Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Об информационном обществе в государственных документах Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В РФ принято несколько документов, касающихся формирования ИО в России. Работает Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества — совещательный орган при Президенте РФ. Он создан для обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных… Читать ещё >

Об информационном обществе в государственных документах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Использовать на благо людей возможности, предоставляемые современными ИКТ, — основной пафос официальных стратегий и программ развития ИО, принимаемых правительствами разных стран, межгосударственными объединениями, органами управления в регионах. В Окинавской хартии глобального ИО, принятой главами стран «восьмерки» летом 2000 г., заявлено: «ИО, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей: обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международным миром и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий» [51].

В Декларации, принятой участниками Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам ИО в Женеве в 2003 г. [19], первый раздел называется «Наша общая концепция ИО». Он начинается словами: «Мы, представители народов мира, собравшиеся в Женеве 10−12 декабря 2003 г. для проведения первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам ИО, заявляем о нашем общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие ИО, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими с тем, чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию, повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава ООН и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека» [19].

На таком фоне вполне объяснимым выглядит стремление противопоставить ИО-у общество знаний (03). В докладе ЮНЕСКО утверждается: «Понятие ИО основывается на достижениях технологии. Понятие же 03 подразумевает более широкие социальные, этические и политические параметры». Примечательно, что первая глава доклада называется «От ИО к обществам знания», а становлению глобального ИО отводится роль средства создания «настоящих обществ знания». Вместе с тем, многие проблемы, которые рассматриваются в упомянутом докладе как характерные для 03, достаточно давно обсуждаются в контексте проблематики ИО. Сказанное в полной мере относится к проблеме «познавательного разрыва», которая осознается сегодня как одна из важнейших проблем становления общества знания. Понятие «познавательный разрыв» имеет непосредственное отношение к таким понятиям, как «цифровой разрыв», «информационное неравенство» и «цифровое неравенство» [94].

В литературе можно встретить разные трактовки соотношения понятия ИО с понятиями 03 и ПИО. Иногда говорят, что ПИО приходит на смену индустриальному, через какое-то время ПИО становится информационным (т. е. ИО — стадия в развитии ПИО), а за ИО следует 03.

В РФ принято несколько документов, касающихся формирования ИО в России [35,71,16,72]. Работает Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества — совещательный орган при Президенте РФ. Он создан для обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и др. организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием информационного общества в РФ [90].

Структура Совета при Президенте РФ по развитию НО.

Рис. 3. Структура Совета при Президенте РФ по развитию НО.

«Стратегия развития ИО в РФ» [71] провозглашает целью формирование и развития ИО «повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий».

«Стратегия…» предусматривает целый ряд контрольных значений показателей развития ИО в России, которые должны быть достигнуты до 2015 г. В этом ряду:

  • 1) уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий (100%);
  • 2) уровень использования линий широкополосного доступа

на 100 человек населения (15 линий к 2010 г. и 35 — к 2015 г.);

  • 3) число домашних хозяйств, где имеются персональные компьютеры (не менее 70% от общего числа домашних хозяйств);
  • 4) доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек (не менее 50%);
  • 5) доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий (более 50%);
  • 6) увеличение инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике (> 2,5 раза по сравнению с 2007 г.). Такие показатели характеризуют прежде всего состояние современной информационной и телекоммуникационной (информационно-вычислительной) инфраструктуры (ИВИ) и уровень доступности населению носителей информации и технологий работы с данными, документами, изображениями, т. е. с носителями информации.

Один из важных показателей, предусмотренных «Стратегией…», — это место России в международных рейтингах развития ИО (в числе 12-ти ведущих стран мира) к 2015 г. Следует подчеркнуть, что подобные рейтинги основаны, главным образом, на данных, характеризующих распространение технологий. Так индекс Международного телекоммуникационного союза учитывает 11 показателей. В их ряду те, что характеризуют доступ к ИКТ (включая мобильную связь и стационарные телефоны), распространенность широкополосной связи, число пользователей Интернета и их грамотность, число домашних хозяйств, где имеются компьютеры. Индекс развития ИКТ некорректно называют индексом развития ИО, так как под ИО в таком контексте понимаются соответствующие компоненты техносферы и сегменты рынка.

О Государственной программе «Информационное общество России» речь пойдет в п/п 3.1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой