Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Русская культура в 19 века и её вклад в мировую культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй проблемой было отображение жизни народа. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»). В романах и повестях Достоевского — «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» — отображены горести и надежды городской бедноты. Простые люди — главные герои произведений первого по значению классика русской новеллы А. П. Чехова… Читать ещё >

Русская культура в 19 века и её вклад в мировую культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XIX в. стал поистине золотым веком культуры в России. Различные факторы содействовали ее расцвету: эк. подъем (особенно после отмены крепостного права в 1861 г.), рост национального самосознания и освободительной борьбы, формировании буржуазии и буржуазной интеллигенции, связи с культурой Запада. Были в России и факторы, тормозившие развитие культуры: крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.

Просвещение и наука. Царизм был враждебен просвещению. Однако сила эк. развития постоянно расширяла потребности в квалифицированных кадрах для пром-ти, транспорта, здравоохранения, гос. службы. Поэтому самодержавие вынуждено было открывать новые учебные заведения, разрешать издание журналов и открытие научных обществ.

Если к началу Х1Х в. Россия имела только одно высшее учебное заведение (Московский университет — с 1755 г.), а в начале 1860-х гг. — 14, то в 1896 г. их стало 63. Книг стало издаваться больше. К 1890 г. Россия вышла на 3 место в мире (после Франции и Германии) по кол-ву названий издаваемой лит-ры. Общий уровень грамотности населения за вторую половину века вырос более чем в 3 раза. Но просвещение было уделом господствующих классов (школьный устав 1828 г., циркуляр 1887 г. «о кухаркиных детях», охранительный университетский устав 1884 г.).

Самодержавие стремилось также превратить университеты в присутственные места, а ученых — в чиновников. Преследовались многие ученые и были уволены такие, как ботаник К. А. Тимирязев, социолог Ковалевский. Математик Ковалевская и биолог Мечников работали за границей. Равнодушно царские власти относились к Мичурину и Циолковскому. Царизм не спешил использовать даже сделанное в 1895 г. А. С. Поповым открытие эпохи — радио. В таких условиях естественные науки все-таки развивались.

В 1826 г. Н. И. Лобачевский создал неевклидову геометрию. В 1842 г. академик Н. Н. Зинин заложил основы развития промышленности синтетических красителей, др. академик В.Я. основал в 1839 г. знаменитую Пулковскую обсерваторию.

Во второй половине столетия ученые-натуралисты достигли еще больших успехов. Отец русской физиологии И. М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологич. науке. Русский химик Д. И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон хим. элементов. Он выдвинул идею подземной газификации угля и принцип непрерывной дробной перегонки нефти, прогнозировал освоение Великого Северного морского пути, участвовал в первых опытах воздухоплавания в России. Он состоял членом 9-ти академий разных стран, включая США.

Выдающийся вклад в мировую культуру внесли многие др. русские ученые: биологи Мечников и Ковалевский, математики Остроградский и Чебышев, физики Лебедев и Умов, химики Бутлеров и Марковников, географы Пржевальский и Миклухо-Маклай, медики Пирогов и Боткин, электротехники Якоби и Лодыгин, основоположник геохимии Вернадский.

В 1876 г. Яблочков создал дуговую электрич. лампу («свеча Яблочкова»), которая освещала улицы крупнейших столиц мира и получила всеобщую известность под названием «русский свет». В 1881 г. морской офицер Можайский сконструировал первый в мире самолет (правда, не выдержал испытаний), а в 1888 г. механик-самоучка Блинов изобрел гусеничный трактор. В 1893 г. Циолковский разработал проект корабля-ракетоплана, положив начало теории реактивного движения.

Литература

Ведущей областью духовной жизни в России 19 в. была литература. Во второй половине столетия российская литература развивалась буквально под шквалом правительственных репрессий. После реформ 60−70-х гг. появились такие произведения, как «Обломов» Гончарова, где разоблачается косность, паразитизм дворянства как господствующего класса дореформенной России, «Идиот» (1868) и «Братья Карамазовы» (1879−80) Достоевского, запечатлевшие процесс разложения того же класса в пореформенную эпоху. Против карательного террора были направлены тогда и страстные стихи Надсона, Фофанова, сатира А. Толстого. Высшим проявлением обличительного начала русской литературы во второй половине 19 в. была сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Итак, первая из главных проблем рус. лит-ры 2-ой половины 19 в. — это обличение существующего строя.

Второй проблемой было отображение жизни народа. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»). В романах и повестях Достоевского — «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» — отображены горести и надежды городской бедноты. Простые люди — главные герои произведений первого по значению классика русской новеллы А. П. Чехова. Он сделал одной из главных тем своего творчества разобщенность интеллигенции и народа. Л. Толстой, написав свой труд «Война и мир», создал собирательный образ народа, всех его слоев и сословий. Успенский писал о крестьянах, Мамин-Сибиряк — о рабочих, Короленко — о разных слоях.

Все классики рус. лит-ры второй половины 19 в. (кроме А. Толстого) представляли реалистическое направление. А. Толстой, Тютчев, Фет продолжали традицию романтизма. Некрасов и Щедрин принадлежали к революционному лагерю, Тургенев и Гончаров были либералами, Достоевский дружил и с петрашевцами и с Победоносцевым, Л. Толстой был бунтарь.

Если рус. балет к концу 19 в. завоевал себе славу лучшего в мире, то опера была заражена преклонением перед итальянскими певцами. В России только складывался фундамент: Петров, Шаляпин, Нежданова.

С 20−30-х гг. художники под воздействием общего наступления реализма начали отступать от правил академического классицизма (Брюллов, Венецианов, Айвазовский, Иванов). Образовалось Товарищество передвижных художественных выставок — последователи-передвижники Федотова. Товарищество было основано в 1870 г. с целью создавать полезную для народа реалистическую живопись и приобщать к ней народ путем организации передвижных худ. выставок в разных центрах страны. Туда входили: Перов, Саврасов, Шишкин, Левитан, Верещагин, Серов, Васнецов и др. Суриков (исторический жанр) изображал народную массу, как единое целое, как героя истории, сочетание неповторимых индивидуальностей. Одной из центральных в творчестве Репина была революционная тема.

Итак, рус. живопись 19 в. несла в народ те же, что и литература, идеи гражданского и национального достоинства, свободомыслия, гуманизма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой