Современные подходы к пониманию культуры
Субъект и объект культуры (лат. — «лежащий внизу», «находящийся в основе»; и позднелат. — «предмет») — понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности. Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Субъектом культуры выступает какая-либо социальная общность или конкретный индивид… Читать ещё >
Современные подходы к пониманию культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные подходы, существующие на сегодняшний день, отражены в таблице 4.
Таблица 4. Подходы к пониманию культуры.
Аксиологический. (ценностный) подход. | Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Культура содержит: o ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, которые регулируют поступки и отношение людей друг к другу, к обществу, природу; | ||
o материальные вещи, которые производят люди (Э. Гидденс, Н. Смелзер). Культура — это:
| |||
Деятельностный подход. | Культура — способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития всей общественной жизни людей, это универсальное свойство общественной жизни. Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность — основная характеристика человеческой жизни, всей истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура обеспечивает реализацию человеческой деятельности, побуждает к действию по «правилу» и одновременно порождает творческую активность людей. | ||
Личностно; атрибутивный подход. | Культура — характеристика самого человека. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Физические и духовные качества человека, характеризующие его способ отношения к миру, это и есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре. Различные способы удовлетворения потребностей человека характеризуют различные типы культуры. | ||
Информационно-знаковый. | Культура — совокупность знаков и знаковых систем, символов | ||
Социологический. | Культура — подсистема общества, которая выполняет функцию управления общественными процессами на нормативно-вербальном уровне | ||
Согласно современной трактовке культура, с одной стороны, имеет коммуникационную природу (культура — это форма общения между людьми, и возможна она лишь в такой группе людей, в которой люди общаются); с другой стороны, культура наделена символической природой (социальное общение базируется на языке, знаках, символах: знаки — слова, рисунки, вещи — служат средством передачи смысла; таким образом, культура — это совокупность текстов, унаследованных символов). В сфере культуры выделяют следующие параметры:
- o компоненты культуры (средства и орудия труда; язык; религия; этика; нравственность; социальное устройство; нормы, законы; искусство; наука; философия; техника и предметы быта);
- o результаты культурной деятельности (произведения литературы, живописи и т. п.);
- o дух культуры (менталитет);
- o коммуникативный слой культуры (нормы общения, институты образования, воспитания и т. п.);
- o основа культуры (язык, психологический склад нации, принятая в обществе символика).
Субъект культуры. Социальные институты культуры
Субъект и объект культуры (лат. - «лежащий внизу», «находящийся в основе»; и позднелат. - «предмет») — понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности. Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Субъектом культуры выступает какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуросозидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной исторической эпохи. В культурологическом понимании объект культуры — элемент, фрагмент бытия культуры, являющийся сферой реализации активности и истинным результатом процесса предметно-практической деятельности субъекта культуры.
Субъект культуры (субъект деятельности, творец культуры) — это конкретный индивид (или социальная группа), созидающий культурные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, социальные стандарты и т. д., а также потребляющий и личностно усваивающий объекты культуры.
В общем плане можно развернуть такую цепочку субъектов деятельности: индивид (личность) — малая (контактная) группа — социальные институты общности (классы, этносы, субэтносы, профессиональные группы, поколения и т. д.) — учреждения, организации, объединения (партии, союзы, коммерческие группы и т. п.) — страны-государства, региональные сообщества, человечество (родовой субъект). Каждое из этих образований выступает как субъект культуры. Поэтому правомерно говорить о культуре личности, о национальной, молодежной культуре, о культуре Запада или Востока, о родовой (общечеловеческой) культуре.
Таким образом, субъектами культуры могут быть:
- o личность (культура личности);
- o социальная группа (молодежная культура и т. п.);
- o социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);
- o социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая культура, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.);
- o классы (пролетарская культура, буржуазная культура);
- o этносы (этническая и национальная культура, русская культура и т. п.);
- o региональные сообщества (Культура Запада и Востока);
- o человечество в целом (общечеловеческая культура). Функционирование культуры общества обеспечивается благодаря деятельности социальных институтов культуры, к которым относятся учреждения культуры и досуга (театры, музеи, консерватории и т. п.), учреждения образования и социального патронажа, творческие организации, культурная политика государства, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т. п. Под социальными институтами понимается система устойчивых общественных взаимодействий социальных структур, призванных удовлетворять потребности людей, являющиеся константой культуры. Сама культура в этом смысле представляется в виде сложной организованной совокупности взаимосвязанных статутов.