Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепции культурной иерархии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иерархические концепции взаимодействия культур представляют собой варианты того или иного «центризма», т. е. какая-либо культура или нация рассматривается в качестве ключевого носителя основных (осевых) культурных матриц в тот или иной исторический период. Остальные культуры как бы «греются» в отблесках такого культурного «очага», пытаясь заимствовать, более или менее удачно, различные его… Читать ещё >

Концепции культурной иерархии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иерархические концепции взаимодействия культур представляют собой варианты того или иного «центризма», т. е. какая-либо культура или нация рассматривается в качестве ключевого носителя основных (осевых) культурных матриц в тот или иной исторический период. Остальные культуры как бы «греются» в отблесках такого культурного «очага», пытаясь заимствовать, более или менее удачно, различные его инновации. Существует несколько характеристик отдельных культур, сделанных Конрадом Лоренцом.

Мировоззренческая установка.

идеи.

Процесс формирования.

Европоцентризм.

Европа — центр мировой культуры и цивилизации. Романтизируется прошлое. Европа унаследовала ценности нескольких империй. Центрами культуры стали города. Города и села сформировали стойкую классовую структуру. Именно здесь родились лозунги равенства, братства и романтизма, жертвенности. Поскольку научные технологии возвысили европейцев (породили мощь оружия), возникло поклонение рационализму и техницизму.

Греки первыми противопоставили себя Востоку (Персии) по формуле (эллин — цивилизованность, варвар — дикость). В эпоху Возрождения и Просвещения человечество за пределами Европы рассматривалось как еще «недосформировавшиеся» европейцы. В эпоху колониализма появляется лозунг «кто сильнее — тот и цивилизованнее» .

Американоцентризм.

Америка (США) — форпост человечества: правопреемница старых «добрых» европейских традиций и цитадель устремленной в будущее культуры. Будущее романтизируется.

Америка начинает новую историю человечества. Общественными ценностями являются свобода и демократия, плюрализм, собственность и рыночная экономика.

Пуританизм придал мессианскую окраску американскому менталитету.

Афроцентризм направлен на ценностное возвышение африканской культуры.

Утверждается исключительность исторических судеб Африки и психического склада «африканской личности», обосновывается будущее верховенство Африки на земном шаре, идет призыв избавиться от комплекса неполноценности, привитого колонизаторами, критически оценивать европейскую культуру.

Существует принципиальная разница между европейцем и африканцем. Для негра всегда на первом месте форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение.

Европеец живет разумом, африканец — чувством, европеец — расчетом, африканец — слиянием (растворением), европеец — плотским, африканец — духовным. В Африке человек искренне наслаждается восприятием природы и людей. В Европе он беспрестанно смотрит на часы, спешит в погоне за успехом.

Учение негритюд (букв. негритянский дух) как совокупность культурных ценностей негритянского мира формируется в студенческой среде африканцев и латиноамериканцев, которые учились в Париже в 30−50-е гг. Создателями теории были выходец из Мартиники Эмме Сэзэр, гвианец Леон Дама и философ, поэт, эссеист сенегалец Леопольд Седар Сенгор. Основатели негритюда стремились вернуть африканца к традиционным ценностям, достичь гармонии с внешним миром посредством «синтеза культур» в сознании и искусстве. Сенгор утверждал, что социализм в Африке должен основываться на использовании достижений современной науки и техники. Сенгор развивал идеи «стыковки» рас, цивилизаций, религий при сохранении глубинных ментальных традиций и форм жизнеустройства.

Психол. и художнические интуиции негро-афр. культурологии подхватывались и европ. сознанием. Так, Сартр в «Черном Орфее» противопоставляет черного крестьянина белому инженеру.

В к. 70-х — в нач. 80-х гг. получила широкое распространение теория африканской общности — «африканите». Суть: африканцам присуща совокупность специфических духовных и психических особенностей, которые отделяют их от остального мира.

В 2001 г. президент Ливии Муаммар Каддафи озвучил лозунг: «Африка для черных» .

Президент Зимбабве Роберт Мугабе пришел к власти (1987 г.) под лозунгами: «Белые демоны — наши главные враги» .

Отрицание идеи равноправия культур порождает разнообразные идеи, теории, которые преувеличивают роль отдельных народов в развитии общечеловеческой культуры.

Национализм — (с лат. — племя, народ) является идеей превосходства отдельного народа, его национальной исключительности, рассмотрение нации как высшей внеисторической общности людей. Нация трактуется как гармоническое объединение людей определенного народа, в которой интересы отдельных прослоек общества считаются идентичными.

Шовинизм — концепция национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех остальных наций, разжигание национальной ненависти.

Расизм — совокупность концепций, основу которых определяют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и определяющее влияние расовых отличий на историю и культуру общества. Для всех разновидностей расизма характерны идеи о разделе людей на высшие и низшие расы, из которых первые — единственные творцы цивилизации, а вторые — не способны к созданию высокой культуры и им суждено быть объектом эксплуатации. Основоположник расизма — фр. философ Ж. Гобино (1816−1882) В труде «О неравенстве рас» осудил смешение рас.

Панамериканизм — теория и практика культивирования в американском народе идеи его миссии демократического преобразования мира, его верховенства относительно других народов, которые еще не достигли достаточного уровня демократии, чтобы считаться равноправными с США. Это обоснование права на вторжение в жизнь других народов. Это экспансия американской культуры и способа жизни на весь мир.

Юрий Курьянов в книге «О демократии в Америке» пишет, что один из представителей американских неоконсерваторов Хантингтон еще в 70-е годы говорил о своей стране: «Демократический процесс в этой стране функционирует хорошо, быть может, даже слишком хорошо в некоторых отношениях». Что может означать «слишком хорошо» ?

Аксиомой является то, что демократия только тогда выполняет свои функции, когда защищает не только права большинства, но и права меньшинства. Эта задача в Америке успешно решена, и американская демократия совершает следующий шаг — она начинает делать акцент на правах меньшинств: расовых, национальных, а теперь еще и сексуальных.

Пример хотя бы негритянского меньшинства в США убеждает, что такая политика часто ведет либо к паразитизму, либо к агрессивности, или к тому и другому вместе. Исправление исторической несправедливости по отношению к афро-американцам уже привело к тому, что в нью-йоркском Гарлеме вырастает третье поколение черной молодежи, не знающей, что такое работа, и живущей на пособие. При этом сознание «блэков» уязвлено тем, что к ним когда-то были несправедливы.

В. Аксенов в своей книге «В поисках грустного бэби», описывая «наезды» афро-американцев на русских обывателей Брайтон-Бич, приводит аргумент, которым последние «отшивают» негров: «Мой дедушка твоего в рабство не продавал». Эти же настроения являются причиной повышенной агрессивности негритянского населения. Достаточно вспомнить беспорядки в Лос-Анджелесе, когда черные обитатели города, в ответ на несправедливое решение суда, бросились громить все подряд и избивать всех нечерных, в том числе даже лиц азиатского происхождения.

Акцент на обеспечение прав меньшинств вообще придает демократии двусмысленный оттенок. Ведь нет такого меньшинства, которое не стремилось бы стать большинством, хотя бы в проявлении своих прав. Простая иллюстрация. В США сейчас нельзя изобразить в карикатуре, шутке или анекдоте негра, представителя какого-либо расового или национального меньшинства и даже гомосексуалиста без угрозы быть привлеченным к ответственности за оскорбление. Причем наказание будет отнюдь не символическим. Безнаказанно изображать в роли дураков, маньяков, алкоголиков и т. д. можно только тех, кого когда-то называли «стопроцентными американцами». Вам это ничего не напоминает из российских реалий? При всем при том Америка — образцовая страна законности и порядка. А значит — страна юристов. Две трети от общемирового количества юристов защищают законность в США. Поэтому Америка, как это утверждают все, кто пожил там достаточно долгий срок — страна сутяжников. Вся эта армия юристов требует работы. Для этого все должны судится со всеми.

Вы можете пригласить в гости друзей. Кто-то из них нечаянно опрокинет на себя чашку с горячим кофе. После данного случая он получит право затаскать вас по судам и заставить выплатить кругленькую сумму. А что? Пригласили в гости вы? Вы и должны отвечать за последствия.

Нет такой сферы человеческой жизни, куда бы ни вторгалась законность. Один пример, приведенный «Комсомольской правдой»: «Банкир из Калифорнии Эскью подал в суд на свою жену за то, что в их сексуальных отношениях она всегда лишь притворялась, что достигает оргазма. Что это не так, она однажды призналась сексологу, а муж об этом узнал. Жюри присяжных присудило обманщицу к штрафу в пользу мужа на сумму 242 тысячи долларов». Правда, апелляционный суд США это решение отменил. Но это скорее всего потому, что ответчицей была женщина. Могла подняться волна протеста феминисток, которые потребовали бы выяснить: насколько муж сам виновен в таком безобразии.

Фашизм (с ит. — пучок, вязанка, объединение) — политическое течение, которое базируется на расистских идеях, шовинизме, антисемитизме, некоторых идеях Джентиле (всевластие государства), Ницше (существование морали господ и морали рабов), использовании жестокого насилия против определенных социальных групп и целых народов, в строгом контроле общественной и личной жизни людей.

Ксенофобия — (гр. xenos — чужой, phobos — страх) — навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо, чему-либо чужому, непривычному.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой