Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы обучения и повышения квалификации консультанта по кадровому консалтингу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерно, что от психологов ожидаются рекомендации практически по всему спектру проблем, возникающих в области управления персоналом. Среди руководителей-практиков довольно широко распространено мнение о том, что именно психологи владеют заветным ключом не только ко всем секретным таинственной души работников организации, но и к большинству тайников управления персоналом. И если диагностике… Читать ещё >

Методы обучения и повышения квалификации консультанта по кадровому консалтингу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенность сегодняшней ситуации в России состоит в том, что консультирование организаций по проблемам персонала как профессиональная область деятельности лишь складывается: нет ни узаконенного «профессионального профиля» такого рода специалистов, ни специальных учебных заведений, где бы их готовили. Среди практикующих консультантов сегодня можно встретить представителей многих специальностей. Чаще всего этим видом деятельности заняты экономисты, юристы, социологи, программисты и психологи.

Характерно, что от психологов ожидаются рекомендации практически по всему спектру проблем, возникающих в области управления персоналом. Среди руководителей-практиков довольно широко распространено мнение о том, что именно психологи владеют заветным ключом не только ко всем секретным таинственной души работников организации, но и к большинству тайников управления персоналом. И если диагностике личности и групп на самом деле учат студентов факультета психологии, то тонкостям управления персоналом консультанты овладевают чаще всего на практике. Управление прсоналом: учебник/ Аксенова Е. А., Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л., Малиновски П. В., Малиновская Н.М./Юнити-Дана, 2012 — С. 318.

Обучение консультанта и клиента происходит взаимно, хотя иногда клиент не осознает того, что учит консультанта. Обучение часто используется как метод вмешательства в целях изменения и помощи освоиться с изменениями в организации. Поэтому консультант в процессе консультирования организует обучающие семинары для управленческого персонала. Такая практика требует навыков преподавания и разработанных технологий обучения.

Научная работа и консультирование связаны между собой. Дело в том, что работая с проблемами управления, консультант должен быть знаком с результатами научных исследований и уметь пользоваться ими. Например, прежде чем рекомендовать какой-либо метод, ему необходимо узнать, изучал ли кто-нибудь его применение в аналогичных условиях, каковы негативные и позитивные последствия применяемого метода и т. д. Отсюда консультант должен поддерживать контакт с ведущими исследователями в области управления, что, естественно, способствует и практике, и научным разработкам. Очень многие проблемы можно решить только с помощью научных разработок, получив новые знания.

Информация в консультировании имеет огромное значение и может влиять на поведение людей, которые заинтересованы, и способны на ее основании делать выводы и принимать управленческие решения. Иногда единственная задача, которую ставит клиент перед консультантом — это обеспечить информацией клиента по интересующей его проблеме. Таким образом, сбалансированность этих методов вмешательства позволяет получить наилучший для клиента эффект. Отметим, что в настоящее время актуализируются следующие консалтинговые услуги в сфере управления персоналом: оценка работающего персонала (кадровый аудит); проведение семинаров и тренингов; коучинг-руководителей и топ-менеджеров; бенчмаркинг (законная бизнес-разведка) и др. Консультанты активно используют технологии проектного управления: анкетирование, интервьюирование, проведение комплексных социологических исследований, мониторинг, аудит, тренинги и коуч-сессии, а также элементы фокус-группы. Быстрый результат приносят групповая дискуссия, диагностика командных отношений, элементы социально-психологического, рефлексивного и организационного тренингов и группы личностного роста. Кравцова Н. Кадровый консалтинг / Н. Кравцова. — Иркутск: БГУЭП, 2004. — С. 35.

Набирают популярность технологии решения сложных задач, моделирования желаемого будущего и многие другие. В процессе решения проблем применяются технология группового решения проблемы, процедуры которой предписывают определенные действия, направленные, в конечном счете, на решение проблемы; диагностика ситуации; постановка проблем; определение целей; выработка решений; разработка проекта; разработка программ реализации.

Основная технология, используемая консалтинговыми компаниями при подборе персонала — executive recruiting (высококачественный рекрутинг) и executive search (прямой поиск специалистов высшей квалификации).

Консультанты оказывают клиенту содействие в тестировании и оценке кандидатов. Это делается при помощи интервью, психологических тестов или тестов на определение способностей, через оценочные центры и путем тщательной проверки всех рекомендаций. При этом также занимаются разработкой и распространением компьютерных психометрических тестов для подбора, аттестации и оценки персонала.

Эффективность деятельности специалистов кадрового консалтинга, во многом обусловливают принципы, реализация которых для них является обязательной:

  • — принцип профессиональной компетентности (постоянное наращивание консультантами уровня профессиональной компетентности);
  • — принцип приоритетности интересов клиента (интересы настоящего клиента выше интересов бывших клиентов и собственных);
  • — принцип независимости и объективности (независимость мышления и независимость поведения позволяют консультанту выражать беспристрастное мнение без конфликта интереса или негативного влияния других);
  • — принцип научности (использование последних достижений науки).

Пути обучения кадровому консультированию:

  • 1. Базовое психологическое, педагогическое, социологическое образование + профессиональная переподготовка в области кадрового менеджмента.
  • 2. Базовое экономическое, управленческое, юридическое образование + профессиональная переподготовка в области практической психологии.

Каждые 2−3 года необходимо повышать квалификацию в области правового регулирования, методов управления и психологических техник и технологий работы с персоналом.

Современный кадровый консультант владеет основами кадрового менеджмента (в частности, методами управления персоналом и его развития, технологиями внутрифирменного обучения, тренингом и активными формами подготовки кадров), а также основами командного менеджмента.

Основные задачи кадрового консультанта:

  • 1. Индивидуальная, групповая диагностика организации.
  • 2. Формирование групповых норм и организационной культуры.
  • 3. Разработка программ развития персонала (учебные планы и программы, включая планирование карьеры).
  • 4. Разработка программ стимулирования персонала.
  • 5. Участие в разрешении трудовых споров и конфликтов.

Для выполнения своих сложных обязанностей кадровый консультант должен хорошо владеть психодиагностическим инструментарием, многими значимыми для успешности его деятельности методами — организационной диагностики, групповой дискуссии (мозговой штурм, социально-психологический тренинг), анализа потребности в обучении (составление планов развития персонала, проектирование жизненного пути и профессиональной карьеры сотрудников), интервьюирование, взаимооценки руководителей и подчиненных.

Содержание профессиональной компетентности кадрового консультанта:

  • 1. Методическая компетентность включает владение специальным профессиональным инструментарием: технологиями, методами и техниками исследования личности, групповой динамики, межгруппового взаимодействия.
  • 2. Социальная компетентность предполагает социальную зрелость личности, наличие у специалиста навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, способность конструктивно управлять межличностными и межгрупповыми конфликтами, способность воздействия на партнеров по общению.
  • 3. Организационная компетентность включает умение «встроиться» в жизнь организации, спланировать и организовать взаимодействие с партнерами, обеспечить эффективную работу группы, передать группе инструменты, средства самоорганизации.

Все это невозможно без хороших навыков командной работы и таких особенностей, как ориентироваться в взаимоотношениях людей, контактность, коммуникабельность, умение слушать. Из сугубо личных качеств такому специалисту потребуется высокая порядочность, настойчивость, рассудительность и уверенность в себе, целеустремленность и продуктивность в работе.

О необходимости профильного образования консультантов нет однозначного ответа. Большинство сегодняшних российских HR-консультантов в свое время не успели получить профильное образование и накапливали знания во время работы, а потом уже получали дополнительное образование и постоянно занимались самообразованием.

На данный момент в России нет вузов, которые были бы признаны лучшими в сфере подготовки HR-специалистов. Поэтому при выборе вуза стоит в целом ориентироваться на качество образования, которое он дает.

Многие консультанты получают сертификаты, относящиеся к сфере финансов или учета и аудита (ACCA или CPA), поскольку их работа завязана на финансы и бухгалтерию (расчет заработных плат, пенсионные программы, налоги, работа иностранных граждан и так далее).

Если говорить про сертификаты в области HR, то в первую очередь это Certification Human Resources Institute (CHRI, американский вариант) и The Chartered Institute of Personnel and Development (CIPD, английский вариант).

Ассоциация HR-менеджеров США разработала модель профессиональных стандартов в области управления персоналом. Ассоциацией был основан собственный Сертификационный институт управления человеческими ресурсами (CHRI), который, в свою очередь, создал тестовый центр, где и были разработаны стандарты деятельности специалистов в области HR:

  • · PHR (Professional in Human Resources) и SPHR (Senior Professional in Human Resources) различаются лишь глубиной необходимых специалисту знаний;
  • · GPHR (The Global Professional in Human Resources) сертификат, предназначенный для профессионалов, которые разрабатывают и внедряют мировые HR-стратегии, руководят деятельностью HR-департаментов в других странах, контролируют международные проекты и имеют по меньшей мере двухлетний опыт работы в соответствующей области.

Сдать тесты на получение сертификатов можно on-line, находясь в любой точке мира. В России в компании CBSD можно пройти подготовительные курсы для сдачи экзаменов на сертификат.

В Великобритании основным институтом, объединяющим всех специалистов по управлению персоналом, является Chartered Institute for Personnel Development (CIPD), который (так же как и институт в Соединенных Штатах) разработал свой стандарт для специалистов в данной области. Получение этого сертификата занимает больше времени, чем в американской модели. Сертификат имеет три уровня:

  • · Support Level (элементарный уровень);
  • · Practice Level (практический уровень);
  • · Advanced Practice Level (уровень продвинутого практика).

В России в 2003 году был создан Национальный Институт Сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ), который имеет право сертифицировать по голландскому стандарту ICMCI (The International Council of Management Consulting Institutes) — объединяющего институты консультантов по управлению из 52 стран, и имеет право самостоятельно сертифицировать консультантов. Сертификация направлена на подтверждение профессиональности и этичности работы консультанта в соответствии с требованиями стандарта.

НИСКУ является единственной организацией в России, сертифицирующей консультантов по управлению по стандарту ICMCI.

Несмотря на то, что существуют сертификаты, которые могут подтвердить уровень подготовки и компетентности специалиста в области управления персоналом, требование к кандидатам о наличии данных сертификатов встречаются крайне редко и носят рекомендательный характер. Чаще можно встретить требование к наличию степени MBA. Вопрос «Стоит ли получать степень МВА для работы в HR-консалтинге?» для нас остается открытым, и еще больше вопросов вызывает выбор школы. Этой теме стоит посвятить отдельную статью.

В заключение отметим, что вы можете также рассматривать вариант получения сертификата профессионального консультанта (например, CMI) или управляющего проектами (PMI). Подобные сертификаты помогают в продвижении по карьерной лестнице и при переходе из одной консалтинговой компании в другую.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой