в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров;
  • — расходы будущих периодов — в сумме фактически произведенных расходов в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;
  • — готовая продукция — по фактической или нормативной производственной себестоимости;
  • — товары — по покупной стоимости;
  • — дебиторская задолженность — в сумме, признанной дебиторами;
  • — остатки средств по валютным счетам, другие денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности в иностранных валютах — в рублях, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу ЦБ РФ, действующему на последнее число отчетного периода.

Источники средств предприятия отражаются в балансе:

  • — уставный капитал — в размере, определенном учредительными документами;
  • — резервный капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;
  • — прибыль — в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли;
  • — кредиторская задолженность — в суммах фактических долгов кредиторам.

Отчет о прибылях и убытках.

Если баланс дает наиболее общее представление об имущественном и финансовом положении предприятия, то отчет о прибылях и убытках характеризует достигнутые за отчетный период финансовые результаты. При этом квартальная форма содержит данные нарастающим итогом, т. е., например, форма, составляемая по итогам II квартала, включает данные о выручке, доходах и расходах за первые два квартала.

В Отчете о прибылях и убытках доходы и расходы предприятия отражаются по разделам: доходы по обычным видам деятельности; операционные доходы и расходы; внереализационные доходы и расходы; чрезвычайные доходы и расходы.

В раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» входят:

Выручка от продажи товаров, продукции, услуг Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, покупная цена Валовая прибыль Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль от продаж В раздел «Операционные доходы и расходы» входят:

Проценты к получению Проценты к уплате Доходы от участия в других предприятиях Прочие операционные доходы Прочие операционные расходы В раздел «Внереализационные доходы и расходы» входят:

Прочие внереализационные доходы Прочие внереализационные расходы Прибыль до налогообложения Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи Прибыль от обычной деятельности В раздел «Чрезвычайные доходы и расходы» входят:

Чрезвычайные доходы Чрезвычайные расходы Чистая прибыль отчетного периода Порядок формирования отчета о прибылях и убытках предприятия пассиву баланса совпадают. Здесь применяются два метода. Принятие первого варианта известно в теории учета как использование метода начисления, принятие второго варианта соответствует так называемому кассовому методу. В нашей стране в период централизованно планируемой экономики использовались оба метода. В частности, в отношении расчетов по оплате труда применялся метод начисления, вместе с тем определение дохода от реализации продукции осуществлялось на основе кассового метода.

Метод начисления является доминирующим. Его применение стало обязательным. Однако, кассовый метод не исключен полностью — его можно применять в том случае, если договором обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от предприятия к покупателю после поступления денежных средств в оплату этой продукции. Иными словами, выручка от реализации продукции в этом случае включается в отчет о прибылях и убытках на дату поступления денежных средств. «По существу, выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности».

Можно сделать следующий вывод: для определения дохода от операции важны не собственно отгрузка продукции или поступление денежных средств на счет, а момент перехода права собственности на поставленную продукцию. Условия франкировки особенно детализированы в договорах поставки по экспортно-импортным операциям. «Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах».

Что касается экономической целесообразности применения того или иного метода, то, например, кассовый метод рекомендуется использовать в том случае, если предприятие-поставщик по какой-либо причине не хочет до момента оплаты терять права собственности на отгруженную продукцию.

Две рассмотренные формы — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках — являются основными формами отчетности. Помимо них, на отчетность могут включаться и другие формы, фактически играющие вспомогательную роль, поскольку они содержат расшифровки и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчета о прибылях и убытках. Количество и структура дополнительных форм постоянно колеблются в зависимости от решений Минфина РФ в области бухгалтерского учета, их форматы устанавливаются в централизованном порядке. Следует отметить, что с позиции финансового менеджера или аналитика эти формы представляют несомненный интерес не только из-за наличия новых аналитических разрезов и группировок, но и в силу того, что для их подготовки привлекаются сведения из текущего учета.

Пояснительная записка. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятие объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

В отличие от отчетных форм структура пояснительной записки не регламентируется, однако в некоторых нормативных документах даются рекомендации по составу показателей и комментариев, целесообразных к включению в пояснительную записку. Объем сведений, включаемых в пояснительную записку, зависит от многих обстоятельств, в частности и от того, какая политика избрана на предприятии в отношении раскрытия информации).

Аудиторское заключение. Бухгалтерская отчетность должна сопровождаться аудиторским заключением в том случае, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

В частности, обязательному ежегодному аудиту подлежат: акционерные общества открытого типа при наличии на конец отчетного года свыше 100 участников, кредитные учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, некоторые категории внебюджетных, благотворительных и иных неинвестиционных фондов, экономические субъекты, в уставном капитале которых есть доля иностранных инвесторов, экономические субъекты с участием частного капитала, для которых объем выручки от реализации продукции за год превышает 500-тысячекратный МРОТ и 99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Министерства финансов РФ 06.07.1999 года № 43н. В первую очередь БО должна давать достоверное и полное представление об имущественном, финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. Достоверной считается БО, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Приказом Министерства Финансов РФ № 4н от 13.01.2000 г. утверждены образцы форм БО, представляемых в составе промежуточной и годовой отчетности. Этим же приказом утверждены Указания об объеме форм БО и Указания о порядке составления и представления БО. Это принципиально новые документы, реализующие принципы международных стандартов бухгалтерской отчетности при составлении БО организации. Министерство Финансов, контролирующее порядок составления отчетности организаций отказалось от утверждения единых типовых форм БО.

Если при составлении БО по утвержденным формам организация не может сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. То организация в исключительных случаях может допускать отступление от правил. При формировании БО организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей БО перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

БО организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений. В формах БО приводятся все предусмотренные в них показатели. Незаполненные статьи прочеркиваются. По каждому числовому показателю БО, кроме отчета, составленного за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за 2 года — отчетный и предшествующий.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в БО и обособленно в случае их существенности. В БУ существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 процентов.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Составление и представление БО производится в тысячах рублях без десятичных знаков. Организациям, имеющие существенные объемы оборотов товаров, обязательств и т. п., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.

Статьи годовой БО подтверждаются результатами инвентаризации имущества и финансовых результатов в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49.

Формы БО не должны содержать никаких подчисток и помарок. Подписываются БО руководителем и главным бухгалтером. В организациях, где БУ ведется на договорных началах специализированной организацией, БО подписывается руководителем организации, руководителем организации либо специалистом, ведущим БУ.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации.

При формировании БО организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности.

Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой