Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследования социальных отклонений в социологической школе антропологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество. Поэтому они испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами, люди приходят в состояние дезорганизованности, растерянности. «Старые нормы» уже не представляются подходящими и поэтому не работают, а зарождающиеся нормы еще слишком туманны, нечетко сформулированы и потому не освоены… Читать ещё >

Исследования социальных отклонений в социологической школе антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если в предыдущем параграфе основное внимание обращено на специфику исследования нормы и патологии в психике человека, то в дальнейшем изложении рассмотрим особенности научного анализа социальных отклонений, связанных с нарушением не медицинских и психиатрических, а социальных норм. Действительно, психологические, а особенно медико-биологические концепции мало помогают, когда речь идет о преступлениях, предполагающих сознательный выбор. Поэтому наибольших результатов на этом направлении исследования добились антропологи социологической школы.

Так, Г. Тард в своих книгах «Законы подражания» и «Философия наказания» (обе вышли в 1890 г.) объяснял преступное поведение подражанием и обучением[1]. Тард утверждал, что преступники, как и «порядочные» люди, имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Он обращал внимание на рост больших городов, становящихся центром преступного «заражения» и «подражания», что объясняет рост рецидивной преступности.

Э. Сатерленд в 1939 г. ввел в научный оборот понятие «преступность белых воротничков», а в 1949 г. вышла его книга с таким же названием. В ней к типичным беловоротничковым деяниям относятся финансовые махинации корпораций, криминальные коммерческие сделки, лжебанкротства, взяточничество, предоставление «за вознаграждение выгодных контрактов», привилегий и т. п. Э. Сатерленд показал, что определенным поведенческим формам, как законопослушным, так и девиантным, обучаются, взаимодействуя с другими людьми в процессе общения. С его точки зрения, основная причина образования дифференцированных ассоциаций — конфликт культур, а главная причина систематического девиантного поведения — социальная дезорганизация.

Концепции Г. Тарда и Э. Сатерленда нередко рассматривают как «теории научения»[2].

Концепция аномии Э. Дюркгейма.

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии, у истоков которой стоял Э. Дюркгейм. Он подчеркивал, что основную роль в регулировании жизни людей играют социальные нормы и правила. Именно нормы управляют поведением человека, именно благодаря социальным правилам люди знают, что можно ожидать от других людей и чего другие ждут от них.

Мнение специалиста.

" Не существует общества, не сталкивающегося с проблемой преступности. Ее формы меняются; деяния, квалифицируемые в качестве преступных в одном месте, не являются таковыми везде; однако всегда и повсюду есть люди, которые ведут себя таким образом, что это навлекает на них уголовное наказание"[3].

Главный социологический вывод ученого: девиантность закономерна; девиации выполняют вполне определенные социальные функции, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением; девиации выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества.

По Э. Дюркгейму, в стабильном обществе стабилен и уровень девиантных проявлений (пьянства, наркотизма, преступности, самоубийства и т. п.). Но в быстро меняющихся обществах, в условиях социальной дезорганизации наблюдается социальная аномия (от лат. anomos — беззаконный, безнормный) — состояние социальной дезорганизации, разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками в развитии — периодами упадка и расцвета[4].

В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество. Поэтому они испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами, люди приходят в состояние дезорганизованности, растерянности. «Старые нормы» уже не представляются подходящими и поэтому не работают, а зарождающиеся нормы еще слишком туманны, нечетко сформулированы и потому не освоены («конфликт норм»), при этом отдельные социально значимые сферы жизнедеятельности остаются неурегулированными («нормативный вакуум»).

В подобном обществе резко возрастают проявления девиантности, превышая «нормальный» уровень. Э. Дюркгейм на примере самоубийств подробно теоретически и эмпирически обосновывает свою концепцию[5]. Основная идея Э. Дюркгейма о социальной дезорганизации как причине девиантного поведения за прошедшее столетие серьезному сомнению не подвергалась.

  • [1] См.: Тард Г. Законы подражания. М.: Акад. проект, 2011; Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. М.: ИНФРА-М, 2010.
  • [2] Подробнее см.: Кошарная Г. Б., Мордишева Л. //. Основные подходы к научению девиантного поведения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2010. № 1. С. 76.
  • [3] Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. (Современные буржуазные теории). М., 1966. С. 39.
  • [4] См.: Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 1994. С. 324—327.
  • [5] См.: Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой