Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Телевизионная реальность: особенности воздействия на аудиторию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В социологическом исследовании «Телевидение глазами телезрителей» 2012 года было выявлено: жители крупных городов России постепенно начинают понимать, что в стремлении достичь высоких показателей эффективности, телевидение моделирует свою собственную, иногда гипертрофированную, картину происходящего, в то время как жители небольших регионов страны в большей степени воспринимают информацию… Читать ещё >

Телевизионная реальность: особенности воздействия на аудиторию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Житель мегаполиса ежедневно обрабатывает огромные потоки информации, часть которой он воспринимает осознано — читая новостные сообщения, тематические статьи, переписываясь в мессенджерах и социальных сетях, решая рабочие вопросы — и неосознанно — реклама в метро, афиши на улицах города, музыка и объявления в общественных местах. Он живет в быстром темпе, имеет интенсивную трудовую и общественную деятельность, продолжительный рабочий день. Эти факторы способствуют накоплению усталости и стрессу Modern life 'causes major stress // BBC News. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/health/6 545 811.stm (дата обращения 25.03.2016). Как следствие, человеку необходима эмоциональная разгрузка и отвлечение, которые и предоставляет развлекательное телевидение. Одновременно с этим жители небольших населенных пунктов в силу своей региональной замкнутости сталкиваются с другой дейтствительностью: отсутствием разнообразия профессиональных и карьерных возможностей, монотонным образом жизни. Для них развлекательное телевидение — в большей степени возможность почувствовать себя частью другого мира.

Американский исследователь массовой коммуникации Г. Оверстриит, исследуя коммуникацию с аудиторией, пришел к выводу, что для привлечения телевизионного зрителя, необходимо предоставить ему «услаждающие жизнь иллюзии» и мечты, которые становились бы интереснее реальности. Он также определил, что рутинность будней, душевное неспокойствие подталкивают человека «навстречу мифам и фантазиям», транслируемым на телеэкране Д. Карнеги Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично URl: https://goo.gl/qsZEbV (дата обращения 25.03.2016).

Аудиовизуальные технологии, являясь ключевым компонентом телевидения, способствуют созданию у зрителя иллюзии видения происходящего собственными глазами. С одной стороны, телевидение реплицирует существующие в обществе стереотипы поведения, социальную стратификацию, специфику взаимодействия, нравственные и этические нормы. Тем не менее, телевизионная реальность не представляет собой полного отражения действительности, поскольку каждая передача, сюжет — это картина мира, создаваемая телевизионной командой: она кодирует сообщение, подбирая нужных героев, выстраивая релевантное освещение, визуальный и аудиоряд. Телевизионная реальность отдельного телеканала — определенная интерпретация окружающей дейтсвительности, которая должна соответствовать имиджу канала и отвечать ожиданиям аудитории. Ее формирование происходит на стыке «сферы фиктивного» (вымышленные герои находятся в вымышленных обстоятельствах), «сферы игрового» (реальные люди коммуницируют в обстоятельствах игры) и «сферы реального» (реальные люди взаимодействуют в реальных обстоятельствах) Новикова А. А. Телевизионная реальность — экранная интерпретация действительности. М: Изд. дом Высшей школы экономики. 2013. С. 127. Так, Ирина Сосновая, креативный директор по маркетингу телеканала СТС в интервью отмечает, что телеканал ТНТ, являясь их конкурентом, предоставляет человеку другие эмоции, «СТС — это зона безопасного семейного просмотра… там нет желтухи, чернухи и всего того, за что тебе будет неудобно… СТС уютный и солнечный» https://www.hse.ru/success/sosnovaya/.

Ценности, ролевые модели, воссозданные авторами в телевизионном продукте, влияют на восприятие человеком самого себя и окружающей действительности. Американсакие психологи, проанализировав мультфильмы 1937;2010 годы, выявили существование «эффекта принцессы Диснея», который заключается в том, что каждое поколение героинь, являясь репрезентацией определенных гендерных ролей, отношения к любви и внешности, закладывают в ребенка ценности, стереотипы поведения и восприятия, которые продолжают влиять на него не только в детстве, но и во взрослой жизни http://commons.lib.jmu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1003&context=edspec201019. Подобный эффект прослеживается и со взрослыми людьми: стройные и красивые «it-girls», героини светсткой хроники, заставляют миллионы телезрительниц садиться на диеты, подражать не только их стилю одежды, но и стилю жизни.

А.Е. Роднянский считает, что экранная реальность развлекательного телевидения может воздействовать и на общественно-политические процессы. По мнению российского продюсера, телесериал «Западное крыло» («The West Wing», транслировался по телеканалу NBC в 1999;2006 годы), сюжет которого составляла повседневная жизнь политической элиты США, способствовал избранию Барака Обамы президентом страны в 2009 году — его избирательная кампания была идентичной кампании президента-героя сериала Выходит продюсер, А. Роднянский — 2-е изд., дополненное — М.: Манн, Иванов и Фербер. — 2016 C.16.

В социологическом исследовании «Телевидение глазами телезрителей» 2012 года было выявлено: жители крупных городов России постепенно начинают понимать, что в стремлении достичь высоких показателей эффективности, телевидение моделирует свою собственную, иногда гипертрофированную, картину происходящего, в то время как жители небольших регионов страны в большей степени воспринимают информацию на телевидении как безусловное отражение действительности Телевидение глазами телезрителей, Vi, http://ac.vi.ru/media/172 690/televidenie-glazami-telezritelei.pdf, 319. Во многом такой эффект создается благодаря следующим факторам психологического воздействия, направленным на удержание внимания зрителя:

  • 1) резкость впечатления
  • 2) эмоциональный тон: вызывает страх, радость, гнев, раздражение
  • 3) заранее существующие в сознании человека представления (ожидания), схожие со смыслами воспринимаемой информации
  • 4) многократное повторение: человек легче воспринимает уже знакомые ему впечатления Гиппенрейтер Ю. Б. Психология внимания, 2001 г, C.50.

Американский нейропсихолог Д. Андерсон, исследуя человеческое внимание, выявил феномен «инерции внимания», заключающийся в следующем: чем больше времени человек тратит на просмотр определенной телепередачи, тем больше вероятность того, что он досмотрит ее до конца Anderson D. Attentional inertia in extended looking at television // Advances in Child Development and Behavior, Volume 32, 2004, Pages 163−212.

Данные факторы оказывают влияние на сознание человека и учитываются при создании телепроекта. Их наличие способствует передаче эмоционального состояния от источника к получателю на психофизиологическом уровне, вызывая эффект психического заражения (который нарастает при наличии обратной связи), уменьшая критическое восприятие получаемой информации и увеличивая сопереживание.

Таким образом, телевидение, являясь неотъемлимой частью повседневной жизни человека, выполняет определенные социальные функции, направленные на удовлетворение потребностей человека. Развлекательные телевизионные проекты представляют собой интерпретацию реальности, построенную на мифах, которые могут как отражать существующую действительность, так и моделировать ее, оказывая влияние на ценностные ориентиры человека. Засчет психологических приемов воздействия, ослабленного критического мышления зритель интерпретирует происходящее на экране как реальность. Отождествление себя с героями развлекательных телепередач, эмоциональное сопереживание трансформируют мироощущение телезрителя, дополняют его жизненный опыт, придавая субъективную значимость транслируемой информации, которая впоследствии становится убеждением человека. Так, реалити-шоу, ток-шоу и юмористические передачи предоставляют зрителю модели одобряемого и неприемлимого социального поведения, учат выстраивать отношения в обществе, телеигры могут сформировать лидерские качества. Тем не менее, статичность развлекательного формата, его неспособность адаптироваться к новым условиям повседневности ведет к уменьшению его востребованности у зрителя, заставляя разработчиков контента создавать новые форматы и жанры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой