Что удерживает ребенка в психотерапевтическом процессе?
Понятно, что успех любого психотерапевтического лечения в значительной мере определяется характером отношения пациента к самому факту лечения, а также к специалисту, который его организует. Поэтому в детском психоанализе была поставлена, а затем и специально разработана проблема терапевтического альянса.
По аналогии со взрослым анализом при работе с детьми также подразумевается, что лечебный, или рабочий, альянс — это результат детского сознательного, а также неосознаваемого желания сотрудничать и готовности принимать терапевтическую цель в борьбе с внутренними трудностями и сопротивлениями (Sandler J., Kennedy Н., Tyson R., 1990). Это определение подчеркивает значимость Эго в установлении и поддержании терапевтических отношений. Неотъемлемой частью лечебного альянса выступает также осознание пациентом своей болезни и желание измениться.
Однако помимо сознательной готовности сотрудничать с терапевтом в лечении содержатся иные многочисленные факторы, удерживающие маленького пациента в терапии в трудные для анализа времена, например когда налицо сильные враждебные чувства к терапевту, сильное сопротивление и пр. По мнению А. Фрейд, этими факторами могут выступать элементы Ид в рабочем альянсе. Они проявляются в ощущении, что во время анализа существенная часть инстинктивных потребностей получила своеобразное удовлетворение; какое-то «чутье», внутреннее чувство как бы подсказывает пациенту, что терапевт способен удовлетворить его неосознаваемые потребности. В идеале психотерапевт должен видеть и понимать вмешательство Ид в терапевтические отношения, и только тогда можно быть уверенным, что происходит движение к действительно прочному и стабильному рабочему альянсу.
Важно также отметить, что работа по укреплению лечебного альянса происходит постоянно в психотерапевтическом процессе. Если на какое-то время психотерапевт выпускает из внимания эту область терапевтических отношений, то риск разрушения его сотрудничества с пациентом значительно увеличивается.