Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модели оптимизации схемы районной планировки субъекта РФ — области (края)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Площадки, наиболее пригодные для строительства ФВ Площадки, пригодные для строительства размещения в Иркутско-Черемховском промышленном районе крупных промышленных комплексов, характеризующихся большим объемом выбросов в атмосферу и водоемы, высокой энергоемкостью и большими размерами территорий, необходимых для организации санитарно-защитных зон. Эффективным оказалось размещение в этом районе… Читать ещё >

Модели оптимизации схемы районной планировки субъекта РФ — области (края) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основная цель моделирования на этой стадии — выявление целесообразной общей стратегии развития планировочной системы на планируемой территории. Отличительные черты моделирования: большой охват территории; относительно мелкий масштаб используемой для анализа топогеодезической подосновы; условный характер или приближенность значительной части вводимых в исходную информацию расчетных показателей; высокая степень агрегирования исходных данных для формирования укрупненных показателей, отображающих скорее порядок величин, принципиальные различия, оценки и тенденции, чем конкретные характеристики объектов.

Такой генерализованный подход осуществлен при постановке задачи по оптимизации схемы районной планировки Иркутской области, в которой впервые в практике работ на этой стадии сделана попытка применения экономико-математических методов и ЭВМ (М.К. Бандман, В. В. Воробьева, А. И. Гафт, Е. Н. Перцик, Е. С. Шацило, 1971).

Планировочная (содержательная) постановка задачи формулировалась следующим образом: на основе комплексной оценки отобранных строительных площадок применительно к параметрам и требованиям типичных промышленных комплексов определить наиболее рациональную схему их размещения на территории области. Под строительными площадками понимались достаточно обширные по размерам территории, на которых возможно размещение одного или нескольких промышленных комплексов и связанных с ними населенных мест.

Формирование исходной информации включало два этапа:

  • 1) выявление в результате комплексного пофакторного анализа территории, выполненного традиционными методами, 150 групп строительных площадок, из которых отобрано для расчетов на ЭВМ 44 группы конкурентоспособных площадок, расположенных в 15 ареалах (рис. 10);
  • 2) формирование на основе изучения и обобщения материалов научно-исследовательских и технологических проектных институтов 13 агрегированных промышленных комплексов, размещение которых в Иркутской области потенциально возможно по комплексу экономических и природных предпосылок, а также определение их основных параметров и планировочных требований (рис. 11).

В упрощенной форме схему задачи можно представить в виде матрицы, в которой строки — сравниваемые ареалы (группы площадок), столбцы — варьируемые промышленные комплексы (см. табл. 2.3).

Результаты решения задачи позволили сделать выводы, оптимизирующие проектные решения. Так, подтвердилась нецелесообразность.

Таблица 2.3

Матрица анализа вариантов в схеме районной планировки области.

Районы.

Узлы.

Ареалы.

Площадки.

Агрегированные промышленные комплексы.

I 2.

3 Т 4.

5 16-.

А.

XII.

а.

X.

X | X.

XX I ;

Б.

XIV.

б.

X j X.

XX |.

— J ;

X — рассмотренные варианты.

XX — варианты, выбранные в результате решения задачи. —вариант не рассматривался.

  • —L
  • ?S*

CO

Районная планировка Иркутской области. Агрегированные промышленные узлы (I—XXVII).

Рис. 11. Районная планировка Иркутской области. Агрегированные промышленные узлы (I—XXVII).

ПРОМЫШЛЕННЫЕ РАЙОНЫ:

Модели оптимизации схемы районной планировки субъекта РФ — области (края).

Граница Иркутской области.

—-Границы промышленных районов.

А Иркутско-Черемховский.

* Зиминско-Тулунский.

* Тайшетско-Чунский г Брате ко-Илимский д Приленский.

1 Витимский ] Промышленные углы I—XXVII.

Площадки, наиболее пригодные для строительства ФВ Площадки, пригодные для строительства размещения в Иркутско-Черемховском промышленном районе крупных промышленных комплексов, характеризующихся большим объемом выбросов в атмосферу и водоемы, высокой энергоемкостью и большими размерами территорий, необходимых для организации санитарно-защитных зон. Эффективным оказалось размещение в этом районе комплексов машиностроения, в особенности ориентирующихся на значительные трудовые ресурсы. Подтвердилась эффективность размещения крупных промышленных комплексов в новых районах освоения в треугольнике Тайшет — Тангуй — Зима. Менее эффективно размещение некоторых ранее намечавшихся комплексов в Братско-Илимском районе, что связано с относительно менее удачным транспортно-географическим положением этого района, ограниченными ресурсами базисной электроэнергии, удорожанием строительства в северных районах. Не вошли в оптимальный план ареалы в Верхне-Ленском районе, характеризующиеся сложными условиями освоения и не располагающие источниками получения электроэнергии (возможность сооружения гидроэлектростанций на Верхней Лене ввиду их малоблагоприятных технико-экономических показателей в рассматриваемый период не учитывалась).

Модели районной планировки внутриобластного района. В соответствии с большей степенью конкретизации цель моделирования заключается в выборе оптимального варианта размещения населенных мест, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций применительно к более четко заданным масштабам (уровням) развития района и на основе более конкретизированной исходной информации.

Математическое моделирование на этой стадии районной планировки впервые осуществлено при разработке проекта планировки Причулымского промышленного района (М.К. Бандман, Э. И. Вайнберг, В. И. Езерский, Е. Н. Перцик, 1969).

В ряде предшествующих работ определилась основная идея планировочной структуры района как созвездия взаимосвязанных промышленных комплексов и городов (рис. 12), выявлены основные функциональные зоны, рассмотрены возможные варианты планировочной структуры промышленных узлов. Цель экономико-математического моделирования заключалась в строгом и полном исследовании всех возможных альтернатив, в выявлении оптимального состава и последовательности освоения промышленных узлов при разных масштабах развития района.

На основе проектных проработок были планировочно решены 12 промышленных узлов, для каждого из которых задано некоторое сл о.

Модели оптимизации схемы районной планировки субъекта РФ — области (края).

В результате решения задачи с применением ЭВМ в оптимальный план вошли промышленные узлы по максимальному варианту — !—XII; по среднему — I—VIII; по минимальному — I, III, V, VI число вариантов развития, различающихся наборами предприятий, связанных с ними мест расселения и инженерных коммуникаций. Каждый вариант удовлетворял всем необходимым планировочным и другим требованиям. В качестве неизвестных в модели рассматривались интенсивности вариантов развития промышленных узлов, а также участков транспортной сети и транспортно-производственных связей между узлами.

В содержательной постановке задача может быть сформулирована следующим образом: при заданном объеме производства определенных видов продуктов и установленных ограничениях на поставку некоторых продуктов и на ресурсы найти оптимальный вариант интенсивности развития промышленных узлов и внутрирайонных (межузловых) связей.

В результате решения задачи применительно к трем заданным уровням мощностей по производству электроэнергии, угля и др. в районе определились оптимальное число, размеры и состав промышленных узлов и соответствующие показатели численности населения и капитальных вложений. В процессе решения задачи выявились возможности более глубокого анализа показателей и факторов, влияющих на формирование схемы планировки района.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой