Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы управления хозяйственными рисками в Республике Беларусь в современных условиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительно усложняет проблемы управления экономическими рисками в хозяйственной деятельности Беларуси состояние глубокого финансового кризиса, в котором в настоящее время мы находимся. Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Инфляция за январь-октябрь… Читать ещё >

Проблемы управления хозяйственными рисками в Республике Беларусь в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перед предприятиями Беларуси в настоящее время встает огромное число экономических вопросов и проблем, связанных с их деятельностью в условиях неопределенности и риска, существование которых обуславливается прежде всего:

  • · современным состоянием экономики, характеризующимся финансовой неустойчивостью, инфляцией, незавершенностью формирования рыночной системы и нестабильностью формирования финансового рынка;
  • · неустойчивостью политического положения, недоверием к политике правительства;
  • · несовершенством или отсутствием некоторых основных законодательных актов, несоответствием правовой базы реально существующей ситуации;
  • · чрезвычайной дифференцированностью процессов экономического и социального развития разных территорий страны, которая ведет к невозможности создания единой социально-экономической политики, осложняет функционирование национальных экономических институтов;
  • · аномией, т. е. отсутствием норм в общественной жизни в целом и отсутствием традиций и должного уровня финансовой культуры населения как органического элемента образа и уровня жизни населения;
  • · отсутствием культуры предпринимательства;
  • · недостаточной разработанностью проблемы риска в отечественной экономической литературе;
  • · отсутствием квалифицированных кадров в области анализа, оценки и управления рисками;
  • · невысокой осведомленностью предприятий о способах анализа, оценки и минимизации рисков, препятствующей интенсивному развитию системы управления рисками на предприятиях;
  • · информационной закрытостью финансовых институтов, занимающихся оказанием консалтинговых услуг по вопросам риск-менеджмента на предприятии;
  • · частичным или полным игнорированием учета рисков на предприятиях. [20, c. 171]

Значительно усложняет проблемы управления экономическими рисками в хозяйственной деятельности Беларуси состояние глубокого финансового кризиса, в котором в настоящее время мы находимся. Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Инфляция за январь-октябрь составила 88,7%, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за этот же период — 101,5%. Из-за постоянного роста инфляции, важную роль играет учёт инфляционного риска, так как получаемые денежные доходы обесцениваются и предприниматели несут реальные потери. Также имеет место валютный риск — опасность потерь при изменении курса белорусского рубля по отношению к иностранной валюте.

Из-за нехватки валюты частично или полностью парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынуждает предприятия сферы торговли формировать цену товаров с учётом рисков девальвации и дальнейшего ухудшения финансовой ситуации. Ряд компаний в сфере услуг и промышленности, которые имели большие валютные обязательства, потерпели огромные убытки. Три банка находятся под угрозой закрытия, а ещё одиннадцать — под угрозой отзыва лицензии на работу с вкладами физических лиц, в то время как всего в Беларуси насчитывается 31 банк. Отдельные эксперты указывают на возможность дефолта белорусской экономики в 2012 году. Кроме того, в органах государственного управления существуют разногласия по вопросу о путях вывода страны из кризиса. В таких условиях формируется недоверие к политике правительства, что только усложняет для менеджеров проблему управления хозяйственными рисками.

Проблема состоит в том, что нельзя точно предугадать, что ждет экономику в дальнейшем. Никто не знает, что будет завтра. Следовательно, принятие управленческих решений происходит в условиях повышенной неопределенности, что значительно увеличивает хозяйственный риск и уменьшает шансы на успех белорусских предпринимателей. [9].

Проблемы развития экономики Республики Беларусь включают также ее структурную перестройку и социальную ориентацию, преобразование комплекса отношений собственности и привлечение инвестиций для создания высокотехнологичного производства, интеграцию отечественной экономики в мировую систему хозяйственных связей. Значит, важная проблема на этом пути — это формирование качественно новой системы управления, адаптированной к условиям риска и неопределенности.

Такая система должна обеспечивать решение как текущих, так и перспективных задач. Необходимо учитывать и международный опыт по совершенствованию системы управления, ее кадровому обеспечению.

Поэтому назрела необходимость системного изучения риск-менеджмента с ориентацией на проектирование эффективной системы управления конкретной организации. [5, c. 3].

Концепция риск-менеджмента предполагает проведение фундаментальных социально-экономических исследований по проблемам риска, включая мониторинг и диагностику по вопросам организации и функционирования системы риск-менеджмента на предприятиях.

Для эффективного внедрения современных методов анализа, оценки и управления рисками в Беларуси необходимы не только разработанные теоретические и методические основы, но и соответствующая подготовка специалистов. Необходима многоуровневая система подготовки, обучения, переподготовки кадров, а также система повышения квалификации работников. Она должна включать обучение в школах бизнеса, колледжах, лицеях, институтах и университетах. В рамках современной концепции риска в Беларуси должны быть созданы советы по защите кандидатстких и докторских диссертаций по вопросам управления рисками и профильные кафедры. В систему образования по вопросам риска должно входить последипломное повышение кадров и получение второго диплома о высшем образовании. [20, c. 78−79].

Следует помнить, что в условиях активного участия государства в экономических проектах и его активной роли в регулировании отдельными экономическими процессами роль рисков и неопределенности незаметно снижается. Отчасти это обстоятельство, очевидно, объясняет недостаточное внимание экономистов к проблемам риска и неопределенности на белорусском рынке. Вместе с тем, риски и неопределенность является неотъемлемым элементом социально-экономических отношений в рыночной экономике на пути построения которой мы находимся. [20, c. 3].

Еще в середине 30-х гг. XX в. в СССР риск был отнесен к явлениям капиталистического характера, так как не сочетался с провозглашенным плановым характером развития экономики. Игнорирование проблем риска достигло такой степени, что понятие «риск» даже не включалось в энциклопедические издания. Поэтому теория рисков не развита в достаточной степени в отечественной литературе. Мировой опыт показывает, что игнорирование или недооценка хозяйственного риска при разработке тактики и стратегии экономической политики, принятии конкретных решений неизбежно сдерживает развитие общества, научно-технического прогресса.

После распада СССР в Беларуси начался переход к рыночной системе хозяйствования, была проведена демонополизация и приватизация, что позволило свободно развиваться белорусскому предпринимательству, а государство отказалось от роли единоличного носителя риска, переложив всю ответственность за принимаемые хозяйственные решения на хозяйствующие объекты. Однако их выживание без учета факторов риска невозможно. [1, c. 16].

С переходом к рыночным отношениям риск и неопределенность значительно возрастают в деятельности предприятий и организаций. В отличие от централизованной экономики с жестким директивным планированием, инструкциями, постановлениями и приказами, заранее определяющими поведение хозяйствующих субъектов и таким образом уменьшающих необходимость заниматься проблемами риска, рынок требует от менеджеров постоянно соизмерять управленческие решения с потенциальным уровнем риска. Это обусловлено тем, что каждый субъект рыночных отношений, придерживаясь буквы закона, поступает по своему усмотрению, принимая на себя ответственность за реализацию управленческих решений. [5, c. 4].

Даже в плановой централизованно управляемой экономике из-за нарушения теми или иными организациями в силу разных причин своих договорных обязательств производственно-хозяйственная деятельность была сопряжена с опасностью недопоставки продукции, невыполнения государственного плана и т. п.

В рыночной экономике производственно-хозяйственная деятельность осуществляется в условиях гораздо более высокой изменчивости неопределенности социально-экономической среды и опасности потери ресурсов и недополучения доходов. Государственное регулирование в условиях рынка сводится к установлению норм, правил осуществления производственно-хозяйственной деятельности, правил «поведения» на рынке.

«Рыночной свободе» той или иной организации сопутствует одновременно «рыночная свобода» потребителей и других производителей, которые вольны покупать или не покупать ту или иную продукцию, предлагать свои цены, диктовать свои условия сделок. При этом, те, с кем субъект (организация) вынуждена вступать в хозяйственные отношения, стремятся, прежде всего, к своей выгоде, а выгода одних нередко связана с ущербом других. [4, c. 8] В странах с развитой рыночной экономикой одним из стратегических секторов экономики является страхование, так как оно помогает справиться с такими проблемами: оно обеспечивает социально-экономическую стабильность в обществе, гарантируя собственникам возмещение ущерба при гибели или повреждении их имущества и потере дохода.

В настоящее время в Беларуси существует более 2-х десятков страховых организаций государственной и негосударственной формы собственности, большинство из которых, работают на рынке больше 15 лет и по праву завоевали доверие своих клиентов. Есть также несколько брокерских компаний — профессиональных страховых консультантов, позволяющих своим клиентам заключать договора страхования на лучших условиях с последующим их сопровождением, включающем содействие в получении страховых выплат. Примерами могут быть: ООО «Альфа-Брокер», ООО «Капитал-Брокер», ООО «Срахование и консультации», ООО «Страх Эксперт Групп». Можно также отметить наличие Белорусской Национальной перестраховочной организации, Белорусской ассоциации страховщиков и Белорусского бюро по транспортному страхованию.

Однако в Беларуси страхование еще не стало стратегическим сектором экономики. Причиной этого являются как экономические факторы, так и недостаточное число научных исследований по теории страхования, что привело к отсутствию стройной системы знаний в этой области. Государство пока не рассматривает страхование как наиболее эффективную систему защиты рыночной экономики от предполагаемых рисков, как фактор экономической стабильности и стимул расширения предпринимательской деятельности, как средство формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов. Руководства предприятий недооценивают возможности страхования, как механизма передачи своих рисков и убытков третьему лицу (страховщику), привыкших не оценивать последствия наступления возможных событий и готовых покрывать возникающие убытки за счет иных «традиционных» источников («собственный карман», прибыль предприятия, различные выплаты и пособия из госбюджета и т. п.). Страховое законодательство слабо направлено на стимулирование развития страхования, на актуализацию самой идеи страхования и формирование так называемой страховой культуры общества, которая является низкой. И как следствие выше перечисленного — низкий уровень распространения страховых услуг на белорусском рынке. Следовательно, чем яснее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в Беларуси будет осуществлен переход к социально ориентированному рыночному росту. [13].

Страховая отрасль Беларуси должна обеспечивать непрерывность процесса производства и возмещения убытков предприятий за счет средств страховых организаций без экстренного выделения значительных ресурсов из бюджета и внебюджетных фондов; предупреждать и снижать вероятный ущерб при страховых событиях; содействовать социально-экономической стабильности.

Основными направлениями в плане роста объемных показателей страхового рынка должны стать стимулирование спроса на страховые услуги и содействие повышению страховой грамотности населения и бизнеса, увеличение капиталов страховых организаций. В плане повышения эффективности страхового сектора — развитие конкуренции, совершенствование страхового законодательства, форм и методов страхового надзора, поэтапное создание равных условий деятельности для страховых организаций всех форм собственности. [17].

Таким образом, существование экономических проблем, связанных с деятельностью предприятий Беларуси в условиях неопределенности и риска, обуславливается как проблемами переходной экономики РБ, что объясняет недостаточное внимание белорусских экономистов к проблемам рисков в прошлом, так и финансовым кризисом, существующим в настоящее время в Беларуси. Эти факторы оказывают влияние и на систему страхования в Беларуси, которая характеризуется низким уровнем распространения страховых услуг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой