Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм управления, поддержки и регулирования инновационного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью поддержки на территории Нижегородской области научно — технической и инновационной деятельности при Министерстве промышленности и инноваций области создан и действует общественный орган — Совет по научно-технической и инновационной политике. Совет формулирует стратегическую линию научно-технического развития в области, организовывает разработки областных научно-технических и инновационных… Читать ещё >

Механизм управления, поддержки и регулирования инновационного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Управление инновационным развитием региона строится на государственно — общественных принципах.

Государственное управление на высшем уровне осуществляется Правительством Нижегородской области. Правительство Нижегородской области разрабатывает с учетом рекомендаций Совета по научно-технической и инновационной политике и принимает перспективные и годовые инновационные программы Нижегородской области; создает условия для формирования, финансирования и регулирования системы поддержки инновационной деятельности путем нормативного правового регулирования; определяет обоснованную сумму расходов для включения в расходы областного бюджета на очередной финансовый год; разрабатывает и реализует экспертный и экономический механизмы инновационной деятельности; обеспечивает поддержку участия объектов государственной поддержки инновационной деятельности в федеральных и областных программах; размещает заказ на создание наукоемкой продукции на территории Нижегородской области объектам государственной поддержки инновационной деятельности на конкурсной основе посредством заключения договоров (контрактов).

Правительство Нижегородской области координирует деятельность Министерства промышленности и инноваций, которое играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрение путем формирования и проведения региональной инновационной политики, осуществляет практическое взаимодействие руководителей хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти области в выбранном направлении. В функции Министерства входит также разработка предложений по реализации мероприятий, обеспечивающих предприятия и организации современным оборудованием, технологиями, созданием лизинговых фирм, производственно-технологических центров, а также способствует продвижению научно-технических и иных разработок и технологий [2].

Департамент по военно-промышленному комплексу и инновационных программ является структурным подразделением Министерства промышленности и инноваций. Подразделение формирует и реализует концепцию промышленной и военно-технической политики в оборонных отраслях промышленности региона, координирует работу оборонных предприятий в разработке частных и комплексных программ реструктуризации промышленности, уделяя основное внимание их социальной направленности и максимально эффективному использованию их промышленного и научно-технического потенциала для нужд современных гражданских производств, разрабатывает предложения по мерам региональной и государственной поддержки предприятий, проводящих перестройку военного производства, по привлечению в оборонный комплекс инвестиционного капитала, по организации высокоэффективной инновационной политики. По средством этого организует мониторинг технического и технологического потенциала предприятий и организаций ОК с целью выработки предложений и управленческих решений по их включению в целевые федеральные региональные программы, анализирует выполнение целевых инвестиционных программ. К задачам департамента относится координация и обеспечение работы по определению приоритетности и эффективности отобранных инновационных и инвестиционных программ, подготовка предложений и управленческих решений по источникам и схемам финансового обеспечения инновационных и инвестиционных проектов.

Отдел инновационной политики и программ в свою очередь подчиняется Департаменту оборонно-промышленного комплекса и инновационных программ и осуществляет подготовку предложений и участие в реализации мероприятий по защите интеллектуальной собственности; общую координацию работ по подготовке, информационному обеспечению и проведению тематических и специализированных выставок с участием предприятий и организаций Нижегородской области, которые обладают высокими технологиями. Основными задачами отдела являются: разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и введение ее в хозяйственный оборот; формирование инновационной политики через развитие инфраструктуры инновационной деятельности, системы информационного обеспечения и экспертизы, финансово-экономического обеспечения, сертификации, рекламно-выставочной деятельности, подготовки и переподготовки кадров.

Отдел также занимается подготовкой предложений по налоговым и иным льготам с целью создания благоприятных условий для ведения инновационной деятельности всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и схем и источников финансирования; участвует в работе по формированию стимулирующих условий для инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство; координирует работы по созданию совместных с иностранными партнерами организаций по разработке и выпуску отечественной и зарубежной наукоемкой продукции.

Все, вышеназванные структурные подразделения исполнительной власти, осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственной власти, а также организациями всех форм собственности по вопросам инновационного развития региона. Подобное взаимодействие отражено в работе с ректорами высших учебных заведений, президентами технопарков, руководителями инновационных центров. В пределах полномочий, оговоренных их уставами и делегированных местными органами государственного управления, органы государственного и общественного управления заключают договоры о взаимодействии в системе управления научно — инновационным развитием региона.

С целью поддержки на территории Нижегородской области научно — технической и инновационной деятельности при Министерстве промышленности и инноваций области создан и действует общественный орган — Совет по научно-технической и инновационной политике. Совет формулирует стратегическую линию научно-технического развития в области, организовывает разработки областных научно-технических и инновационных программ и проектов, направленных на решение важнейших проблем области. К компетенции Совета относится и формирование областного заказа на научно-технические разработки. Также организует и проводит, как самостоятельно, так и на паритетной основе с федеральными органами, в установленном порядке конкурсы и тендеры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий. Поддерживает и развивает изобретательскую и рационализаторскую работу на территории нашей области, а также творческие общественные объединения ученых, инженеров и прочих.

Совет формируется из работающих в Нижегородской области членов Российской академии наук, руководителей научных учреждений, высших учебных заведений, общественных научных организаций, промышленных предприятий, НИИ, КБ, представителей органов государственной власти, известных ученых и специалистов в области науки, техники, образования, производства [3].

Через инновационные структуры может осуществляться разработка проектов и программ, требующих разового привлечения специалистов различного профиля и различных отраслей знания, путем создания временных творческих коллективов. Научные и научно-технические организации, инновационные и другие структуры, независимо от форм собственности и подчиненности выражают желание участвовать в решении региональных проблем.

Первостепенную роль в решении поставленных задач и выявленных проблем имеет благоприятная правовая среда. В частности, речь идет о нормативных актах, регулирующих порядок и условия передачи и использования технологий двойного применения субъектам инновационного предпринимательства. Имеются в виду также методы финансирования мероприятий на возвратной основе, формирование на площадях научных организаций структур типа технопарков для осуществления полного инновационного цикла, предоставление производственных площадей временным трудовым коллективам, осваивающим проект. Необходим региональный закон об инновациях и инновационной деятельности, способствующий стимулированию научно-технической сферы, включая инвестиции в промышленность через нововведения, который позволяет оказывать первоочередную поддержку в виде налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, льготной арендной платы, материально-технического обеспечения инновационных и энергосберегающих проектов.

Актуальность разработки закона бесспорна и определяется требованиями «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», подписанный Президентом Российской Федерации 20 марта 2002 г.

В последние 3−4 года органами государственной власти Российской Федерации было издано более 400 нормативно-правовых актов направленных на развитие инновационной деятельности в регионах, о создании различных фондов или иных организационных структур для поддержки инновационной деятельности. Субъекты РФ разработали и приняли законы об инновационной деятельности. Среди них: «Об инновационной деятельности в Оренбургской области», закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности», «Об инновационной деятельности в Томской области», «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края», «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области», «Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Вологодской области» и др.

В Нижегородской области разработка и принятие закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» осуществлялась на протяжении последних 2-х лет. При подготовке закона Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области опиралось на следующие законодательные акты:

  • — «Основы политики Российской Федерации в области науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом РФ В. В. Путиным от 20.03.02 г.;
  • — Федеральный закон от 23 августа 1996 г № 127-ФЗ «О науке и государственной научно — технической политике»;
  • — Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998;2000годы»;
  • -Закон Нижегородской области «О промышленной политике» от 20.01.97 г. № 61-з.;
  • — Закон Нижегородской области от 22.06.2000 г. № 116-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области.

Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» направлен на стимулирование инновационной деятельности на территории области и получение эффекта ускорения инновационного развития за счет стимулирования деятельности предприятий и организаций, поддержки интеграционных и кооперационных связей среди всех участников инновационного процесса, имеющегося в регионе учреждений системы высшего образования, исследовательских и проектных институтов, технопарков, инновационных центров, инновационно активных предприятий и финансирующих субъектов.

Закон определяет нормативно-правовую основу региональной государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области, введены основные понятия инновационной деятельности, функции правительства и Совета по научно-технической и инновационной политике, источники и порядок финансирования инновационной деятельности из средств областного бюджета, фонды поддержки и развития инновационной деятельности, определена ответственность субъектов инновационной деятельности.

На заседании Законодательного Собрания Нижегородской области состоялось принятие данного закона в первом чтении. А перед этим проект закона прошел согласование в комитете по бюджету и налогам ЗС НО. Члены комитета единогласно приняли решение о представлении проекта закона для принятия в первом чтении на заседании Законодательного Собрания.

В рамках закона «Об инновационной деятельности в Нижегородской области» основными задачами государственной поддержки инновационной деятельности являются: переход к инновационному пути развития области; эффективное использование научного и научно-образовательного, научно-производственного комплексов для социально-экономического развития повышения жизненного уровня населения области; создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности.

Поддержка инновационной деятельности на территории Нижегородской области предполагает свое осуществление в соответствии с принципами сочетания общегосударственных, региональных, местных интересов и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность; равенство прав на государственную поддержку физических и юридических лиц, отвечающих требованиям настоящего закона; открытости, доступности информации, необходимой для осуществления инновационной деятельности.

Разработаны и формы государственной региональной поддержки в области, это:

  • а) предоставление инвестиционного налогового кредита, в том числе на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в заранее установленном размере и на заранее определенные сроки;
  • б) установление ставок платы за аренду государственного имущества в размере, не превышающем затрат на его содержание;
  • в) финансирование проектов научно-технической и инновационной деятельности;
  • в) предоставление финансовой помощи в виде субвенций, дотаций и льготных кредитов;
  • г) предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях технопаркам и инновационно-технологическим центрам.

К косвенной региональной поддержки относят: стимулирования развития инфраструктуры технопарков, инновационно-технологических центров, структур поддержки инновационной деятельности; совершенствование нормативно-правовой базы регулирования научно-технической и инновационной деятельности.

Одним из основных путей государственной поддержки инновационного пути развития региона являются федеральные и региональные целевые программы, концентрирующие средства федерального и местного бюджетов и внебюджетных источников на финансирование как научных исследований и опытно-конструкторских разработок, так и на освоении их промышленном производстве.

Практически во всех субъектах Российской Федерации приняты и выполняются более 300 региональных и межрегиональных научно — технических программ. Создан и действует механизм государственной поддержки регионального научно — технического развития, основанный на долевом участии федеральных министерств и ведомств в финансировании научно-технических программ и проектов регионов.

Именно разработка и реализация различных проектов и программы инновационной направленности составляют основу инновационного развития, являются своеобразной поддержкой инновационной активности региона. В Нижегородской области разработана программа «Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области «, вплоть до 2015 года, ее реализация предполагает 3 этапа (этап 1 — 2003;2005гг., этап 2 — 2005;2010гг., этап 3 — 2010;2015гг.).

Программа опирается на то, что в современных условиях уровень развития науки и технологий становится определяющим фактором в обеспечении конкурентоспособности, безопасности и устойчивого развития стран мира, условием их равноправной интеграции в мировую экономику. Все развитые страны мира все большее внимание уделяют развитию фундаментальной и прикладной науки и технологий.

Основными целями программы является создание условий для развития инновационной деятельности в Нижегородской области, а также формирование региональной инновационной системы как «элемента» национальной инновационной системы; реализация на практике принципа «баланса интересов» власти и бизнеса, а именно, обеспечить развитие их социального партнерства.

Базой для достижения этих целей является накопленный в России и Нижегородской области научно-технологический задел, развитая научно-техническая и производственная инфраструктура, научные кадры, сохранившая мировое признание система подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров, опыт концентрации ресурсов и усилий на решении сложных экономических, научно-технологических и оборонных задач. Опыт развитых стран мира показывает, что наиболее эффективной является экономика, основанная на научных знаниях и базирующаяся на высокоэффективных национальных инновационных системах.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач. В своей работе приведем некоторые из них: обеспечить координацию деятельности федеральных и региональных органов государственной власти при планировании и осуществлении инновационной деятельности; добиться, чтобы «бизнес» стал главным заказчиком «высоких технологий» и стимулирующим началом инновационных процессов на производстве; принять активные меры по формированию инновационных центров; создать условия для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности, коммерциализацию результатов научных исследований; сформировать систему учета инновационных проектов, результатов научно-технической деятельности, новой продукции и услуг, организовать систему обмена научно-технической информации субъектов инновационной деятельности; сформировать систему учета инновационных проектов, результатов научно-технической деятельности, новой продукции и услуг, организовать систему обмена научно-технической информации субъектов инновационной деятельности; разработать меры государственной поддержки по активизации деятельности НИИ, исследовательских лабораторий, опытно-конструкторских бюро, экспериментальных и опытных заводов, повышение эффективности технопарков, инкубаторов технологий, инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, созданных при участии вузов, центров лицензирования и сертификации, лизинга, маркетинга и т. д.

Программа «Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области «предполагает финансирование из средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов, а дополнительно средствами из внебюджетных источников, в том числе средствами коммерческих, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компаний и фондов, страховых организаций, инновационных (венчурных инновационных) фондов и иных институциональных инвесторов.

И все же что правовые основы регулирования и поддержки инновационных процессов в регионе не достаточно развиты, не развит также и механизм стимулирования субъектов инновационной деятельности. Поэтому, в построении инновационной системы и выработке инновационной политики, представляется интересным практический опыт стратегическим управлением научно-технологического развития в экономически развитых странах, в частности США.

Государство и общество США осуществляет политику в социально-экономической, общественно-политической и научно-технической областях через механизм экономико-правового регулирования, основой которого служат положения Конституции и федеральные законы, исполнительные приказы Белого дома и внутриведомственные положения, решения судов и арбитража, административные распоряжения.

Экономико-правовое регулирование научно-технологического развития является важнейшей функцией государственных органов США — Конгресса, Белого дома и федеральных ведомств. Деловые и общественно-политические круги официально отказываются от традиционных деклараций о роли частного сектора как главного стимулятора НТП в рыночной экономике. На федеральное правительство законодательно возлагается новая функция — широкомасштабное финансирование НИОКР не только для военных целей, но и для сугубо гражданских отраслей промышленности по основным направлениям НТП с условием создания новых образцов, доведением их до промышленного использования и коммерческого внедрения на внутреннем рынке [27,с.59]. Реализация научно-технических и военно-технических программ, создание новой техники и технологии, проведение исследований в области фундаментальных наук по заказам государства опираются на всесторонне разработанные правовые нормы, которые представлены четко разграниченной иерархией законов: от правовых норм на федеральном уровне до решений арбитражных органов и апелляционных судов. В начале 90-х годов предпринимательская деятельность государства по размещению заказов на государственном рынке товаров и услуг, осуществлению различных программ НИОКР регулировались более 4300 законами и поправками к ним, а непосредственно государственная научно-техническая деятельность — более 210 законами и поправками к ним, принятыми и модифицированными за последние 50 лет.

Таким образом, извлекая полезность из опыта научно-технологического развития США, нужно исходить из того, что чисто рыночный механизм, применяемый частным сектором, не способен обеспечить решение стоящих пред экономикой проблем. Необходимо вмешательство государственных органов и новые методы государственного регулирования в сфере науки и техники, широко используемые в развитых странах.

В настоящее время региональные власти должны сконцентрировать свои усилия на переводе региона на инновационный путь развития, придание ему статуса крупного научно-технического центра страны, создание условий для становления преимущественно наукоемких высокотехнологичных производств, организация рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Это продиктовано необходимостью стабилизации и подъема народного хозяйства на основе современных технологических процессов и с учетом запросов рынка.

В регионе формирование инновационной системы нового типа только начинается. Постепенно складываются современные инновационные структуры, способные разрабатывать коммерчески привлекательные инновационные проекты, к финансированию которых подключаются экономически успешные предприятия.

Для повышения инновационной активности региона, нами видится необходимость в разработке комплексных программы развития конкретных отраслей, которые бы включали бы мероприятия по формированию заданий по всему инновационному циклу: от фундаментальных исследований и подготовки кадров до производства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой