Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научно-технический прогресс и экономика природопользования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стандарты выбросов вредных веществ в среду. Для воздушного бассейна устанавливаются: предельно допустимые концентрации вредных веществ в приземном пласте атмосферы; стандарты на выбросы вредных веществ в атмосферу стационарными источниками; стандарты на качество топлива (зональность, содержимое серы); стандарты на выбросы автотранспортом. Для водных ресурсов — показатели качества речной воды… Читать ещё >

Научно-технический прогресс и экономика природопользования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научно-технический прогресс и экономика природопользования

Научно-технический прогресс осуществляется в двух взаимообусловленных формах:

  • 1) Эволюционная, которая означает относительно медленное и частичное усовершенствование традиционных основ науки и техники;
  • 2) Революционная, которая имеет вид научно-технической революции и ведет к коренному преобразованию производительных сил общества.

Технический прогресс способствует снижению потребностей в топливе и материалах, уменьшает зависимость размещения обрабатываемой промышленности от природных условий и ресурсов. Происходят некоторые нарушения в размещении индустрии, связанные с удорожанием сырья, рабочей силы, земельных площадей, необходимостью дорогой охраны окружающей среды.

Отличительной чертой современного состояния научно-технического прогресса стало обострение проблем природопользования и окружающей среды. Его влияние может иметь двойной характер: с одной стороны, положительно влиять на экологическое состояние территории, а с другой — вести к ухудшению, деградации, разрушению.

В начале 70-х годов прошлого века во всем мире преобладающее развитие получила стратегия потребления отходов производства и потребление ресурсо — и энергосбережения.

По определению европейской экономической комиссии ООН, «безотходная технология — это такой способ производства продукции (процесс, предприятие, территориально-производственный комплекс), при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле „сырьевые ресурсы — производство — потребление — вторичные ресурсы“ в такой способ, когда любое влияние на окружающую среду не нарушает его нормального функционирования».

В основе концепции безотходных технологий лежат три основные положения. Первое — безотходное производство является практически замкнутой системой, организованной по технологии с природными экосистемами. Второе — обязательное рациональное использование всех компонентов сырья. Третье — безотходное производство, неминуемо влияющее на окружающую среду, не нарушая его функционирования, не создавая ему убытков.

Безотходное производство предусматривает установление полного контроля над движением материальных ресурсов на всех его стадиях: добычи сырья, производственной переработки ее, потребление, утилизации отходов производства и потребление. Безотходные технологии становятся эффективными даже в тех случаях, когда себестоимость полученной продукции выше, чем без ее применения. Однако необходимо, чтобы перерасходы на затраты производства продукции в капиталовложениях были меньшими, чем экономия по уменьшению убытков от загрязнения окружающей среды.

К основным направлениям внедрения безотходных технологий относятся: 1) комплексное использование сырья; 2) создание закрытых газо — и водооборотных систем; 3) разработка принципиально новых и усовершенствование действующих процессов и производств; 4) переработка и использование отходов производства и потребления.

Какой бы высокой степени безотходности ни достигали технологические процессы и производства на уровне отдельных регионов, промышленных комплексов, на народнохозяйственном уровне безотходных технологий — это, прежде всего, привлечение в производство вторичных ресурсов. Повышение эффективности общественного производства в экономически развитых странах происходит через максимально возможное сбережение в обработке уже добытых из природной среды ресурсов.

К вторичным ресурсам относится совокупность отходов производства и потребления. Источниками образования отходов выступают промышленные предприятия строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства и населения. К отходам производства относятся остатки сырья, полуфабрикатов, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых и т. п.

Важным источником сырья являются отходы потребления — изделия и материалы, которые использовались населением, утратили свои важные качества и затем были выброшены.

Стратегию природопользования, направленную на увеличение темпов производства, благодаря чему стабилизируются или даже замедляются темпы использования первичного сырья, называют ресурсосбережением. Оно достигается за счет: а) внедрения новых технологий; б) переработки ресурсов.

Резервы утилизации отходов в Украине очень значительные; она по большинству показателей использования вторичного сырья отстает от развитых стран мира. Так, часть макулатуры в производстве бумаги и картона в Украине составляет 20%, а металла из металлического лома — 17%.

Одним из направлений ресурсосбережения является энергосбережение. Это направление НТП позволяет, прежде всего, уменьшить энергоемкость единицы продукции по модернизации процессов производства. Кроме того, уменьшение энергоемкости производства происходит и по оптимизации отраслевой структуры народного хозяйства, когда в ней повышается часть областей группы Б, которые отличаются меньшей энергоемкостью, чем области группы А.

Во всех странах обращаются к разным мерам в сфере экономии электроэнергии на производстве и в быту. К ним относятся: внедрение норм и ограничений затрат электроэнергии, топлива с соответствующими системами штрафов за перерасход; изъятие из эксплуатации устаревших транспортных средств с высокими затратами топлива, ограничение пустых пробегов автомобилей, внедрение летнего времени, улучшение теплоизоляции помещений и т. п.

Однако ресурсов — и энергосбережение позволяют разве что замедлить темпы увеличения производства электроэнергии, но не уменьшают ее абсолютного производства, поэтому НТП может развиваться с использованием экологически безопасных источников энергии.

Одним из направлений безотходного производства является создание водооборотных систем, в основе функционирования которых лежит многократное использование воды, после чего чистая вода возвращается в водоемы. Методы очищения водоемов должны обеспечивать одновременное изъятие и утилизацию ценных компонентов. Чем больше кратность использования воды, тем совершеннее схема водоснабжения. На отдельных предприятиях Японии и США кратность использования водных ресурсов в промышленности составляет 22−27 раз.

Одним из важных направлений НТП является биотехнология — комплекс биологических знаний и технических мер, которые используются с целью получения продуктов жизнедеятельности клеток.

Началом биотехнологии можно считать исследования свойств микроорганизмов и разработку методов их использования Луи Пастером в середине ХІХ ст.

Микробиотехнологии применяются в промышленности с целью утилизации металлов из растворов. Некоторые бактерии накапливают до 17% меди, 5% свинца, 8% кадмия; существуют микроорганизмы, способные поглощать уран.

В сельском хозяйстве биотехнологии дают возможность селекционировать растения с большим количеством белка, азота или такие растения, которые способны выделять яд против насекомых, что может сократить использование минеральных удобрений и пестицидов.

Экологическая экспертиза в Украине — вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, которые основываются на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке передпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей естественной среды и здоровье людей, направленная на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству естественных ресурсов, гарантированию экологической безопасности.

Целью экологической экспертизы является предотвращение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Согласно закону России «Об экологической экспертизе» основными задачами экологической экспертизы являются:

  • 1. определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности;
  • 2. организация комплексной, научно мотивированной оценки объектов экологической экспертизы;
  • 3. установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, санитарных норм, строительных норм и правил;
  • 4. оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды, здоровье людей и качество естественных ресурсов;
  • 5. оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды и здоровью людей;
  • 6. приготовление объективных, всесторонне обоснованных выводов экологической экспертизы.

Основными принципами экологической экспертизы являются:

  • 1. гарантирование безопасного для жизни и здоровья людей окружающей естественной среды;
  • 2. сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учет общественной мысли;
  • 3. научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность;
  • 4. экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или осуществляемой деятельности;
  • 5. государственное регулирование;
  • 6. законность.

Объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, передпроектных, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды, создание угрозы здоровью людей.

Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, которые отрицательно влияют на состояние окружающей естественной среды и здоровье людей.

Экологическую экспертизу проводят:

  • 1. Министерство охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины, ее органы на местах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии;
  • 2. органы и учреждения Министерства здравоохранения Украины — в части, которая касается экспертизы объектов, которые могут отрицательно влиять или влияют на здоровье людей;
  • 3. другие государственные органы, местные ради народных депутатов и органы исполнительной власти на местах соответственно законодательству;
  • 4. общественные организации экологического направления или создаваемые ими специализированные формирования;
  • 5. другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы;
  • 6. отдельные граждане в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об экологической экспертизе» и другими законодательными актами.

В Украине осуществляется государственная, общественная и прочие экологические экспертизы. Выводы государственной экологической экспертизы являются обязательными для выполнения. В принятии решения относительно дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы выводы государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз.

Выводы общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут быть учтены во время проведения государственной экологической экспертизы, а также в решениях относительно дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными учреждениями, организациями или специально создаваемыми комиссиями Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины, Министерства здравоохранения Украины, их органов на местах с привлечением других органов государственной исполнительной власти.

К проведению государственной экологической экспертизы могут в установленном порядке привлекаться специалисты других учреждений, организаций и предприятий, а также эксперты международных организаций.

Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность.

Государственной экологической экспертизе подлежат:

  • 1. государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения продуктивных сил, развития отдельных областей народного хозяйства;
  • 2. проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем упорядочения промышленной застройки, другая предплановая и предпроектная документация;
  • 3. инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий; документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, в том числе военного и оборонного назначения;
  • 4. проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в области гарантирования экологической (в том числе радиационной) безопасности, охраны окружающей естественной среды и использования естественных ресурсов, деятельности, которая может отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды и здоровье людей;
  • 5. документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ (в том числе тех, которые закупаются за границей), которые могут создать потенциальную угрозу окружающей естественной среде и здоровью людей.

Согласно решениям Кабинета Министров Украины, Правительства Автономной Республики Крым, местных советов народных депутатов или их исполнительных комитетов государственной экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, отрицательное влияние которых значительно сказывается на состоянии окружающей природной среды и здоровье людей.

Общественная экологическая экспертиза может осуществляться в любой сфере деятельности, которая требует экологического обоснования, за инициативой общественных организаций или других общественных формирований.

Общественная экологическая экспертиза может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой через создание на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований.

Предельные сроки проведения государственной экологической экспертизы объектов:

  • 1. группами специалистов эколого-экспертных подразделов, учреждений или организаций Минприроды Украины — до 45 календарных дней с продолжением в случае необходимости до 60 дней, а в исключительных случаях, в зависимости от сложности проблемы — до 120 дней;
  • 2. специально созданными межотраслевыми эколого-экспертными комиссиями или другими специализированными организациями — до 90 календарных дней;
  • 3. по доработанным материалам соответственно выводам предшествующей экологической экспертизы — до 30 календарных дней.

Началом государственной экологической экспертизы считается день представления эколого-экспертному органу комплекта необходимых материалов и документов, а в случае необходимости — дополнительной научно-исследовательской информации по тем вопросам, которые возникли во время проведения экспертизы.

Нынешнюю экологическую ситуацию в Украине можно охарактеризовать как кризисную, формирующуюся на протяжении продолжительного периода из-за пренебрежения объективными законами развития и воспроизводства природно-ресурсного комплекса страны. В государстве происходили структурные деформации народного хозяйства, преимущество при этом отдавалось развитию сырьедобывающих, экологически опаснейших областей промышленности.

Экономике Украины присущ высокий удельный вес ресурсоёмких и энергоемких технологий, внедрение и наращивание которых осуществлялось наиболее «дешевым» способом — без строительства соответствующих очистных сооружений. Это было возможно при отсутствии эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов природопользования, законодательства по охране окружающей среды.

Эти и прочие факторы, в частности низкий уровень экологического сознания общества, привели к значительной деградации окружающей среды Украины, чрезмерному загрязнению поверхностных и подземных вод, воздуха и земель, накоплению в очень больших количествах вредных, в том числе высокотоксичных, отходов производства. Такие процессы длились десятилетиями и послужили причиной резкого ухудшения состояния здоровья людей, снижения рождаемости и увеличения смертности, что угрожает вымиранием и биологически-генетической деградацией народа Украины.

Исключительной особенностью экологического состояния Украины есть то, что экологически острые локальные ситуации углубляются большими региональными кризисами. Чернобыльская катастрофа с ее долго действующими медико-биологическими, экономическими и социальными последствиями создала в Украине ситуацию, которая приближается к уровню глобальной экологической катастрофы. Зона экологического бедствия, которая сформировалась вокруг Чернобыльской АЭС, касается, прежде всего, 30-километровой зоны. Главным источником опасности здесь остается объект «Укрытие», в котором сосредоточены опасные радиоактивные вещества и ядерные материалы, радиоактивность которых приближается к 20 млн. кюри. В 30-километровой зоне хранится во временных, не приспособленных для хранения в таких хранилищах, большое количество радиоактивных отходов. За исследованиями ученых НАН Украины, свыше 70% радионуклидов, которые в течение продолжительного времени еще будут представлять угрозу для всего живого, выпало на территории Житомирской области. В шести областях Украины расположены региональные предприятия «Радон» по переработке и хранению радиоактивных отходов, которые принимают на переработку радиоактивные отходы со всех областей.

Предприятия по добыче и переработке урановых руд находятся в Днепропетровской, Николаевской и Кировоградской областях. Характерным для переработки урана является то, что почти все его отходы — отвалы шахтных пород, сбросы и выбросы являются источниками радиационного загрязнения окружающей среды.

Зоны экологического кризиса сформировались почти на трети территории Украины. Это, прежде всего, Донбасс и Среднее Приднепровье, где в течение десятилетий нарушался принцип рационального природопользования и был превышен антропогенной нагрузкой природно-ресурсный потенциал. Высокий уровень концентрации промышленных объектов, нерациональная структура промышленного производства с высокой концентрацией экологически опасных производств, отсутствие надлежащих природоохранных систем обусловили здесь высокий уровень загрязнения окружающей среды, дефицит водных ресурсов и недостаток в безветренные часы кислорода в приземных пластах атмосферы.

Большинство ученых Украины склоняются к мысли, что настоящими зонами экологического бедствия Украины стали районы гидромелиораций. В областях Украинского Полесья, где проведены осушения земель, происходит неконтролируемое снижение уровня грунтовых вод, уменьшение мощности органической массы, обмеление рек, дефицит пресной воды. В южных областях Украины, где происходило орошение, разворачивается интенсивный процесс подтопления и засоления грунтов, деградации черноземов. Ныне 14,8% общей площади поливных земель эродируют, 1,5% — переувлажненные, свыше 4% — солонцеватые и засоленные. Увеличение минерализации грунтовых вод угрожает вторичным засолом земель. Почти на всех землях Украины наблюдается неуклонное снижение содержания гумуса в грунтах.

Механизм управления процессом природопользования в большинстве стран сформировался в 70-х годах XX ст. Он отмечается высоким организационным уровнем, гибким применением административно-нормативных методов в сочетании с финансово-экономическим стимулированием частного сектора, активным использованием самых новых достижений НТП. В большинстве стран правительства мобилизовали материальные, финансовые, научно-технические ресурсы для решения задач охраны окружающей среды и достигли определенных результатов в этом направлении. В середине 70-х годов Япония вышла на первое место среди развитых стран по объему природоохранных затрат: их удельный вес в ВНП Японии составлял от 3,0 до 5,5%, тогда как в США в этот период — 0,8%, ФРГ — 0,8, Швеции — 0,5−0,9, Италии — 0,4, Нидерландах — 0,04%. В основу экологической политики экономически развитых стран было положено три принципа:

  • 1. принцип профилактики, или превентивный; сущность его состоит в том, что новые проекты государства по экономике должны создаваться так, чтобы избежать осложнения любых экологических проблем;
  • 2. принцип ответственности; сущность его — в усилении ответственности загрязнителей окружающей среды;
  • 3. принцип кооперации; его сущность состоит в том, что в решении экологических вопросов согласованно работают государство, экономика и граждане.

Именно государство создает условия для деятельности фирм и отдельных лиц с целью сохранения качества среды проживания людей. Во всех экономически развитых странах был создан широкий комплекс правовых инструментов по охране окружающей среды, которые постоянно совершенствуются.

С начала 70-х годов во многих странах был принят «Основной закон по борьбе против загрязнения окружающей среды» — так назывался этот закон в Японии, в США — «Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды».

В этих законах были впервые закреплены общие принципы и цели деятельности государственных органов по вопросам охраны окружающей среды, которые должны были обеспечить концептуальную однородность законодательства в этой сфере, определить основные направления деятельности и органы, которые ее осуществляют. Например, в законодательстве Японии впервые была дана правовая дефиниция термина «Когай» (общественные убытки), которыми была названа «…любая ситуация, если здоровью людей или живому веществу в окружающей среде причинен убыток загрязнением атмосферы, воды и грунтов, шумом, вибрациями, проседанием грунта и влиянием веществ с резким запахом, которые возникли вследствие промышленного производства или любого другого вида человеческой деятельности».

Для развития положений вышеупомянутого закона были приняты специальные законодательные акты, направленные на предупреждение и устранение нарушений качества отдельных компонентов среды. В основу законодательной пирамиды были положены многочисленные нормативные акты (постановления, приказы, правила и т. п.) органов местной власти, которые в большей мере учитывали природно-географическую и социально-экономическую специфику того или другого региона.

В этом законе центральное место отведено разделам, которые регламентируют главные направления деятельности государства в сфере охраны окружающей среды, а именно: внедрение стандартов качества окружающей среды, организацию мониторинга, руководство разработкой и реализацией программ контроля за загрязнением среды, организацию научных исследований по проблемам окружающей среды, бюджетно-финансовую деятельность и т. п. Острота экологических проблем в Японии заставила руководящие круги страны включить в текст этого закона положения о несении частными предприятиями всех или частичных затрат на охрану окружающей среды.

В США уже в 1970 г. сформулированы положения об обязательности государственной экологической экспертизы всех направлений хозяйственной деятельности. В специальных законах были сформулированы конкретные природозащитные мероприятия по охране воздуха, воды, борьбе с твердыми отходами, контроля за ядохимикатами и токсичными веществами, рекультивации земель, борьбы с шумом, неблагоприятными вибрациями и запахами. Среди специальных законов следует отметить закон об экологическом образовании, который в большинстве развитых стран был принят в начале 70-х годов. В высокоразвитых странах действует четкий механизм реализации экологического законодательства — его правового и экологического аспектов. Законодательство большинства стран устанавливает ответственность собственников потенциально опасных объектов и необходимость возмещения убытков лицам, потерпевшим от аварии или катастрофы, причиненных загрязнением земли, воздуха, воды. Кроме того, принятие каждого природоохранного закона сопровождается выделением из государственного бюджета ассигнований на защиту окружающей среды. Так, в США в 1972 г. конгресс принял «Закон о чистоте водной среды», на реализацию которого было выделено 18 млрд. долларов на ближайшие три года; инвестиции были использованы на строительство муниципальных очистных сооружений, которые наполовину загружены переработкой промышленных сточных вод. На обезвреживание свалок химических и других опасных отходов в 1980 г. было выделено 1,6 млрд. долларов («Закон о суперфонде»), а в 1986 г.— еще 8,5 млрд. («Новый закон о суперфонде»).

С целью осуществления государственной политики в области окружающей среды и контроля за принятым законодательством на всех уровнях власти формируются специализированные административные органы. При этом их задачи ограничиваются регуляторными функциями. Так, в исполнительном аппарате президента США с 1970 г. функционирует Совет по качеству окружающей среды, который формально является консультативным органом при президенте, одновременно отвечая за разработку государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Обязанности Совета (годовой бюджет 3,5 млн. долларов) определяются такими главными функциями:

  • · оценка эффективности разных мероприятий в сфере охраны окружающей среды;
  • · разработка рекомендаций президенту и администрации США с целью формирования национальной политики относительно окружающей среды;
  • · определение новых критических параметров экологической ситуации для своевременного принятия соответствующих мер
  • · общий контроль за выполнением государственной политики в области охраны окружающая среды, периодическая проверка соответствия широкой системы контроля и изменений качества окружающей среды установленным требованиям;
  • · общая координация федеральной и природоохранной деятельности.
  • · Основным органом федерального правительства, который сконцентрировал свои усилия исключительно на решении вопросов борьбы с загрязнением окружающей среды, является Агентство по охране окружающей среды. Оно координирует деятельность всех федеральных министерств и ведомств страны, имеет свыше 20 тыс. штатных работников, а его оперативный бюджет — свыше 1 млрд. долларов в год.

Важную роль в деятельности Агентства сыграли три функциональных подразделения, куда входят отделы управления, три юридических отдела и наставительно-исследовательские центры, которые имеют как централизованные, так и региональные службы и лаборатории.

В Японии функционируют шесть основных типов государственных органов, которые связанны с охраной окружающей среды. Основным органом является Управление по вопросам окружающей среды, основанное в 1971 г., которое имеет статус министерства. Оно планирует основные направления государственной политики в сфере охраны среды, разрабатывает экологические законы, стандарты, нормативы, координирует все природоохранные мероприятия. При Управлении по охране окружающей среды функционирует Национальный институт экологических исследований, Институт подготовки специалистов по контролю за загрязнением окружающей среды.

Кроме того, функциональные подразделения государственных министерств и ведомств интересуются проблемами окружающей среды в границах своего министерства. Так, в Министерстве транспорта существует Бюро по размещению экономического планирования — Департамент комплексного планирования развития территории.

Экологический мониторинг в большинстве стран отмечается широкой разветвленностью и применением автоматизированных систем наблюдения. Экологические нормативы и стандарты качества среды проживания есть двух типов:

  • 1) стандарты качества среды,
  • 2) стандарты выбросов вредных веществ в среду. Для воздушного бассейна устанавливаются: предельно допустимые концентрации вредных веществ в приземном пласте атмосферы; стандарты на выбросы вредных веществ в атмосферу стационарными источниками; стандарты на качество топлива (зональность, содержимое серы); стандарты на выбросы автотранспортом. Для водных ресурсов — показатели качества речной воды; показатели качества воды озер, водоемов; показатели качества морской воды; показатели концентрации или запрет на наличие в водной среде особенно опасных для здоровья человека веществ; показатели качества питьевой воды. Особое внимание отводится стандартам, которые регламентируют шум и вибрацию, неприятные запахи. В Японии введены стандарты озеленения новостроек, стандарты затенения (для новостроек — не более чем 2 ч в сутки), стандарты препятствий радиоволнам.

В последнее время во многих странах все больше применяют экономические методы управления процессом природопользования. Внедрение платы за загрязнение приводит к важному уменьшению природоохранных затрат, поскольку предприятия с низкой стоимостью ликвидации загрязнений стремятся к максимальному их сокращению, а из-за высокой стоимости природоохранных мер загрязнения, хотя они и поступают в естественную среду, но высокие штрафы за это позволяют государственным органам сконцентрировать значительные ресурсы для природоохранных целей.

Еще одно важное преимущество платежной системы состоит в том, что загрязнитель имеет новый спектр выбора решений — загрязнять и платить, остановить свое производство, инвестировать в очистное оснащение, внести изменения в производственную технологию, в номенклатуру производства, изменить место производства и т. д.

В США широко обсуждается предложение ввести плату за загрязнение в форме налога на упаковочные материалы и тару— главный источник местного мусора. Успешный опыт использования подобного экономического инструмента в штате Орегон показал, что вместе с тем уменьшается и загрязнение разными видами упаковки, банками и т. п. Аналогичные законодательные меры употреблены и в некоторых других штатах (Мичиган, Вермонт).

Предоставление предприятиям свободы выбора альтернативных решений относительно платы за загрязнение среды, по мнению американских исследователей, создает определенные предпосылки не только для уменьшения стоимости борьбы с загрязнением, а и уменьшает производственные затраты в целом.

Экономическое стимулирование природоохранной деятельности не ограничивается только принудительными методами: важную роль играет политика предоставления определенных льгот и экономической помощи предприятиям, которые осуществляют борьбу с загрязнением. Это практикуется в США, где частнопромышленный капитал получает разнообразную помощь в области охраны окружающей среды. Особое место в этой помощи занимают государственные субсидии. Рядом с прямым субсидированием промышленности в США широко используется косвенное субсидирование: субсидии, которые предоставляются муниципалитетом, используются на строительство очистных сооружений и переработку промышленных отходов. Получение субсидий в определенной мере располагает к дальнейшим капиталовложениям, ведет к увеличению текущих затрат американских корпораций на охрану окружающей среды.

Важную роль играет финансирование правительством научных разработок и исследований. В США практически три четверти научного бюджета Агентства по вопросам окружающей среды (ЕПА) направляется на оплату контрактов и субсидий из отдельных разработок, которые осуществляются в промышленности. В отличие от субсидий на очистные сооружения и оборудование, здесь правом на их получение пользуются демонстрационные проекты.

Говоря об экономических рычагах регулирования природоохранной деятельности, нельзя не затронуть сферу кредита. В частности, некоторые экономисты считают, что Федеральная резервная система США, которая объединяет банковский капитал, должна была бы устанавливать большие проценты на займы, которые используются для «загрязняющих» проектов, и предоставлять определенные льготы областям и производствам, которые разрабатывают экологически безопасную технологию или устанавливают очистное оборудование.

Важным рычагом стимулирования природоохранной деятельности в США считается ускоренная амортизация очистного оснащения. Закон о реформе налоговой системы установил втрое короче срок амортизации для очистного оснащения по сравнению с промышленным. Рядом с 10%-ной налоговой скидкой на инвестиции под очистное оборудование в США используются и другие налоговые льготы. В 1992 г. в почти 30 штатах очистные сооружения и оснащение не облагались налогом на собственность, в 24 штатах эта категория промышленного оснащения освобождена от налогов с продажи; в 16 штатах не взимаются налоги за аренду очистного оснащения.

Международное экологическое сотрудничество в области охраны окружающей среды началось в 50 — 60-х годах, когда были достигнуты и подписаны первые соглашения об охране вод Мирового океана от загрязнений нефтепродуктами, об охране природы и естественных ресурсов. На протяжении последних 40 лет под эгидой ООН (организация объединенных наций) возникли десятки органов, центров и программ по охране окружающей среды: 1970 г. — международная программа МАБ «Человек и биосфера», охватывающая до 15 научных проектов исследований для 30 стран; ЮНЕП (Программа международного сотрудничества по проблемам природной среды), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МКООСР (Международная комиссия по охране окружающей среды и развитию), ЕФОС (Глобальный фонд окружающей среды с 1990 г.); ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН); АМО (Всемирная метеорологическая организация) и др. За последние 20 лет проведено несколько очень важных международных конференций, посвященных проблеме охраны окружающей среды (в Стокгольме, Тбилиси, Москве), принят ряд конвенций по охране вод Мирового океана, запрету разработки, производства и накопления бактериологического оружия, запрету наземных ядерных испытаний и загрязнению Балтийского и Чукотского морей и др.

Одним из важнейших вопросов является решение деморегулирования и внедрения эффективных биотехнологий.

Очень важным международным соглашением явилась Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву (Хартия морей), в обсуждении которой приняло участие 156 стран, 20 межправительственных и свыше 60 неправительственных международных организаций. По этой конвенции государства, которые подписали соглашение, должны оберегать морскую среду и защищать ее от загрязнения. Это касается всех источников загрязнения независимо от того, где они расположены — на суше или на море. С целью предотвращения загрязнения морской среды из источников, которые расположены на суше, государства обязались развивать свое национальное хозяйство с учетом международных стандартов и правил. Аналогичные требования распространяются и на морские суда, которые плавают под флагами этих стран.

Для защиты экономических интересов прибрежных государств конвенцией 1982 г. предусмотрены установления в Мировом океане 200-мильных экономических зон. Этим государствам предоставлено право на разведку, эксплуатацию и сохранение естественных ресурсов, которые принадлежат к живой и неживой природе, в частности тех, которые находятся на дне, в недрах и водах океана, а также право на управление этими ресурсами. Положения конвенции регулируют эксплуатацию отдельных видов живых ресурсов в экономической зоне.

В Хартии морей определены также требования относительно охраны морской среды во время освоения ресурсов морского дна вне зон национальной юрисдикции.

Известной во всем мире является международная организация «Римский клуб», основанная в 1968 г. в Риме по инициативе итальянского экономиста Аурелио Печчеи. Главной ее целью является изучение глобальных проблем цивилизации и поиск способов преодоления наиболее тяжелых проблем человечества: бедности, безработицы, глобального экологического кризиса. Ежегодно члены «Римского клуба» готовят доклады, которые, как правило, привлекают к себе внимание всего мира.

Большое значение для человечества имела деятельность Конференции по разоружению (организованная 1961 г., поначалу в неё входило 18 стран, а сейчас — 5 ядерных и 35 неядерных государств). Она оказывала содействие в разработке и заключении ряда важных соглашений в сфере ограничения гонки вооружений и разоружения, о нераспространении ядерного оружия, ликвидации бактериологического оружия.

С 1978 г. действует Конвенция относительно запрета военного отрицательного влияния на окружающую среду (до настоящего времени конвенцию подписали 67 стран).

Украина всегда активно участвовала в работе международных организаций, связанных с охраной окружающей среды. Сейчас она является участницей более 20 международных конвенций, в части охраны окружающей среды, а также свыше 10 двусторонних соглашений.

Первоочередной задачей в Украине является приведение национального законодательства в соответствие с действующими нормами международного права и обеспечения того, чтобы новые законодательные акты молодого независимого государства согласовывались с международными требованиями.

В будущем Украина будет расширять свою международную активность в направлении сотрудничества с такими организациями, как ЮНЕП, МАГАТЭ, Комиссия постоянного развития, Глобальный экологический фонд и др., будет сотрудничать в выполнении международных программ охраны Черного моря, Дуная, Карпат, по проблемам утилизации отходов, водного и воздушного перенесения загрязнений и др.

События последних десятилетий свидетельствуют, что в положительном решении экологических проблем как локального, так и регионального и глобального масштабов важную роль начали играть общественные организации, движения и отдельные лица, которые обратились к активной деятельности в сфере охраны окружающей среды. В значительной мере этому оказывали содействие гласность, появление в печати объективной информации о причинах развития глобального экологического кризиса, об источниках загрязнения и последствий этого.

Встревоженное состоянием Естественной среды своих регионов население во всем мире начало искать пути выхода из ситуации, которая сложилась.

Не надеясь на успешную работу управленческого и государственного аппаратов, наиболее активные и экологически просвещенные энтузиасты природоохранного дела начали организовывать «земные» организации и движения. Так, в 1970 г. возникла независимая международная организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Ее целью стало движение по предотвращению деградации и разрушению экосистем как региональных, так и глобальных с девизом — «Действуя локально, мысли глобально!».

За 25 лет существования эта организация сделала много полезного для человечества: она долго и весьма успешно борется за охрану морских животных (китов, тюленей, черепах) и вод Мирового океана, за прекращение ядерных испытаний, сохранение окружающей среды Антарктиды, запрет торговли вредными отходами и др.

В начале 90-х годов в Италии была создана общественная экологическая организация «Легамбъенте» («Окружающая среда»), которая, в частности, значительное внимание уделяет оздоровлению украинских и белорусских детей, пострадавших от ядерной аварии в Чернобыле, организовывает международные форумы и разные природоохранные акции.

Больших успехов достигло народное движение в Кении — «Зеленый пояс», начатый 1977 г. кенийкой Вангори Маойхай с целью сохранения лесов Кении — этого ценнейшего богатства края. С того времени кенийские участники движения высадили около 10 млн. деревьев, обеспечив сохранение экосистем, продуктов питания, рабочих мест, подняв моральный дух нации.

К этому движению было привлечено свыше 1 млн. школьников из 3000 окружающих сел, а также их родителей; у всех этих людей значительно возрос уровень экологической образованности. Теперь создано уже несколько «Зеленых поясов», участки для разведения саженцев, восстановлены эффективные методы традиционного агролесничества, что существенно улучшило экологические условия региона и благосостояние населения.

Использованная литература

  • 1. В. Г. Федцов Экология и экономика природопользования: учебно-методическое пособие 2006 г.
  • 2. А. В. Анисимов Прикладная экология и экономика природопользования 2005 г.
  • 3. Э. В. Гирусов, С. Н. Бобылев, А. Л. Новоселов, Н. В. Чепурных Экология и экономика природопользования. Учебник 2010 г.
  • 4. О. С. Шимова, Н. К. Соколовский Основы экологии и экономика природопользования. Учебное пособие 2010 г.
  • 5. Н. Н. Лукьянчиков, И. М. Потравный Экономика и организация природопользования 2007 г.
  • 6. Александр Хаустов Природопользование, охрана окружающей среды и экономика 2007 г.
  • 7. Эдуард Гирусов Экология и экономика природопользования 2007 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой