Концепция ВПВ курсантов ФСПО.
Общие положения
Педагогическая практика установила следующие закономерности процесса ВПВ курсантов ФСПО: согласованность целей и задач военнопатриотического воспитания и с требованиями профессионального образования; согласованность управленческих воздействий субъектов военно-патриотического воспитания с мотивами, установками курсантов; согласованность системы военно-патриотического воспитания и его структурных… Читать ещё >
Концепция ВПВ курсантов ФСПО. Общие положения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Концепция ВПВ курсантов ФСПО (далее Концепция) представлена систематизированным и последовательным изложением теории и практики ВПВ курсантов ФСПО, обоснованными его исходными установками, целями, содержанием, задачами, принципами, направлениями, формами, методами, а также условиями повышения качества этой работы.
Сущность этой работы определена в первую очередь национальным интересом российского государства в области укрепления военной безопасности, а также установками, потребностями самого курсанта, его отношением к проблемам, которые решаются Российской Федерацией в существующих реалиях, в необходимости противодействовать как внешней, так и внутренней угрозе.
Актуальность разработки данной концепции определяется высоким значением гражданственности, патриотизма, ответственности за защиту Отечества, что в наше время не вызывает никаких сомнений.
Без любви к родному Отечеству, без служения высшим интересам общества и государства, готовности самоотверженно, с оружием в руках отстаивать и защищать их, невозможно рассчитывать на возрождение величия и могущества России.
Поэтому, основная цель концепции заключается в том, чтобы показать место и роль ВПВ как одного из важнейшего направления в деятельности общества и государства, разработать положения и принципы для создания единой воспитательной системы, эффективно функционирующей в интересах формирования личности военнослужащего, способного защищать национальные интересы России и обеспечить ее военную безопасность.
Концепция является развитием и продолжением важных положений и установок Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.), Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70), Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (2010 г.) и др. документов в области ВПВ молодежи и ее подготовки к защите Отечества и военной службе. Также учитывался современный проект разработанной концепция военно-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации[1]
Концепция призвана значительно активизировать ослабленное в ходе перестройки, но имеющее жизненно важное значение для страны одно из направлений государственной политики — целенаправленный процесс ВПВ курсанта ФСПО как сознательного и достойного восприемника героической отечественной истории, славных свершений и побед армии и флота, лучших военных традиций, колоссального боевого опыта, приобретенного в ходе многочисленных сражений.
Концепция отражает современное состояние и определяет перспективные направления военно-патриотического воспитания военнослужащих, опирается на новые подходы к воспитанию в условиях современного российского общества, учитывает задачи и особенности развития военной организации государства, состояние и проблемы укрепления военной безопасности страны.
1. Роль и место ВПВ как важнейшего направления патриотического воспитания курсантов ФСПО в современных условиях
С началом так называемой «перестройки» именно военно-патриотическое воспитание, равно как и Вооруженные Силы, оказалось в числе главных объектов борьбы против «тоталитаризма», «империи зла» и «сверхмилитаризации».
В ходе осуществления крайне агрессивной и хорошо организованной кампании, которая стихла лишь в конце 90-х годов, система военно-патриотического воспитания была дискредитирована и разрушена, изгнана почти из всех государственных институтов, прежде всего из СМИ, образовательной, культурной, научной и других сфер, лишилась какой бы то ни было поддержки со стороны властных структур.
Между тем, стремление к сведению на нет в патриотическом воспитании его военной составляющей не только ослабляет, обедняет его, но и лишает самой сути.
Ибо именно ВПВ является базовой составляющей патриотического воспитания. Так сложилось исторически, в послевоенные годы, когда именно ветераны Великой Отечественной войны, поколение Победителей начали активно, целенаправленно и повсеместно передавать свой бесценный опыт служения Родине многомиллионной армии наследников Великой Победы, родившихся в первое десятилетие мирной жизни.
Для этого использовались самые широкие возможности, различные формы, силы и средства на всех уровнях системно-организованной и в то же время подвижнической деятельности, что формировало у граждан постоянную готовность выступить с оружием в руках против любого агрессора.
Так называемый «современный» патриотизм, позиционируемый в демократически-модернизированном варианте в самых различных новациях и разновидностях, таких например, как «просвещенный», «гуманный», «социальный», «гражданский», «либеральный», «новый» и т. п. максимально вытесняет или вовсе исключает необходимость защиты Отечества и военной службы перед лицом тех реальных военных и иных угроз, которые направлены против национальных интересов и безопасности Российской Федерации.
Вследствие этого и с учетом того, что борьба эта, как показывают события последнего времени, отнюдь не закончилась, военно-патриотическое воспитание слишком рано списывать со счетов.
Никакое другое направление патриотического воспитания, вне зависимости от того, каким бы новационно-модернизационным оно не представлялось, не может выступать в качестве альтернативы военно-патриотическому воспитанию.
2. Цель и задачи ВПВ курсантов ФСПО
Цель воспитания — это вопрос не только военно-ориентированный (например, военно-педагогический), но и социально-педагогический, мировоззренческий (духовно-нравственный), который определяет основы деятельности по развитию гражданственности, патриотизма, готовности в случае необходимости к вооруженной защите Отечества.
Цель ВПВ должна быть социально значимой и в то же время достаточно определенной, она должна быть согласован с тенденциями развития военно-политической обстановки в мире, с задачами по укреплению военной безопасности России, и с требованиями, которые предъявляются к военнослужащим.
В соответствии с этим концептуальным подходом определяется его главная цель, которая может быть сформулирована следующим образом: формирование у курсантов ФСПО военно-патриотических качеств, готовности к достойному служению Отечеству[2].
Исходя из нее, обусловлены задачи ВПВ курсантов ФСПО, решение которых обеспечит совершенствование данного воспитательного процесса, и повысить уровень их гражданской ответственности за судьбу Отечества:
- — обеспечение информационно-мировоззренческой подготовки курсантов ФСПО;
- — оказание им помощи в поиске смысла жизни в ходе реформирования ВС РФ;
- — содействие формированию патриотичной «Я — концепции» у обучающихся, воспитание у них ценностного отношения к социально значимой идеи, связанной с необходимостью защиты своего Отечества;
- — формирование нормативного поведения личности военнослужащих, механизма правопослушного поведения, который в большинстве случаев может быть назван «правовой интуицией», на которую большинство граждан опирается при выборе вариантов поведения;
- — воспитание позитивного отношения к прохождению военной службы, становящейся для курсантов важнейшей ценностью в их деятельности и др.
- 2
3. Определение военно-патриотического воспитания, его содержание и структура
Под сущностью ВПВ курсантов ФСПО понимается целенаправленный и организованный педагогический процесс по овладению курсантами системой профессиональных знаний и качеств, необходимых для успешного решения военно-профессиональных задач, основанных на государственно-патриотическом мировоззрении.
Цель и задачи обуславливают ценности, составляющие основу содержания ВПВ курсантов ФСПО. К ним относятся[3]:
Духовность — является интегративным качеством.
Внутренней основой самоопределения личности является совесть — категория нравственности. Нравственность же является определителем уровня духовного развития и служения, совершенства личности, осуществляемого, проявляемого в процессе самореализации.
Таким образом, духовность — высшая сфера жизни, деятельности и развития личности и общества. Основой духовной жизни общества является интеллектуально-нравственная и волевая деятельность, высшим проявлением которой является защита Отечества, исторических, религиозных и культурных святынь, готовность с оружием в руках отстаивать независимость и суверенитет Родины, способность к самопожертвованию в борьбе с силами агрессии.
Гражданственность — это личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный соотнесенностью потребностей, ориентацией познания и деятельности личности на интересы государства и общества. В основе отражения лежит сформированный идеал государственного устройства и гражданского общества. Гражданственность — это направленность личности на интересы государства и общества, а также соответствующая данной направленности система отношений, поведения и деятельности личности в условиях государства.
Патриотизм — это одна из базовых составляющих духовного и национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству.
Готовность к достойному служению Отечеству — это психологическое явление, отвечающее требованиям, которое предъявляет российское общество, силовые структуры к молодым людям, является итогом подготовки к защите Отечества и выражается в реальном прохождении военной или государственной службы.
Присутствие в содержание ВПВ курсантов ФСПО данных ценностей объясняется отражением объективных сторон общественного и государственного менталитета.
Реализация содержательных возможностей данного процесса происходит с помощью таких функций, как: воспитательная, формирующая ценностные ориентации гражданина-патриота;
дидактическая, формирующая военно-прикладные знания, умения и навыки;
развивающая, формирующая профессиональные качества посредством патриотического воспитания[4].
Данные функции, присущие системе ВПВ на факультетах СПО, раскрывают ее структуру и в организационном плане представлены следующими важнейшими элементами: образовательным процессом, внеаудиторной и шефской работе.
Таким образом, содержание ВПВ курсантов ФСПО является основой формирования важнейших духовных, нравственных, социальных и патриотических ценностей, которые имеют общегосударственный статус и поддерживается гражданами российского общества.
4. Закономерности, противоречия и принципы ВПВ курсантов ФСПО
Исследование сущности и содержания процесса военно-патриотического воспитания помогло выявить его закономерности и противоречия. Закономерности в науке понимаются как объективные, достаточно устойчивые, постоянно повторяющиеся и необходимые существенные связи между явлениями и процессами, характеризующими их развитие.
Педагогическая практика установила следующие закономерности процесса ВПВ курсантов ФСПО: согласованность целей и задач военнопатриотического воспитания и с требованиями профессионального образования; согласованность управленческих воздействий субъектов военно-патриотического воспитания с мотивами, установками курсантов; согласованность системы военно-патриотического воспитания и его структурных элементов; согласованность результатов военнопатриотического воспитания с поставленными целями и задачами[5].
Анализ данного процесса, научной и специальной литературы показал, что военно-патриотическому воспитанию характерны следующие противоречия:
- а) между поставленными целями и его конечными итогами;
- б) между присущим ему содержанием и формами его реализации;
- в) между его объективными условиями и субъективными личностными свойствами курсантов, их мотивами, установками и т. д.;
- г) между пониманием курсантов его значимости и внешними их проявлениями и др.
Необходимо также понимать, что для противоречий присуще соподчиненность: одни из них имеют общий характер, а другие частный. В то же время они успешно разрешаются при креативном подходе, когда создаются условия, обеспечивающие превращение их в основу нового знания.
Перечисленные выше закономерности и противоречия исследуемого процесса дают понимание того, каким должна быть педагогическая организация и его методика. Известное в науке методологическое положение гласит, что разработанные и обоснованные в ней теоретические закономерности, становятся принципами действующей практики, а в проведенном исследовании — принципами процесса военно-патриотического воспитания. Принцип совмещает в себе теоретическое обобщение выявленных закономерностей и в тоже время осуществление их в практической деятельности через соответствующие правила. Поэтому под принципами процесса военно-патриотического воспитания курсантов следует понимать руководящие требования, которыми определяются его содержание, организация и методика.
Практика свидетельствует, что к таким принципам относятся: научность; неразрывность теории и практики; главенствующая роль героического прошлого вооруженных сил России в обучении и воспитании молодых людей; преемственность боевых и воинских традиций; системность военно-патриотического воспитания; многообразие форм, методов и средств, реализуемых в целях повышения его эффективности; оптимальное сочетание коллективного и индивидуального подходов, и др.
Учет и системное применение вышеперечисленных закономерностей, принципов, методов, средств и форм позволяет обеспечивать повышение качества функционирования системы ВПВ курсантов ФСПО, достичь заданного уровня его продуктивности.
5. Эффективность ВПВ курсантов ФСПО и система его критериев и показателей
В ходе опытно-экспериментальной работы применялись следующие критерии: патриотично-целевой, познавательный, мотивационный, управленческий, продуктивный (интегративный).
Совокупность критериев ВПВ курсантов ФСПО, их показатели и уровни представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии ВПВ курсантов ФСПО, их показатели и уровни.
Критерии | Показатели | Уровни |
Патриотичноцелевой. |
|
|
Критерии | Показатели | Уровни |
| ||
Познавательный. |
|
|
Мотивационный. |
|
|
Критерии. | Показатели. | Уровни. |
Управленческий. | — количественные и качественные характеристики педагогических воздействий и взаимодействий на военно-патриотическое воспитание курсантов среднего профессионального образования;
и проявляя настойчивость в ее достижении, доводить задуманное до конца, осуществлять контроль исполнения приказа и распоряжения командира (начальника) или своего подчиненными;
|
|
Критерии | Показатели | Уровни |
• лидерскими качествами, стремлением к постоянному самосовершенствованию, профессиональному и личностному саморазвитию, желанием приобретать новые знания. | ||
Продуктивный (интегративный критерий). |
|
|
Критерии | Показатели | Уровни |
• обладать несокрушимой волей, уметь контролировать свои эмоции и чувства в боевой обстановке и в мирное время;
и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, занимать активную гражданскую позицию. |
Данные критерии, показатели и уровни в комплексе могут являться основанием для установления итогов работы по военно-патриотическому воспитанию.
6. Управление ВПВ курсантов ФСПО
На всех уровнях функционирования военно-патриотического воспитания его субъекты выполняют две взаимосвязанные функции: собственно воспитательную и управленческую.
К содержанию управления ВПВ можно отнести:
- — выявление основы данной деятельности, определение потенциала, возможного противоречия и предполагаемого ее развития;
- — постановка текущей и перспективной задача военно-патриотической работы;
- — научное планирование военно-патриотической деятельности;
- — осуществление подбора, обучения, расстановки кадров;
- — проведение мониторинга состояния военно-патриотической работы:
- — использование различных путей, форм, методов, средств и приемов;
- — научная организация воспитательного труда офицеров;
- — разработка субъектами ВПВ прогрессивных методов и инновационных технологий с учетом основных категорий военнослужащих;
- — обеспечение систематического контроля, анализа состояния и итогов ВПВ;
- — своевременная корректировка системы воспитательных воздействий и др.
Управление военно-патриотическим воспитанием курсантов среднего профессионального образования обладает рядом специфических признаков:
- — оно носит ярко выраженный военно-социальный характер;
- — в значительной мере зависит от существующих в Вооруженных Силах традиций, жизненного уклада, норм, обычаев и правил поведения;
пз.
- — зависит от наличия соответствующих средств, объединенных в определенную систему, предоставляющая возможность командирам всех степеней принимать оптимальные решения, и обеспечивать их осуществление;
- — необходимость в координации усилий различных органов и организаций.
- 7. Контроль и оценка результатов деятельности по ВПВ курсантов ФСПО
Основное содержание и последовательность определения итогов ВПВ заключается в следующем:
- — планирование анализа состояния ВПВ и его итогов;
- — разработка научно-методических рекомендаций в организации и проведения военно-патриотической работы;
- — систематический сбор и обобщение полученной информации о результатах ВПВ, определение эффективности проведенных мероприятий, участие в них субъектов и объектов процесса обучения и воспитания военнослужащих и т. д.;
- — проведение анализа продуктивности деятельности тех лиц, кто непосредственно организует ВПВ, выполнения ими своих функциональных обязанностей и др.;
- — проведение анализа и оценки действенности ВПВ с различными категориями военнослужащих;
- — составление выводов и отчетов о состоянии ВПВ, его результативности и на основе этого формулировать конкретные задачи и меры по повышению его качества.
- 8. Ожидаемый результат от реализации концепции ВПВ курсантов ФСПО
Концепция ВПВ курсантов ФСПО ориентирована на конкретный результат, предполагающий достижение высокой результативности от ее использования.
Именно благодаря внедрению программы реализации концепции ВПВ курсантов ФСПО, у них формируется комплекс качеств, основополагающими из которых выступают: любовь к Отечеству, духовность, воинский долг, гражданский долг, профессионализм, уважение к государственной символике, добросовестность, ответственность, уважение к религиозным воззрениям, культуре других народов, постоянная готовность к защите Отечества и др.
Следует отметить, что при разработке данной концепции использовался как отечественный, так и зарубежный опыт военно-патриотической работы.
Концепция носит открытый характер, основывается на демократических началах и доступна для участия в ее совершенствовании и развитии в различных образовательных учреждениях с собственными инициативами и проектами.
- [1] Концепция военно-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации: проект / Бочарников И. В., Вырщиков А. Н., Головатюк А. М., Кандыбович С. Л., Комаров Н. П., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В. И., Поляков С. П., Фетисов В. В. М.:Эконом-фарм, 2014.
- [2] Лутовинов В. И. Концептуальный подход к пониманию и решению проблемывоенно-патриотического воспитания российской молодежи в современных условиях/Материалы секции XVIII Международных Рождественских образовательных чтений"Военно-патриотическое воспитание молодежи": сб. докладов, выступлений, науч.-метод. информ-справ. и организ.-практ. материалов — М. — 2011. — С. 92.
- [3] Там же — С. 38—40.
- [4] Аронов А. А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников. Дис. …д-ра пед. наук. М., 1990. С. 50
- [5] Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РоссийскойФедерации: Учеб, пособие // Под ред. И. А. Алехина. — М.: ВУ, 2003. — С. 108.