Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ эмпирических данных в аналогичных документах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение семи лет (с 2000 по 2006 г.) в исследовании «Телевидение глазами телезрителей» респондентам задавали один и тот же вопрос: «Для чего вы смотрите телевизор?». В ответах респондентов «информация» (желание узнать новости, быть в курсе текущих событий) и «развлечение» (отдохнуть, расслабиться, развлечься) всегда оказывались наиболее часто выбираемыми позициями, но ориентация на «информацию… Читать ещё >

Анализ эмпирических данных в аналогичных документах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60%, чувство страха — в 49%, разочарования в 45%. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер.

На тему «Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян» было проведено социологическое исследование. Зрительское восприятие и оценка телевидения, его роли в жизни общества и повседневной жизни людей — тема, которая находилась в фокусе исследовательского внимания на протяжении всех лет существования проекта «Телевидение глазами телезрителей» (2000;2011 гг.). Как люди оценивают место телевидения в своей жизни и его роль в жизни общества в целом? Как воспринимают и оценивают содержание телепрограмм? Чего ждут от телепросмотра? АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ», Г. МОСКВА; МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В массовом сознании россиян существует довольно много стереотипов и предубеждений, связанных с телевидением, которые не всегда подтверждаются эмпирически и которыми люди не руководствуются в своей реальной жизни. Так, в российском обществе распространено пренебрежительное и ироничное отношение к телевидению вообще и к «телевизионному» способу времяпрепровождения в частности. Однако эмпирические исследования и простое включенное наблюдение за жизнью родных, друзей и знакомых свидетельствуют о том, что телепросмотр (неважно — как основное занятие или как фон) заполняет большую часть домашнего времяпрепровождения основной массы россиян. 90% взрослых жителей городов России смотрят телевизор каждый или почти каждый день. А тех, кто практически его не смотрит (то есть смотрит два-три раза в месяц и реже), — всего 1,5%2. Средний россиянин проводит у телевизора около четырех часов в сутки — это факт, зафиксированный опросами населения и беспристрастными электронными приборами. Мониторинговое социологическое исследование Аналитического центра «Видео Интернешнл""Телевидение глазами телезрителей»: ежегодный опрос городского населения России в возрасте от 15 лет и старше (метод — формализованное интервью по месту жительства респондента; репрезентативная общероссийская выборка объемом 3000 чел.). Наряду с массовым опросом проводятся качественные исследования по отдельным актуальным темам. Рук. проекта — доктор социологических наук И. А. Полуэхтова.

Стоит отметить тот факт, что зрители недовольны телевизионными СМИ, очень часто мы слышим обвинения в пошлости, низком культурном уровне и качестве телепрограмм, отсутствии новизны, развития. уровень зрительской неудовлетворенности не так уж низок: около 20% опрошенных (т. е. практически каждый пятый) недовольны содержанием и выбором передач. Это достаточно много и заслуживает того, чтобы разобраться в причинах этой неудовлетворенности и понять, что не устраивает в содержании телеэфира.

Не удовлетворены телевидением наиболее образованные и компетентные категории (специалисты с высшим образованием, служащие, особенно в возрастной группе 40−54 года), а также зрители, обладающие высокими доходами и возможностями обеспечить себе полноту информационного и культурного разнообразия. 7].

В течение семи лет (с 2000 по 2006 г.) в исследовании «Телевидение глазами телезрителей» респондентам задавали один и тот же вопрос: «Для чего вы смотрите телевизор?». В ответах респондентов «информация» (желание узнать новости, быть в курсе текущих событий) и «развлечение» (отдохнуть, расслабиться, развлечься) всегда оказывались наиболее часто выбираемыми позициями, но ориентация на «информацию» по числу респондентов все же немного превосходила ориентацию на «развлечение». Это противоречило другим эмпирическим показателям, фиксирующим реальное поведение людей, — рейтингам. Именно развлекательные программы (а не информационные выпуски) собирают, по данным электронных измерений телеаудитории, самые массовые аудитории, причем гораздо более регулярно и часто, хотя бы в силу того, что в количественном отношении они гораздо больше представлены на телевизионном экране.

По данным опроса впервые был получен другой результат: «информация» и «развлечение» поменялись местами! Если в 2004 г. почти каждый второй горожанин (47%) утверждал, что смотрит телевизор прежде всего ради того, чтобы узнать новости, быть в курсе текущих событий, а каждый третий (35%) — чтобы развлечься и отдохнуть, то в 2005 г. цифры фактически поменялись местами: «развлечение» как мотив просмотра ТВ вышло на первое место (48%) по числу ответов, существенно опередив «информацию» (30%). Опрос 2006 г. и последующие подтвердили, что это не случайность, а тенденция. 7].

Очевидно, наметился слом стереотипа массового сознания: стало социально приемлемым думать о телевидении как об институте развлечения и «не стыдно» признаться, что телевизор — прежде всего способ снятия эмоционального напряжения, психологической разгрузки, отдыха.

Итак, для подавляющего большинства населения телевизор продолжает оставаться необходимым и обязательным элементом повседневной жизни, обеспечивающим доступ к информации, развлечениям, знаниям, эмоциям, общению. Просмотр телевизора глубоко укоренен в культуре повседневности, и хотя в определенных слоях общества традиционные практики телепросмотра претерпевают стремительные изменения, связанные с появлением альтернативы в виде Интернета, позиции телевидения, его социокультурный потенциал достаточно сильны. Это уживается в массовом сознании с представлениями о телевидении как «манипуляторе общественным мнением» и телепросмотре как недостойном, пустом времяпрепровождении.

Таким образом, данный ракурс говорит о том, что есть необходимость в проведении нашего исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой