Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы воздействия надзорных органов на кредитные организации, допускающие нарушения пруденциальных норм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, предоставлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации… Читать ещё >

Формы воздействия надзорных органов на кредитные организации, допускающие нарушения пруденциальных норм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, при выявлении в деятельности кредитных организаций нарушений действующих законодательства, нормативных актов Банка России, Территориальные учреждения вправе применять к ним самые жесткие меры надзорного реагирования, вплоть до отзыва лицензии.

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Федеральный закон от 10.02.2002 г. №-86 -ФЗ, формирования системного подхода к применению мер воздействия и на этой основе повышения эффективности банковского надзора, Банк России устанавливает перечень мер воздействия и порядок их применения.

Согласно Инструкции ЦБР «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» Инструкция БР от 31.03.1997 г. (с изм. от 23.07.2004) под пруденциальными нормами понимаются установленные Банком России:

  • -предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;
  • -нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;
  • -требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, предоставлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности банков.

Меры воздействия к кредитным организациям применяются Банком России (территориальными учреждениями Банка России) в случаях и в порядке, определенном действующим банковским законодательством и действующей редакцией Инструкции БР «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение норм пруденциальной деятельности». Инструция Банка России от 31.03.1997 года № 59 (с изм. и доп.).

Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и Банком России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных действующим банковским законодательством и Инструкцией № 59, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям следующие меры воздействия:

  • — предупредительные;
  • — принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Инструкции № 59, других нормативных актов Банка России с учетом:

  • — характера допущенных кредитной организацией нарушений;
  • — причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;
  • — общего финансового состояния кредитной организации, которое определяется на основании данных отчетности (бухгалтерской, финансовой, статистической), материалов проверок и аудиторских заключений, выполнения требований, установленных другими нормативными актами Банка России;
  • — положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.

Целесообразность применения предупредительных мер воздействия к кредитной организации определяется надзорным органом самостоятельно и главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков.

В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться:

  • — при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;
  • — если по данным отчетности кредитной организации и другой информации имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации;
  • — при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности.

Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

Содержание предупредительных мер воздействия включает:

  • — доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • — изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • — предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • — установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Информация руководящим органам кредитной организации о наличии в ее деятельности недостатков и/или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена в следующих формах:

письменной;

в ходе деловой встречи (совещания).

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия надзорный орган основывается на результатах анализа, проведенного в соответствии с требованиями инструкции № 59.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

К основным принудительным мерам воздействия относятся:

  • -штрафы;
  • -требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;
  • -ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
  • -запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;
  • -запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
  • -требование о замене руководителей кредитной организации;
  • -введение Временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • -отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания.

Контроль за выполнением кредитной организацией требований предписания осуществляется надзорным органом, направившим его.

Когда руководство банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, ЦБ РФ может назначить Временную администрацию по управлению банком сроком до 18 месяцев.

Задачей Временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.

Деятельность Временной администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением Временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности Временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.

Как крайнюю меру Центральный банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

Введение

Временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских операций оформляются приказом, и информация об этих мерах воздействия не является конфиденциальной.

Как правило, решению об отзыве лицензии предшествует применение к кредитной организации предупредительных и/или принудительных мер воздействия. Порядок отзыва лицензии определен Положением «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации» Положение Банка России от 02.04.1996 г. № 264. с учетом последующих изменений и дополнений.

Помимо прочего надзорные органы имеют право потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению (изменению величины и/или структуры активов и/или пассивов), в том числе в рамках предоставляемого кредитной организацией плана мер по финансовому оздоровлению.

Требование об изменении величины или структуры активов и/или пассивов кредитной организации (то есть требование реструктурировать баланс) в форме предписания предъявляется к кредитной организации в случае возникновения текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности возникновения таких проблем в ближайшей перспективе.

Предписание может включать следующие требования:

В части активов:

  • -улучшение качества кредитного портфеля путем изменения кредитной политики кредитной организации и принятия мер по взысканию просроченной задолженности;
  • -приведение структуры активов по срочности в соответствие с обязательствами;
  • -сокращение затрат на капитальные вложения и приведения их в соответствие с имеющимися на эту цель источниками;
  • -продажа ценных бумаг, эмитированных третьими лицами, в том числе государственных ценных бумаг, в целях улучшения ликвидности и выполнения обязательств;
  • -продажа основных средств, реализация которых не будет препятствовать выполнению кредитными организациями банковских операций;
  • -продажа доли участия (паев) в уставных капиталах других юридических лиц;
  • -продажа активов, не приносящих доход;
  • -сокращение расходов;
  • -иные требования по реструктурированию активов;

В части пассивов:

  • -увеличение уставного капитала;
  • -увеличение резервного фонда;
  • -увеличение доходов;
  • -снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств;
  • -увеличение удельного веса собственных источников либо среднесрочных и долгосрочных обязательств;
  • -другие требования по реструктурированию пассивов.

Предписание о реструктурировании баланса должно содержать конкретные параметры изменения структуры и сроки, в течение которых эти параметры должны быть достигнуты кредитной организацией.

Принятию решения о предъявлении кредитной организации требования о реструктурировании баланса должен предшествовать анализ, результаты которого свидетельствуют о целесообразности проведения тех или иных форм реструктурирования баланса. В частности, не следует предъявлять требования реструктурирования активов, которое может негативно отразиться на взаимоотношениях кредитной организации с клиентами и/или на финансовом положении кредитной организации в силу неблагоприятной общей конъюнктуры рынка для продажи тех или иных видов активов либо в связи с вероятной негативной реакцией рынка на продажу активов данного вида.

В случае выявления в деятельности филиала банка нарушений федеральных законов, нормативных актов и предписаний Центрального банка Российской Федерации, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации в территориальное учреждение Центральном банке Российской Федерации по месту нахождения филиала органы надзора имеют право:

1. Направить головному офису банка и территориальному учреждению Центральном банке Российской Федерации по месту нахождения головного офиса:

информативное письмо о недостатках, имеющихся в деятельности филиала банка;

предписание с требованием устранения недостатков, допущенных филиалом банка;

требование о замене руководства филиала банка;

требование о закрытии филиала банка;

2. Направить территориальному учреждению Центрального банка Российской Федерации по месту нахождения головного офиса и в копии головному офису банка предложение о применении к банку соответствующих мер воздействия с изложением фактов нарушений филиалом банка действующего законодательства и требований Банка России с обоснованием применения предлагаемой меры воздействия. К письму территориального учреждения в обязательном порядке должно быть приложено документальное подтверждение изложенных фактов (копии форм отчетности, актов проверок, справок и т. д.).

Особенности организации надзора за банками, имеющими филиалы за нарушения, выявленные в деятельности их филиалов, изложен в инструкции Центрального банка Российской Федерации «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы». Инструкция Банка России от 11.09.1997 г. № 65.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой