Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Некоторые особенности проблем немцев проживающих в Казахстане

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы, народ Казахстана…". Это начало Конституции Республики Казахстан — свидетельство сохраненного в самое трудное время гражданского мира и согласия. Народу Казахстана удалось сберечь самое ценное, что было сформировано еще при советской системе, — терпимость, уважение, благожелательность в отношениях между этносами. Есть в этом и бесспорная заслуга политического руководства республики — лидера… Читать ещё >

Некоторые особенности проблем немцев проживающих в Казахстане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многонациональность населения Казахстана — это данность, с которой необходимо считаться любому политику, желающему пользоваться авторитетом среди граждан республики. Уникальный полиэтнической состав государства таит не только большие потенциальные преимущества (если руководство страны проводит адекватную политику), но и определенные потенциальные угрозы (если эта политика неадекватна и провоцирует межнациональную напряженность). В условиях глубочайшего экономического кризиса, доставшегося постсоветским республикам в наследство от СССР, потенциальные опасности возросли, социальное недовольство нередко принимало характер межнациональных конфликтов.

Раскрывая некоторые особенности проблем этнических немцев проживающих в Казахстане как интеграционного потенциала в ходе развития политических процессов между Республикой Казахстан и Германией, на наш взгляд для начала, целесообразным было бы отметить истоки становления взаимоотношения двух народов именно на казахской земле, где проживают более 120 народов и наций.

«Мы, народ Казахстана…». Это начало Конституции Республики Казахстан — свидетельство сохраненного в самое трудное время гражданского мира и согласия. Народу Казахстана удалось сберечь самое ценное, что было сформировано еще при советской системе, — терпимость, уважение, благожелательность в отношениях между этносами. Есть в этом и бесспорная заслуга политического руководства республики — лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева. Его задача в период перехода казахстанской экономики на рыночные рельсы выглядела сверхсложной. Необходимо было сохранить стабильность в государстве, которое в течение нескольких лет находилось в стадии постепенного становления.

Как показывает история, на различных этапах исторического развития в Казахстан прибывали представители других народов. Особенно много переселенцев наблюдалось в годы второй мировой войны, в период коллективизации и индустриализации, а также в период освоения целины. Так, число приехавших в республику в предвоенные и военные годы составило 2,5 млн. человек. Казахский народ принял их радушно. Они же с уважением относятся к казахскому народу, его гуманным обычаям, традициям, сроднились с ними.

В свою очередь, Германию и Казахстан связывает не только политика, экономика, культура, но и то, что одним из центральных вопросов, как во внешней, так и во внутренней политике двух государств — является проблема этнических немцев, депортированных сюда во время второй мировой войны из России. Важно подчеркнуть, что на сегодня этнические немцы Казахстана являются своеобразным «мостом» связывающим два государства, и Германия заинтересована в том, чтобы наладить условия для постоянного их проживания в Казахстане.

Так, переселение немцев в Россию началось в середине XVIII — второй половины XIX вв., на территории Российской империи и в близлежащие к границам казахских степей, в основном в Поволжье, по приглашению Екатерины Великой для освоения русских земель. В 80−90-х годах XIX века часть немецких колонистов из Поволжья, переселяются в Среднюю Азию и Казахстан. Так, по данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., на территории Казахстана, в его современных административных границах, проживало 7.049 немцев, составляющих чуть более 0,1% населения региона. Основная масса немцев (67,9%) расселилась в Акмолинской области. Значительная группа (26,8%) явилась жителями Сырдарьинской области. В других областях численность этноса была невелика. Отметим, что данные переписи 1897 г. содержат сведения не о национальном составе населения, а о распределении его по родному языку /1/, то есть, немцы, считающий родным, например, русский язык, учитывались как русские. Таким образом, реальная численность немцев в Казахстане была несколько выше, но не намного, так как для основной массы казахстанских немцев родным языком считался немецкий.

Основным занятием немецких крестьян было производство зерна — сеяли пшеницу, овес, а так же картофель. Кроме земледелия было распространенно, особенно в северных районах, животноводство, молочное скотоводство и выделка мяса.

Начавшаяся Великая Отечественная Война и депортация послужили причиной резкого роста численности немцев. В 1941;1942 гг. по указу Сталина в Среднюю Азию и в Поволжье было переселено 1.209.430 немцев, в том числе и в Казахстан — 444.005 человек /2/. В 40−50-е годы число немецких спецпереселенцев ежегодно менялось (низкая рождаемость и высокая смертность, мобилизация в трудармию, переезды в связи с воссоединением семей и пр.). По данным на 1 января 1953 года в Казахстане находились — 45,4% немецких спецпереселенцев /3/.

После распада СССР и образования независимых государств, экономические трудности спровоцировали массовой отъезд казахстанских немцев на постоянное место жительство в Германию. Для Казахстана отъезд немецкого населения, две трети которого из почти одного миллиона уже покинули республику, был ощутимой экономической травмой. Для Германии, которая в начале 90-х годов принципиально взяла курс на прием своих соплеменников, эта сфера отношений все больше превращается в крупную социальную и экономическую проблему. Уже в 1997 году Бонн начал активно подавать сигналы о том, что он будет приветствовать, если немцы будут оставаться в местах своего компактного проживания/4/. Поэтому проблема этнических немцев всегда была наиболее болезненной в двусторонних отношениях.

Не является секретом и тот факт, что многие переселенцы из Казахстана не совсем довольны своим социальным статусом. Выявляется, что немцы Казахстана, которые в большинстве своем проживали в сельской местности, знающие толк в земле и в хозяйстве, заработавшие в Казахстане авторитет трудолюбивого, аккуратного народа, вдруг попадают в урбанизированную Германию. Следовательно, невостребованность в обществе является, большой трагедией любого человека, и, образно говоря, «садясь» в Германии на социальную помощь (в силу большой конкуренции на рынке труда и высоких требований современной жизни в ФРГ), любой уважающий себя человек будет чувствовать себя ущербным и ненужным этому обществу. Отсюда проблемы интеграции, роста преступности среди молодежи из стран СНГ.

Новые структурные условия внутри и внешнеполитического развития Германии детерминируют новые подходы к принятию политических решений в сфере миграции, которая характеризуется как политический вызов современности/5/. На фоне обострения экономических и демографических проблем правительству Германии приходится решать сложную дилемму: с одной стороны, необходимо соблюдать принципы демократического социального, правового государства, а с другой стороны — ужесточить правовые нормы, регулирующие условия пребывания в стране иностранцев в политическом процессе формирования единой западноевропейской политики.

С казахстанской же стороны в контексте казахстанско-германских отношений проблеме этнических немцев уделяется особое внимание. Впервые в 1993 году была создана смешанная межправительственная Казахстанско-Германская комиссия по проблемам немцев, проживающих в Казахстане. На заседаниях комиссии рассматриваются вопросы и предпринимаются действенные меры по осуществлению различных мер помощи для казахстанских немцев. Учитывая, что основную долю финансовых вложений для осуществления языковой, культурной, молодежной, медицинской и социальной программ для казахстанских немцев вносит германская сторона (свыше 60%). В том же году, правительством страны принято Постановление кабинета министров РК «О комплексной программе этнического возрождения немцев проживающих в Республике Казахстан» /6/.

Тем не менее, Казахстан и Германия, учитывая роль немцев проживающих в Казахстане и казахов проживающих в Германии, как интеграционного потенциала в развитии политических процессов, на высоком и высшем уровне способствуют разрешению проблем по данному вопросу. Но все же, возникает необходимость принять во внимание, а также способствовать разрешению некоторых проблем, таких как; оказание практической помощи в реализации интересов граждан немецкой национальности, основных прав на экономическое развитие, отвечающее их национальным особенностям; способствовать возрождению культуры и духовных ценностей казахстанских немцев, повышению их активности в реформировании общества, укреплении национальных богатств страны; изучать тенденции и проблемы миграционных процессов в среде немецкого населения, способствовать закреплению граждан этой национальности в местах компактного проживания для эффективного включения этих зон в новые рыночные отношения; искать взаимовыгодные пути разрешения морально-психологической подавленности мигрантов, устранить эту проблему путем привлечения широкомасштабных германских инвестиций для обустройства немецкой диаспоры в Казахстане, а также многие вопросы можно решить, при условии взаимоподдержки и сотрудничества двух стран по вопросам интеграционной политики немцев, как в Казахстане, так и в Германии.

немец интеграция Казахстан история.

немец интеграция казахстан история.

  • 1. История российских немцев в документах (1763−1992 гг.). Сост. В. Атман, В Чеботарева. М., 1993. — С. 163−167.
  • 2. Бугай Н. Ф. 40-е годы: Автономию немцев Поволжья ликвидировать // История немцев Центральной Азии // Материалы Международной научной конференции. — А.: Комплекс, 1998. — С.175.
  • 3. Земков В. Н. Заключенные, спецпереселенцы, ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные (статистико-географический аспект) // История СССР. — 1991. — № 5. — С.162.
  • 4. Мы вас не ждали // Deutsche Allgemeine Zeitung. 28 Marz. — 2003. — S.7.
  • 5. Немцы наши и не наши… // Deutsche Allgemeine Zeitung. Februar, 2003. -S.5−6.; Закон о миграции и поздние переселенцы // Deutsche Allgemeine Zeitung. 29 April — 5 Mai. — 2005. — S. 7.
  • 6. Социально-экономические механизмы стабилизации и устойчивого развития немецкой диаспоры через активизацию казахстанско-германских отношений (извлечение из Постановления Кабинета Министров РК, Постановление № 1040): Фонд им. Фридриха Эберта (Германия). Международный «Круглый стол». А., 1997. — С. 12−13.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой