Маркетинговый подход к управлению на примере организации ОАО «Псковский Хлебокомбинат»
В-четвертых, в хлебобулочной отрасли все еще остается достаточно много «свободных мощностей». Таблица 1 — Динамика потребления хлебобулочных изделий, в расчете на одного человека, кг. Таблица 2 — Динамика производства хлебобулочных изделий, тыс. тонн. Рис. 3. Рыночные доли региональных товаропроизводителей, 2009 год. Федеральный округ. Псковская область. Псковская область. Федеральнй округ… Читать ещё >
Маркетинговый подход к управлению на примере организации ОАО «Псковский Хлебокомбинат» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ регионального рынка хлебобулочных изделий
Анализ общих и частных тенденций и особенностей развития отечественного рынка хлебобулочных изделий позволяет констатировать следующее [13]:
- -Во-первых, суточное потребление хлеба в России снизилось с 800 г. в расчете на человека в 40-е гг. до 280−300 г. в настоящее время (повышение покупательской способности, расширение продовольственного ассортимента изменили продовольственные предпочтения населения, в связи с этим хлеб потерял свое лидирующее место в системе потребления). Данная тенденция пока сохраняется (табл.1).
- -Во-вторых, хлеб относится к категории продуктов высокой социальной значимости и движется на рынке в относительно жестко контролируемом ценовом коридоре.
- -В-третьих, конкуренция на отечественном рынке хлебобулочных изделий в целом и большинстве регионов, в частности, уже характеризуется относительно высоким уровнем.
- -В-четвертых, в хлебобулочной отрасли все еще остается достаточно много «свободных мощностей».
- -В-пятых, рентабельность хлебопекарного бизнеса, значительно снижается по сравнению с 1991;1995 годами, когда в стране был отмечен «пекарный бум». 13]
Таблица 1 — Динамика потребления хлебобулочных изделий, в расчете на одного человека, кг.
Регион. | 2000 г. | 2003 г. | 2005 г. | 2007 г. | 2009 г. | 2009 г. в % к. | |
2000 г. | 2007 г. | ||||||
Псковская область. | 84,2. | 89,6. | |||||
Северо-Западный. | |||||||
федеральный округ. | 96,2. | 89,6. | |||||
Российская. | |||||||
Федерация, всего. | 99.1. | 96,7. |
Анализ региональный специфики показывает, что общее производство хлеба и хлебобулочных изделий в Псковской области заметно сокращается, повторяя региональные и федеральные тенденции. В определенной степени это объясняется некоторым повышением благосостояния населения и переходом от так называемого «хлебно-картофельного меню» к более разнообразному и сбалансированному питанию. 12].
За 2000;2009 гг. производство, а значит и предложение, хлебобулочных изделий снизились в стране на 1793 тыс. тонн (20%), в Северо-Западном федеральном округе — на 201 тыс. тонн (21,4%), в Псковской области — почти на 33 тыс. тонн (42,1%), причем в городе снижение продолжалось более интенсивно, чем в сельской местности, где уровень жизни оставался заметно ниже (табл.2). 12].
Таблица 2 — Динамика производства хлебобулочных изделий, тыс. тонн.
2009 г. | |||||||
Регион. | 2000 г. | 2003 г. | 2005 г. | 2007 г. | 2009 г. | 2000 г. | 2007 г. |
Псковская область. | 79,7. | 70,4. | 63,1. | 53,2. | 47,0. | 58,9. | 88,6. |
Северо-Западный. | 945,7. | 845,4. | 831,2. | 784,8. | 744,0. | 78,7. | 97,8. |
федеральнй округ. | |||||||
Российская. | 9005,0. | 8006,2. | 7966,1. | 7758,9. | 7212,7. | 80,0. | 92,9. |
Федерациявсего. |
Устойчивое сокращение потребления хлебобулочных изделий формирует в хлебопекарной отрасли и на рынке хлебобулочных изделий Пскова и Псковской области обостряющуюся конкурентную обстановку, поскольку продукция, поступающая извне, достигает уже 30% рыночных объемов. При этом около 50% поставляемой на рынок изделий выпускается на региональных хлебозаводах (их 11) и не многим более 20% - на местных малых предприятиях (их 26). Следует отметить, что в настоящее время рыночные доли производителей в основном сформировались, и динамика структуры характеризуется как не значительная (рис.3). 12].
Рис. 3. Рыночные доли региональных товаропроизводителей, 2009 год