Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сознание человека в структуре социальной активности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В одной и той же деятельности, — учебной, трудовой и так далее, — различные люди в различных обстоятельствах обнаруживают уникальный ее смысл. Сознание образуется на фоне или на основе деятельности как привнесение смыслов и целей в эту деятельность, — благодаря активности человека, выражающей его отношения, изменяющееся по ходу деятельности. Поэтому кажется, что продуктами и условиями… Читать ещё >

Сознание человека в структуре социальной активности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личностная эволюция человека осуществляется в течение всей его жизни. Поэтому качество личности не может быть абсолютным определением человека, но лишь относительным, — как цель и как процесс, выражающий непрерывное становление, самообразование и образование человека.

«Границы» существования организма и личности не совпадают по признаку времени: организм существует в координатах физического времени, а личность — в координатах социального и культурного возраста человека. Если иметь в виду признак времени, то личность складывается задолго до рождения человека, — как только начинает складываться человечество. Принадлежа человечеству, человек как общественный индивид не умирает после его физической смерти.

Влияние человека как личности во времени необратимо, и поэтому велика ответственность человека за то, как он образует и проявляет себя по отношению к природе и обществу. Известно, что обстоятельства в такой же мере творят человека, в которой человек творит обстоятельства. Действительно: обстоятельства при рождении нами не выбираются, поэтому они образуют человека, — в его детстве. Но чем старше становится человек, тем в большей степени он сам творит обстоятельства и образует себя как Человека. В принципе, человек всегда может изменить характер своей жизни, — так, чтобы в конце концов прожить именно свою собственную жизнь, реализовать свои уникальные способности и выстроить наиболее приемлемый в нравственном отношении жизненный и, частности, профессиональный путь.

Основой развития человека как личности является его собственная активность, не тождественная деятельности. Активность и деятельность относительно независимы друг от друга, подобно тому, как знак, символ относительно независим от того, что им обозначается. Деятельность, по определению, — имеет предметный характер, она предметна. Активность, в отличие от деятельности, имеет символический характер, она символична, но не беспредметна благодаря ее имманентной связи с деятельностью, идеальной стороной которой она является.

Активность проявляется в отношениях, в которые включается или которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность. Существенны как отношения, которые выражаются человеком в его деятельности, так и отношения к этой деятельности, к самому бытию.

Непосредственно в самой деятельности сознание не формируется. Известно, например, что, благодаря включению в нее автоматизмов, деятельность может осуществляться и механически, и бессознательно, и, наконец, бессмысленно. Она может быть уподоблена, используя сравнение Л. С. Выготского, «завязыванию узелков на память», — смысл этих «узелков» обнаруживается для человека только в содержании его активности, в его общественных отношениях, относительно независимых от самого процесса деятельности и материала связываемого ею субстрата.

В одной и той же деятельности, — учебной, трудовой и так далее, — различные люди в различных обстоятельствах обнаруживают уникальный ее смысл. Сознание образуется на фоне или на основе деятельности как привнесение смыслов и целей в эту деятельность, — благодаря активности человека, выражающей его отношения, изменяющееся по ходу деятельности. Поэтому кажется, что продуктами и условиями деятельности являются не только предметы или идеи, но и смыслы, цели и ценности, вообще, — отношения, хотя на самом деле последние в особенности представляют содержание социальной и личностной активности человека. Именно в процессах активности и формируется содержание его индивидуального сознания и самосознания, а также общественного сознания.

Сознание формируется в отношениях бытия, а самосознание — в отношениях к бытию. Активность, в содержании которой формируется и проявляется сознание, теснее связана с деятельностью, устремлена на ее результаты и цели, а также на сообщение им все более глубокого смысла. Эта форма активности, которая чаще всего обнаруживается в процессах трудовой и учебной деятельности, может быть определена как активность достижения (АД).

Соответственно, активностью отношения (АО) является та, в процессах которой формируется самосознание. Общим для АО и АД является понятие отношений. АО и АД могут быть взаимосвязаны так, что человек может в своем самосознании и принимать, и не принимать то, что им делается, — надо полагать, в связи с удовлетворением общественно необходимых потребностей.

В своем самосознании человек вообще может быть активным в совершенно иных отношениях, не связанных с актуальным содержанием деятельности и сознания. В данный момент и в данной ситуации самосознание может быть отвлечено настолько далеко от настоящего, что становится возможным констатировать «парадокс отсутствия» физически присутствующего и выполняющего некоторую деятельность человека.

На фоне бытия и сознания человека возникает его инобытие и адекватное этому инобытию самосознание, его духовное самоопределение, относительно независимое от деятельности и сознания, от движений его души. Душевное и духовное, сознание и самосознание относительно независимы друг от друга, и к тому же, и то, и другое относительно независимы от содержания деятельности.

Самосознание выражается в активности отношения, в ней оно и образуется, начиная от первичного самои мироощущения, которое продолжает многое означать даже для взрослого человека в форме «базового» или «базисного» доверия или недоверия к миру и к самому себе.

Необходимо отметить, что активность отношения представляет собой двойное отношение, т. е. отношение к отношениям, или совокупность сигналов о сигналах. При этом не следует понимать взаимосвязь деятельности, сознания и самосознания как представляющую три последовательных уровня образования разума человека. Эти понятия характеризуют человеческий разум одновременно и совместно, с того момента, как только проявляется индивидуальность и самостоятельность человека даже в их самых элементарных формах, — начиная с образования таких особенных, антропологически значимых функций, как передвижение, имитация, отображение и манипуляция.

Действия и потребности ребенка выступают как образующие деятельность и активность достижения и, одновременно, как образующие условия для отвлечения от последних активности отношения, проявляющейся в переживаниях, самочувствии и, наконец, в мотивах поведения этого ребенка. Точно так же для взрослого человека его самосознание в формах его разума и воли должно определять и, в конце концов, определяет всю его жизнь. Разумеется, человек устремлен к известной гармонии деятельности, сознания и самосознания. Эта гармония, в элементарной форме, существует прежде всего в раннем детстве человека. Поэтому, например, Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстой в этом смысле справедливо замечают, что идеал нравственного состояния счастья находится не впереди, а позади.

Это не означает, что человек должен возвратиться к своему природному, естественному состоянию, но предполагает высокую ответственность человека за все то, что составляет сферу его культуры, — чтобы достичь гармонии культуры и «натуры», культурных, социальных, личностных и природных компонентов мира человека.

В содержании мира человека и в структуре его личности координаты сознания — самосознания практически полностью определяют деятельность человека. В сфере этих координат происходит образование человека; только этими координатами определяется развитие личности, системное развитие человека, или его персонализация, — как продукт единства процессов ассимиляции и социализации.

Все другие координаты или свойства, определяющие существование человека, принципиально должны соотноситься с направлениями самосознания и сознания, или направлениями, векторами АО и АД, образующими систему координат, состоящую из четырех квадрантов. Каждый из квадрантов, составляющих систему координат, репрезентирует отдельную макрохарактеристику человека. В соответствии со взглядами Б. Г. Ананьева, системное, социальное и личностное, становление человека дифференцируется в четырех его макрохарактеристиках, где он выступает, во-первых, как индивид, во-вторых, как индивидуальность, в-третьих, как субъект и, наконец, в-четвертых, как объект (см. рис. 3.8).

Соответственно, системный процесс образования человека как личности или процесс его персонализации, дифференцируется в четырех основных процессах: индивидуации, индивидуализации, субъективации и объективации. Продуктами и условиями проявления последних выступают: темперамент, характер, мотивация и способности человека. Эти четыре основные, попарно связанные социальностью и личностью человека, интегративные образования постоянно сосуществуют и целостно представляют процесс его эволюции как общественного индивида, — так же как и единый процесс социализации и аккультурации конкретного человека.

Одно из этих образований, например, — социальный характер, может доминировать по отношению к трем другим. В этом случае замечают, что человек живет характером, поскольку он более всего дорожит особенностями его индивидуальности. Таким образом в самом общем виде определяется тот или иной культурно значимый способ существования человека. Этот доминирующий способ социального и личностного развития ярко обнаруживает неравномерность и гетерохронность единого процесса эволюции человека.

На инструментальном, прикладном уровне понимания процесса образования человека система координат «самосознание-сознание» (или АО-АД) может быть представлена в понятиях «интернальность» и «экстернальность».

Интернальностью репрезентируется самосознание, или отношения «извне» и «сверху». Эти характеристики: «извне» и «сверху», означают, что и чувства, и самосознание человека образуются в культуре, которая по отношению в нему никогда не перестает быть внешней, — поскольку человек в принципе не может раствориться в культуре (т. е. овладеть ею полностью, как она им овладевает), хотя постоянно ориентирован на свое самосохранение в ней.

Человек существует, если существует культура чувств, культура отношений, если существует воспитывающая и питающая его цивилизация. Интернальность обнаруживает свободно возлагаемую человеком на себя ответственность перед культурой и цивилизацией, перед самим собой.

Экстернальность адекватна обращенному «вовне» обыденному сознанию человека, образующемуся благодаря его активности в процессах ассимиляции и социализации. Средствами этих двух названных процессов выступает все то, что составляет содержание культуры и языка, а также исторически обусловленные способы, правила пользования этими средствами, как формы цивилизованного поведения.

Активность достижения и сознание, репрезентированные в экстравертности выступают в формах социально адаптированных потребностей и речи. Способы удовлетворения потребностей и правила построения речи выявляют орудийную, символическую природу сознания человека. Экстравертность человека выражает степень его включенности в процесс социализации и аккультурации, где особенное место занимают педагогические системы образования человека.

Эти системы могут быть как государственными, так и альтернативными, но, объективно, они всегда являются системами социализации и аккультурации человека, в которых он исторически своеобразно развивается как личность и общественный индивид. Содержание процессов образования, социализации и аккультурации являются социально и исторически изменяющимися, причем, например, в XIX веке они буквально сходились в одном — единственном их смысле: «формирование образа» человека.

Этот образ общественно-исторического человека отображается структурой свойств его социальности и личности. Логика эволюционного преобразования этой структуры выступает как относительно независимая от содержания от тех или иных систем образования, — в противном случае, следовало бы признать, что сущность человека не является исторически преемственной и человек возникает каждый раз заново с появлением каждой новой системы его образования (см. рис. 3.8).

Структура социальных и личностных свойств человека.

Рис. 3.8. Структура социальных и личностных свойств человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой