Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка эффективности инвестиционных проектов, реализуемых на основе соглашений о разделе продукции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возможна ситуация, когда в число инвесторов входят фирмы, акции которых частично принадлежат государству (например, ОАО «Газпром»). Реализация СРП увеличивает прибыль этих фирм, а значит, и дивиденды акционеров. Поэтому в указанных ситуациях в доход бюджета необходимо включать прирост дивидендов по принадлежащим государству акциям этих фирм. Специальный налоговый режим, при котором инвестор… Читать ещё >

Оценка эффективности инвестиционных проектов, реализуемых на основе соглашений о разделе продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых на основе соглашений о разделе продукции (СРП), необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225 «О соглашениях о разделе продукции» (с измен, от 19 июля 2011 г.).

Соглашение о разделе продукции (СРП) является договором между государством и инвестором, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить произведение указанных работ за счет своих источников финансирования и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения, а также условия добычи минерального сырья, его транспортировки, хранения, переработки, обработки, использования, реализации или распоряжения иным образом.

Оценка эффективности проектов, реализуемых на основе СРП, проводится на основе положений заключенного СРП или предварительно проработанных вариантов таких соглашений.

Эффективность проекта оценивается с учетом схемы его финансирования (в разных вариантах она может быть разной).

Срок действия СРП совпадает со сроком реализации проекта и должен быть достаточным для экономически целесообразной добычи минерального сырья и охраны недр.

В качестве критерия эффективности инвестиционного проекта рекомендуется использовать NPV участников соглашения, максимизируя NPV каждого из них в рамках СРП.

Инвестиционную привлекательность СРП обеспечивают:

  • 1) специальный налоговый режим, при котором инвестор платит минимум налогов, когда осуществляет максимальные капитальные затраты, а государство получает максимальные доходы в виде платы за пользование недрами, налога на прибыль и своей доли от прибыльной продукции только после того, как инвестор окупит свои затраты по проекту;
  • 2) стабильность условий соглашения, закрепляемая «дедушкиной оговоркой» на весь срок реализации проекта (до 30—50 лет) и гарантии судебной защиты прав инвестора от административного произвола, в том числе и в третейских (международных) арбитражных судах.

Режим соглашения о разделе продукции является механизмом, гарантирующим и государству, и инвестору соблюдение их интересов.

Привлекательность реализации проектов на условиях СРП для инвестора обусловливается:

  • • возможностью получения доступа к природным ресурсам;
  • • снижением риска за счет возмещения затрат в натуральной форме;
  • • адаптацией размера платежей государству к изменяющимся условиям добычи (например, изменением доли инвестора в прибыльной продукции в зависимости от доходности осуществленных затрат);
  • • возможностью стратегического планирования работ на месторождении на весь период его разработки;
  • • стабильностью налогообложения на весь срок реализации СРП.

Для государства привлекательность СРП обусловлена, прежде всего, возможностью привлечения инвестиций на условиях проектного финансирования для разработки:

  • • малоэффективных месторождений;
  • • старых градообразующих месторождений полезных ископаемых;
  • • новых крупных месторождений на континентальном шельфе РФ либо в удаленных и слабоосвоенных районах;
  • • месторождений, освоение которых позволяет поддержать необходимый для социального развития и экономической безопасности государства уровень добычи полезных ископаемых в целом по стране.

Порядок оценки эффективности ИП включает следующие этапы:

  • 1) определение объема произведенной продукции;
  • 2) определение цены реализации произведенной продукции;
  • 3) определение стоимости компенсационной и прибыльной продукции в соответствии с условиями СРП;
  • 4) определение состава затрат, исключаемых при налогообложении прибыли;
  • 5) расчет налога на прибыль;
  • 6) распределение общего объема бонусов, роялти, ренталс и налога на прибыль на уплачиваемые в натуральной и денежной форме;
  • 7) распределение общего объема произведенной продукции на продукцию, передаваемую государству в натуральной форме и реализуемую на рынке;
  • 8) расчет денежных потоков;
  • 9) определение текущего значения NPV и текущей внутренней нормы доходности IRR для общественной, коммерческой, региональной и бюджетной эффективности.

Обычно оценка эффективности СРП проводится в прогнозных ценах. Динамика цен на затрачиваемые в проекте ресурсы может быть увязана с темпами общей инфляции.

При оценке эффективности акционерного капитала в составе денежных потоков учитывают:

  • • выручку от реализации продукции на рынке (без НДС);
  • • капитальные вложения, включая затраты на ликвидацию сооружений и т. п. в конце периода реализации проекта (если это предусмотрено СРП);
  • • изменение оборотного капитала инвестора;
  • • текущие затраты без НДС, включая невозмещаемые затраты, отчисления в ликвидационный фонд (если он образуется); затраты, связанные с передачей государству части продукции в натуральной форме, платежи за пользование заемными средствами, а также бонусы, роялти и налог на прибыль. Из текущих затрат выделяют возмещаемую часть.

При оценке бюджетной эффективности в составе денежных потоков учитывают:

  • • цену прибыльной продукции, передаваемой государству;
  • • бонусы, ренталс и роялти;
  • • расчеты с бюджетом по НДС;
  • • подлежащие уплате налоги и платежи за пользование землей и другими природными ресурсами.

Возможна ситуация, когда в число инвесторов входят фирмы, акции которых частично принадлежат государству (например, ОАО «Газпром»). Реализация СРП увеличивает прибыль этих фирм, а значит, и дивиденды акционеров. Поэтому в указанных ситуациях в доход бюджета необходимо включать прирост дивидендов по принадлежащим государству акциям этих фирм.

Доходы бюджета от СРП часто рассчитывают в прогнозных ценах, выраженных в иностранной валюте. Между тем их следует пересчитывать в рубли, прогнозируя валютные курсы, с тем чтобы учесть внутреннюю инфляцию иностранной валюты.

При оценке региональной экономической эффективности в составе денежных потоков учитывают:

  • • цену всей произведенной продукции;
  • • капитальные вложения инвестора, включая НДС;
  • • изменение оборотного капитала;
  • • текущие (операционные) затраты инвестора с НДС, за исключением бонусов, ренталс, роялти.

При оценке эффективности проектов с СРП не следует:

  • • сопоставлять варианты проекта с СРП и без СРП, если последний вариант по каким-либо причинам для инвестора неприемлем;
  • • считать, что увеличение предельной доли компенсируемых затрат всегда снижает доходы государства;
  • • варианты разработки разных месторождений оценивать изолированно;
  • • рассматривать, в какой пропорции разделяется производимая продукция между государством и инвестором.

В отличие от оценки рассмотренных видов эффективности проектов, в проектах, осуществляемых на основе СРП, обязательно предусматривается несколько вариантов взаимоотношений с государством в зависимости от ставок отдельных платежей и динамики изменения государственной доли прибыльной продукции. Кроме того, в государственные органы обязательно представляется для сопоставления альтернативный вариант реализации проекта, который сравнивается с предлагаемым по срокам реализации, степени риска, показателям бюджетной и коммерческой эффективности, финансовой реализуемости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой