Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественное значение лоббизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-шестых, он позволяет расширять информационную и организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на определённые «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы государственной власти потоком информации по тому или иному вопросу, который выносится на парламентское слушание, информируют законодателей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне… Читать ещё >

Общественное значение лоббизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лоббизм имеет важное значение для различных сфер жизни общества.

При этом он вносит в жизнедеятельность любого общества как позитивные, так и негативные последствия. Остановимся на основных «плюсах» и «минусах» лоббизма. К «плюсам» лоббизма относится следующее. лоббизм плюрализм политический Во-первых, влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определённом смысле кон-курирует, соревнуется с ними, придаёт им большую динамику и гибкость. В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать то или иное лобби в своих интересах. Так, в Конгрессе США законодатели официально сотрудничают с лоббистскими кадрами определённых заинтересованных групп, что, бесспорно, только усиливает позиции законодательной власти.

Во-вторых, лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какомулибо законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бюрократии. Учитывая также, что государство в условиях становления рыночных отношений всё больше и больше оставляет многие из своих позиций в сфере защиты интересов различных социальных групп и слоёв, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества.

В-третьих, лоббизм создаёт возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма.

В-четвёртых, лоббизм воплощает свой принцип свободы социальных негосударственных структур-ассоциаций, общественных организаций, слоёв и т. п. С помощью лоббирования они сами пытаются решать свои проблемы, обладая определённым выбором путей и средств подобного решения.

В-пятых, это средство применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям. При таком подходе лоббизм выступает как способ активизации каких-либо процессов и явлений в сфере политики.

В-шестых, он позволяет расширять информационную и организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на определённые «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы государственной власти потоком информации по тому или иному вопросу, который выносится на парламентское слушание, информируют законодателей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне, и на других уровнях. Поэтому они больше походят на торговцев информацией. Через лоббирование придаётся интересам различных групп и слоёв острая Злободневность, актуальность, социальная значимость, убеждаются властные структуры в приоритетном, оперативном и более полном их удовлетворении. Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов.

В-седьмых, лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной властей. Разделение властей не противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер. Поэтому взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов — на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в рамки нормальной политической жизни.

В-восьмых, лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские группы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих «хозяев» (государственных, классовых, частных и т. п.), как это ни странно на первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достижению консенсуса при принятии управленческих решений, ведь в конце концов стержень лоббизма — взаимовыгодное сотрудничество.

Лоббизм имеет достаточно серьёзные минусы. Во-первых, он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам отечественным, т. е. реализовываться подаче как «непатриотическое» средство.

Во-вторых, лоббизм выступает иногда проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы. Здесь уже надо говорить о его видах (взяточничестве, коррупции и т. п.), которые подтачивают фундамент власти.

В-третьих, лоббизм может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма и т. п., усиливать крайние формы удовлетворения «специальных интересов».

В-четвёртых, лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп.

В-пятых, лоббистские мероприятия выступают в определённых условиях и в форме проявления социальной несправедливости. Как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса несравненно выше (главным образом в виду финансово-материальных возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, содействовать росту напряжённости.

В-шестых, лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих.

В-седьмых, это средство иногда существенно мешает стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлено, например, на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т. п.

В-восьмых, лоббизм может использоваться и в наиболее «прозаичных» целях — как инструмент обогащения отдельных слоёв, элит.

«Лоббизм как таковой — это существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу».

Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употреблено либо на благо всего общества (в конечном счёте, разумеется), либо в узкопартийных, узкогрупповых и других «узких» интересах. Всё зависит от социально-экономического, политического и культурного фона, от обстоятельств, которые могут наделить лоббизм, как плюсами, так и минусами.

Для того, чтобы он приносил пользу в большей степени всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т. д. Только при наличии данного набора факторов увеличиваются шансы на использование лоббизма в общественных интересах, он начинает «работать» в общесоциальных (общечеловеческих) режимах.

В условиях же экономического, политического и духовного кризиса, переходных периодов, непредсказуемости, когда каждый слой, класс, группа — стремятся «урвать», именно сейчас, лоббизм выходит из цивилизованных границ и приобретает больше минусов, чем плюсов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой