Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиционные дороги территории юго-восточного региона Азербайджанской Республики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Юго — восточный регион Азербайджанской Республики отличается от других регионов не только своими природногеографическими условиями, рельефной структуре, способу экономической жизни, но и по традиционным дорогам, по назначению и использованию этих дорог, по их особенностям и типам также. Они являются своеобразными, однако, традиционные дороги региона с историко-этнографической с точки зрения… Читать ещё >

Традиционные дороги территории юго-восточного региона Азербайджанской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Юго — восточный регион Азербайджанской Республики отличается от других регионов не только своими природногеографическими условиями, рельефной структуре, способу экономической жизни, но и по традиционным дорогам, по назначению и использованию этих дорог, по их особенностям и типам также. Они являются своеобразными, однако, традиционные дороги региона с историко-этнографической с точки зрения до сих пор еще полностью не изучены. Из-за распределения региона на зоны горные и предгорные, а также равнинные и низменные здесь это привело к разнообразию видов и особенностей дорог. Разделение сельских населенных пунктов, расположенных в горном районе друг от друга горными перевалами, отвесными скалами, а иногда глубокими ущельями оказало свое влияние на структуру здешних традиционных межсельских дорог. По этой причине традиционные коммуникативные дороги между горными селами, которые находятся близко друг к другу были тропы на горных склонах и по долинам. Между такими горными селами существовало мало тележных транспортных дорог или вообще их не было. В основном люди сами несли необходимый груз. Поэтому не случайно, что человек сам считается самым древним транспортом [1, 3]. Для таких дорог также использовали ослов, которые являлись основным средством транспорта, поэтому что трудно проходимые горные хребты затрудняли проложение благоустроенных дорог, которые были необходимы для работы средств «транспорта» [2, 278]. В этом направлении С. Магеррамова в своем произведении под названием «Материальная культура и экономика юго-восточного региона Малого Кавказа в ХЫХ — в начале ХХ вв.» предоставляя подробную информацию об этом регионе отметила что в ХЫІХ и в начале ХХ вв. в зависимости от рельефа региона дороги имели названия тропы, тропинки, караванные пути, всенародные пути, почтовые пути, пути кочевья и т. д. [3,87].

В данной статье мы постараемся с историко-этнографической точки зрения последовательно анализировать дороги, которые в своё время существовали в юго-восточной части Азербайджанской Республики. В первую очередь, надо отметить, что основа традиционных дорог начинается с междомных и межквартальных дорог. И эти дороги сами по себе делятся на временные (путь в целях радости и горя) и постоянные (всенародный путь). Здесь важная особенность принадлежит временным путям между домами и кварталами. Эти короткие пути соседями использовались для выхода на другой квартал и всенародный путь переходя через дворы друг друга. Например, жители квартала Ибрахим села Шилавар Ленкоранского района с целю быстро добраться до сельской мечети проходя через дворы квартала. Садых, квартала Мирзебек, которые находятся между их кварталом и кварталом мечети достигают назначенного адреса, раньше, чем когда они выходят на главный путь и приходят туда окольными путями [4, 51].

В селе Пенсар Астаринского района чтобы укоротить выход со двора Гаджи Ахундова на главный путь села и добраться туда быстрее следует отправиться по направлению главного пути переходя дворы Алиева Сафара и Тариела Алиева [5].

Чтобы выйти из села Каггалан в квартал Карамоба Ленкоранского района на сельскую мечеть и шоссе Ленкорань — Лерик жители переходя через дворы кварталов Хасаноба и Алихасаноба добирались до места назначения быстрее чем по главной дороге проходящей через Хасаноба, Муслиба, Исмаиллы [6, 34].

Такие короткие межквартальные дороги «радости и горя» используются во всех селах региона и они укорачивая расстояние вместе с тем постоянно служат появлению дружественных отношений между людьми. Даже в общении людей проживающих на разных территориях дороги имели большую роль [2, 278].

А всенародные дороги использовались с целью для выхода из одного квартала на другой квартал или для перехода на главный путь, который соединяет одного села с другим селом. И так если мы определим назначение дорог межсельских и межквартальных, тогда можем по нашим полевымэтнографическим наблюдениям разделить эти дороги на следующие виды.

Дороги между домами.

  • а) постоянные
  • б) временные (дороги чрезвычайные, радости и горя)

Межквартальные, всенародные дороги Лестные, огородные и садовые дороги Родниковые, кяризные, речные дороги Мечетские, кладбищенские дороги Что касается межсельских дорог, связанных со соседними селами, то эти дороги обязательно проходили перед основными общественными зданиями. Население называло такие дороги «тележной дорогой», «черной дорогой», «всенародной дорогой» [2, 182]. И это обстоятельство создавало необходимые условия для человека использовавшего главную дорогу и переходящего из одного села в другое село во время совершения молитвы. Начиная со времён раннего средневековья путешественники, дервиши (мусульманские странствующие отшельники), извозчики (погонщики) использовали сельские мечети одновременно как место молитвы и так место отдыха и ночёвки. Это содействовало передвижению путешественников еще в средние века. Именно межсельские главные дороги помогали людям проходя отдельные деревни добраться до больших населенных пунктов, торговых центров. В то же время человеку, которому приходилось проходить десятки километров и использовать именно межсельские главные дороги, а не укороченные пути обеспечивалось безопасность. Межсельские дороги на равнине и низменности региона в осенний и зимний сезон иногда были грязные и непроходимы. В связи с этим Х. Мамедов в своем произведении под названием «Материальная культура Мугана» отмечает, что «В дождливые времена так как солончаковая почва превращалась в труднопроходимую грязь она становилась неблагоприятной» [7, 145]. В юго-восточном регионе это случилось во время осени и зимы когда пропускали воды из водоемов и шел ливневый дождь. Во время наших полевых — этнографических исследований стало ясно, что использование межсельских дорог по району Лерик и выход на межрайонные главные дороги преодолевая это расстояние происходил в следующей форме. С целью приходить в Лерик и Ленкорань территорий сёл Кёмюркей и Дигах Лерикского района, которые находятся вблизи границы Ирана, население переходя дороги Кялахана, Калваза, Амбурдяра, Лелехирана, Дивагаджа, Ховери, Нысли (Дверь гор), Мондигах и проходя мимо территорий сёл Барзаву, Билабанд и Джангямиран входит в Лерикский район. Эти дороги проходят от Кёмюркея до Калваза через вершины, от Калваза до Нисли по наскалистым дорогам, от Нисли до Лерика по горным склонам [2]. Чтобы из села Разгов добраться до Лерика население проходя через территорий Рикабанд, Низоли, Рваруд, Чайруд использовали дороги Мондигаха, Барзаву и Джангямирана. Или можно было из села Пирасора Зувандского округа приходить и в село Бузейр, отсюда в Нисли, и проходя по дороге Оранд, Синабанд, Блабанд, Джангамиран в Лерик. А межсельские дороги из села Верхная Билна в Лерик проходили по лесной дороге через территории Муря и Хирана. В свое время жители Зувандской зоны могли переходить на территорию села Пиран проходя через село Тангиван Ленкоранского района и войти на Ленкоранскую часть шоссе Лерик-Ленкорань с приходом в город Ленкорань. Преодолевание этого расстояния происходило в следующей форме. Чарвадары — (извозчики, погонщики) (человек который возит межпунк-тывые важные грузы на транспорте) выходя из села Перзакуф проходили через речные села Мистан, Джонни, Тули, Гышлаг, Вазналякер, Лода и отсюда к вершине с преодолеванием села Вылыг, Качой, Хамарат, Сийов, Вери, Зарикумеджо добирались до села Пиран и оттуда выходили на село Тянгиван на Ленкоранской дороге. Эта дорога была короче чем Зуванд-Лерик-Ленкорань. Население Зуванда и Лерика приходило в Ленкорань по нынешнему шоссе, которое в прошлом был тележный и караванный путь. Этот путь проходил через такие села Лерикского района как Лерик, Гюнашли (Азербайджан), Бобогил (Сейдлар), Табризин, Хамармеша, Бибихони, Аран, Пиран и обогнав села Тянгиван, Шову, Моллакенд, Риво, Нарбагы (Анарбаг), Гурунба, Шаглакюча, Каргалан, Даргуба и пункт Сабир Ленкоранского района достигал города Ленкорань. Чтобы держать оттуда связь с центром Бакинской губернии жители использовали связную дорогу Ленкорань, Гызылагадж, Пришиб, Нового-ловка, Саляны. В вышеназванном произведении Х. Мамедова отмечается что, -" юго-восточ-ной ветвь главной связной дороги Бакинской губернии проходя через Салянь, Новоголовка, Пришиб и Гызылагадж достигал Ленкорани" [5, 144]. Становится ясно, что главная связная дорога районов Астара и Лерик также проходила через уездный центр Ленкорань. О гладкости этой дороги есть сведения в произведении С. Бороневского «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе». Здесь дорога Гейтепе-Гызылагадж упоминается в числе важных дорог Кавказа по своей сравнительной гладкости большому количеству перевезённых грузов.

Население сёл зоны Дырыг Лерикского района посредством сёл Алиабад и Ашагы (Нижная) Билна выходя на шоссе Лерик-Ленкорань до 10 км от города Лерик имело возможность двигаться в направлении и Лерика и Ленкорани. Жителями пограничных сёл Вамазгон, Нуджу Лярмалуд Лерикского района, (несмотря на то, что все экономические связи этих сёл в основном были с районом Масаллы) чтобы добираться до центра Лерикского района приходилось преодолевать сравнительно большее расстояние. Население этих сёл проходя лесные, речные, предгорные дороги посредством сёл Нуджу, Лярмаруд, Ордахан, Киравуд, Гюрдасар, Алиабад и Ашагы Билга достигало города Лерик [1]. традиционная дорога азербайджанский Население пограничных сёл с Исламской Республикой Иран, районами Ярдымлы, Масаллы, Лерик рассеянное по просторной территории Лерикского района (175 сёл в 12-ти направлении) использует традиционную дорогу своих отцов и дедов и по сей день. Несмотря на то, что большинство этих дорог проходит через глубокие долины, густые леса, вершины гор население продолжает жить в этих сёлах и заодно не покидает свои тысячелетние обычаи и традиции.

Вышесказанные мысли касаются горных сел районов Ярдымлы, Астара и Ленкорань также. В каждом селе кроме междомных, межквартальных и межсельских дорог существовали еще свой водяной (путь до родника или кяриза), путь, путь пастбища, путь лесной которых можно назвать дороги экономики. По верованию местного населения дороги можно разделить на удачные и неудачные. Например, путь Алтыагаджа от Губы до Дагестана считали «путь дьявола» из-за его слишком труднопроходимости[2, 179].

На основе материалов юго-восточного региона и других регионов Азербайджанской Республики кроме вышеуказанных пяти видов дорог еще можно выделить следующую классификацию дорог:

Межсельские дороги.

  • а) путь пешеходный
  • б) путь тележного транспорта

Путь межпунктный, караванный Путь почтовый Путь кочевья или всенародный Путь водяного транспорта Шоссе и железная дорога Широко использованные водяные дороги на территории низменности так же древни, как дороги кочевья и каравана. О древних водяных дорог Азербайджана писали греческий географ Страбон, римский автор Большой Плинии в первом веке нашей эры [1, 18]. М. Велили (Бахарлы) в своем произведении рассказывая о древности водяную дорог Азербайджана писал, что по водяной дороге «Из Астрахани (или ил Ирана и Туркмении) через море ехали в Баку, Шабран, Дербент, Ленкорань, Астара или через реку Кур ехали в Сальян или Джавад [8, 179]. Как мы отметили выше, так как рельефная структура региона горная, равнинная и низменная здешние дороги разнообразны. В этом направлении вместе с тропами внутренними и межсельскими необходимо подчеркивать более специфичность дорог водяного транспорта нежели древний караванный и всенародный путь. Водяные дорогу в основном были в низменности региона и одновременно водяные дороги использовались в прибережных сёлах. В низменных сёлах региона где занимались рисоводством использовали мощь воды, которая текла из канав и каналов чтобы приводить в движение мельниц и водяных дингов (динг-специальная мельница которая используется для очистки рисов). Такие источники воды играли большую роль в обеспечении населения региона дикими пиццами и рыбными продуктами.

Что касается дорог кочевья или всенародного их использовали в основном население занимающееся скотоводством в процессе перехода в яйлаг (летний лагерь) и гышлаг (зимний лагерь). Они были короткие безопасные и их можно называть сезонные дороги по своему назначению. М. Мамедов и С. Кяримов в произведении «Размышления районов Астара, Лерик, Ярдымлы использовали две дороги кочевья и территория на которой находятся эти районы в древних источниках назывались горы Алгарда [5, 5].

Наш информатор житель чела Шингадылан Лерикского района 80 летний Сохбат Тахмазов рассказал нам о летних лагерях и пастбищах населения зоны Лерик-Зуванд [9].

По сведениям конца ХЫХ века только земли зимних лагерей в уезде Ленкорань составил 3886 десятин. Процесс кочевья с яйлага в гышлаг в основном начинался в конце сентября и длился до начала ноября. Каждая община использовало свою землю [10, 168]. А кочевье с гышлага в яйлаг начиналось после праздника Новруз — с конца марта и продолжалось до начала мая. Скотоводы сёл Тули, Джонни района Лерик и Оснагакаран, Хамушам района Астара использовали вторую дорогу юго-восточного региона. Так как последние села находились в подлесье, иногда скотоводы этих сёл не использовали гышлаг и проводили зиму в близких селах.

  • 1. Джафарзаде И. Об экспедиции Зуванд НАНА.EA.inv .496 (на азерб. языке)
  • 2. Велили М. (Бахарлы). Азербайджан. Географические, этнографические и экономические соображения. Баку, 1993 (на азерб. языке)
  • 3. Мамедов Х. Материальная культура Мугана. Баку, 2001 (на азерб. языке)
  • 4. Велили М. (Бахарлы). Азербайджан. Географические, этнографические и экономические соображения. Баку, 1993 (на азерб. языке)
  • 5. Мамедов М., Каримов С. Наши раздумья об Азербайджане. Баку, 2002(на азерб. языке)
  • 6. Шафиев Ш. Лицом к лицу с историей. Баку, 1999(на азерб. языке)
  • 7. Магеррамова С. Материальная культура и экономика юго-восточного региона Малого Кавказа в XIXв начале ХХ века. Баку, 2007(на азерб. языке)
  • 8. Этнография Азербайджана. В трех томах, Баку, 2007(на азерб. языке)
  • 9. Бабаев И. Великий Шелковый путь и Азербайджан. Журнал «Шелковый путь», Баку, 1997№ 1−2 (на азерб. языке)
  • 10. Джавадов Г. Талышы, Баку, 2004 (на азерб. языке)
  • 11. ИНФОРМАТОРЫ
  • 12. Алигейдар Абдул оглы Алиев, родился в 1940 году. Село Билбонд Лерикского района
  • 13. Баламирза Кяльбиов, родился в 1907 году. Село Бузейр Лерикского района
  • 14. Гюльгасан Заки, год рождения 1948 год, в 60-е годыXX века был инженером в районах Астары, Лерика и Ярдыімлы в электрификации сел. Село Дигях, Лянкяранскийрайон
  • 15. Сохбат Тахмазов, родился в 1930 году, село Шингядилен Лерикского района.
  • 16. Девлят Курбанов, родился в 1916 году. Гюдасар Лерикского района
  • 17. Гаджи Джавад оглы Гасанов, родился в 1931 году, село Пенсар Бутасар) Астаринского района.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой