Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические представления Удельной Руси (XII—XV века)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Алексеев А. И. Ересь стригольников: вольнодумцы или колдуны? (этимологическийаспект) // Исследования по русской истории: сб. статей к 65-летию профессора И. Я. Фро-янова. СПб.; Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2001. С. 184—195. В Новгороде, Пскове и Москве в зачаточной форме возникли оппозиционные существующему строю политические настроения. Естественно, в те времена они могли носить… Читать ещё >

Политические представления Удельной Руси (XII—XV века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во времена Удельной Руси политическая мысль была парализована, хотя большинство князей до середины XIV в. сотрудничали с завоевателями. В результате, если о князьях в период Киевской Руси говорили с уважением, восторженно, то в период Удельной Руси — молчание. Книги были рукописными, и заказать их с целью изложения собственных взглядов могли единицы — князья и митрополиты. Провоцировать Золотую Орду на недовольство оппозиционными идеями ни те ни другие не хотели. Что касается общества в целом, то, с одной стороны, оккупация привела к консолидации всех социальных групп, с другой — в условиях оккупации критически настроенных, но отношению к власти сочинений появиться не могло.

Произведения, которые появлялись в этот трагический период («Повесть о разорении Рязани Батыем» и «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Володимира Андреевича»), были наполнены патриотическим содержанием и к политике в ее научном понимании отношения не имели.

В самом развитом регионе — в Юго-Западной Руси в XIII—XIV вв. возникло сильное боярство и началось формирование бюргерства. Но этот процесс был оборван включением Юго-Западной Руси в состав Речи Посполитой. Собственные политические и правовые учения в этом регионе Руси возникнуть не успели.

В Новгороде, Пскове и Москве в зачаточной форме возникли оппозиционные существующему строю политические настроения. Естественно, в те времена они могли носить только форму ересей.

Первая ересь — стригольники — появилась, вероятно, в середине XIV в. в Новгороде. Некоторые считают, что стригольники носили особую стрижку, отличающую их от остальных (на темени выстригались волосы). Есть и другие версии. По своему социальному содержанию эта ересь была близка к бюргерским ересям Западной Европы. У исследователей нет единого мнения по поводу происхождения названия ереси.

По-видимому, эти ереси возникали, в основном, в среде образованного духовенства.

Стригольники были объединены в особые группы, во главе которых стояли наставники — «простецы». Основными идеологами стригольников считались новгородские дьяконы Никита и Карп.

Стригольники отрицали институт церкви и считали церковное сословие излишним. Духовенство называли продажным и невежественным. Они проповедовали, что священникам вообще не подобает приобретать имущество и богатство, и утверждали, что, если священнослужитель — дурной и порочный человек, совершаемые им обряды ничего не стоят. Стригольники не признавали причастия, в котором не находили ничего святого; отвергали культ икон; считали излишним посещать церкви, так как там обитала злая сила. Верующий, говорили они, может молиться, где пожелает[1].

Вероятно, в 1375 г. в Новгороде эта ересь была уничтожена. (В Никоновской летописи говорится, что в 1375 г. новгородцы бросили в Волхов трех «развратителей веры христианской».) В Пскове стригольники продолжали существовать до начала XV в. Но масштаб этих ересей не шел ни в какое сравнение с еретическими движениями Европы: на Руси он был на несколько порядков ниже.

  • [1] Алексеев А. И. Ересь стригольников: вольнодумцы или колдуны? (этимологическийаспект) // Исследования по русской истории: сб. статей к 65-летию профессора И. Я. Фро-янова. СПб.; Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2001. С. 184—195.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой