Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Церковная реформация, «дух капитализма» и наука

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, дух капитализма коренным образом отличается от алчности, которая была и, видимо, будет присуща людям во все времена. Беззастенчивое добывание денег — такое добывание, которое не знает никаких моральных ограничений, — не имеет ничего общего с духом капитализма. Отнюдь не такие люди, которые питают непреодолимую «к злату проклятую страсть» и готовы ради прибыли служить самому… Читать ещё >

Церковная реформация, «дух капитализма» и наука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идея использования научно-технических достижений для удовлетворения потребностей человека нашла свое логическое завершение в духе предпринимательства, или, по выражению выдающегося социолога и философа начала XX в. Макса Вебера, — «в духе капитализма».

Фундаментальная работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), считающаяся классической на Западе, стала широко доступной нашей общественности относительно недавно. Вебер в своем труде утверждает и доказывает: обществу, чтобы стать капиталистическим, нужно иметь особый тип сознания, людей с особым складом мысли и поведения, с особым типом ценностей. Этот особый тип сознания, связанный с соответствующим складом мысли и поведения, с характерными духовными ценностями, Вебер именует «духом капитализма». Именно носители духа капитализма стали основателями нового, капиталистического общественного строя, зарождавшегося в Европе и США в XVII—XVIII вв. Этот строй существенным образом отличался от всех известных человечеству ранее.

В самом деле, собственность, рыночные отношения, обмен, купля и продажа, кредит — это и многое из того, с чем нередко ассоциируется исключительно капитализм, в действительности гораздо более давние спутники человечества. Они существовали в Вавилоне, Древней Греции, Индии. Уже в далекой древности люди в большинстве случаев вели хозяйство так, чтобы прибыль превышала затраты, а сделка приносила доход. Торговая сделка, серии торговых сделок, наконец, крупные торговые предприятия — все это существовало уже на заре человечества, в древних цивилизациях. Предприниматели, спекулянты, финансовые авантюристы — тоже не менее древнее и распространенное явление. Там же, где существовало мощное государство, например в Древнем Риме, появились заимодавец, банкир, кредитор. Поэтому отождествлять названные явления, то есть всякий свободный рынок, с рациональным рыночным хозяйством современного типа (с «капитализмом») можно только на основе устаревших представлений. В рационально организованном хозяйстве, то есть в условиях современного капитализма, все феномены древних товарно-денежных отношений сохранились, но не они составляют его сердцевину, его ядро.

По мнению М. Вебера, становление капитализма происходило под влиянием новой этической системы, возникшей как следствие Реформации. Всякая этическая система предлагает индивиду обоснование смысла жизни. Это обоснование выступает в качестве этической нормы, регулирующей весь уклад жизни, отклонение от которой рассматривается не только как оплошность, но как нарушение долга. Центром новой системы, ее ядром стала идея, знаменующая своеобразный переворот по отношению к предшествующей «докапиталистической» этике: «…теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью жизни» (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 75). Все гедонистические[1] моменты отметаются. Нажива становится самоцелью.

Употребив слово «нажива», обратим внимание на то, что в результате идеологических «мутаций» оно в современном восприятии стало иметь негативную окраску. Но ведь произошло оно от слова «наживать» и изначально не содержало в себе ничего предосудительного. Утверждение, что нажива становится самоцелью, в сущности, означает не что иное, как-то, что человек теперь полностью ориентирован не на жизненные наслаждения, не на потребление, не на комфорт, а на приобретательство и накопительство. Подчиняя им свою жизнь, он должен полностью исключить расточительство, неоправданную трату денег и времени, организовав свой жизненный уклад на основе рациональности, то есть упорядоченности и целесообразности.

С точки зрения восприятия, не затронутого духом капитализма, такой переворот выглядит бессмысленным и нелепым. Но следует тем не менее подчеркнуть, что он является необходимым лейтмотивом рационального рынка, важнейшей составляющей его духа: жить ради того, чтобы накапливать, отказывая себе во всем, экономя каждую минуту, рассчитывая каждый шаг. Какой же смысл в такой жизни? Очевидно, что ответ может быть только один: отказываясь от жизненных наслаждений, лежащих за пределами бизнеса или выступающих его результатом, человек находит удовлетворение по преимуществу в бизнесе как таковом. Главный жизненный интерес теперь для него представляет прежде всего сам бизнес, само дело, успешность которого внешне определяется количеством приобретенных материальных благ.

Главным качеством личности становится деловитость человека, следующего своему призванию, то есть избранному делу, бизнесу; приобретение денег — при условии, что это достигается законным путем, — вот что составляет альфу и омегу новой этики. Исполнение профессионального долга и одновременно получение удовлетворения от своего профессионализма, критерием которого могут служить материальное благополучие и уважение общества, наполняют жизнь особым смыслом. Для такой жизни главным становится систематическое и рациональное стремление к получению прибыли в рамках своей профессии. Морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым — не говоря уже о наслаждении богатством, бездействии и плотских утехах. Погоня за деньгами как самоцель прямо вытекает из требований успешного ведения капиталистического хозяйства; становится вполне очевидным, что для успешной организации и дальнейшего развития своего «дела» надо иметь волю к тому, чтобы не тратить весь доход на личное или семейное потребление, а непрестанно вкладывать деньги в будущее, в расширение производства, ориентироваться на перспективу.

Таким образом, дух капитализма коренным образом отличается от алчности, которая была и, видимо, будет присуща людям во все времена. Беззастенчивое добывание денег — такое добывание, которое не знает никаких моральных ограничений, — не имеет ничего общего с духом капитализма. Отнюдь не такие люди, которые питают непреодолимую «к злату проклятую страсть» и готовы ради прибыли служить самому дьяволу, заложили в XVII— XVIII вв. основы капитализма как рационального рыночного хозяйства. Безудержное, свободное от каких бы то ни было моральных и правовых норм приобретательство существовало на протяжении всей человеческой истории. В той или иной мере существует оно и сегодня. Для капитализма же нужен особый дух. Так, по крайней мере, считал М. Вебер (и ряд других мыслителей), с воззрениями которого мы уже ознакомились.

Дух капитализма сформировался как следствие Реформации XVI в. Крупнейшими деятелями Реформации стали Мартин Лютер (1483—1546) и Жан Кальвин (1509—1564). Результатом ихдеятельности стало отделение от Римско-католической Церкви двух влиятельных направлений в христианстве, получивших название от имен своих основателей (лютеранство и кальвинизм).

Реформаторы подвергли критике все стороны деятельности Римско-католической Церкви. Однако в возникновении духа капитализма особую роль сыграли разработанные М. Лютером и Ж. Кальвином новые концепции спасения души. Лютер создал учение об «оправдании верой», Ж. Кальвин — «об избранности к спасению». Оба учения имели ряд общих черт. Оба основаны на убеждении в самостоятельности человека, ибо арбитром по вопросу прочности веры, по мнению реформаторов, может выступать лишь сам верующий. Главное место отводится внутренней вере человека, а не ее внешним атрибутам — таким, как строгое соблюдение обрядов, количество посещений богослужений и т. п. Внутренняя готовность и решимость следовать заповедям Евангелия становится главным критерием веры и спасения души. Оба учения освобождали человека от мелочной озабоченности и внешней суеты в делах веры. Они настраивали на внутреннюю собранность и на обретение уверенности в себе. Распущенность, расхлябанность осуждаются как проявление неверия. Наоборот, собранность, энергия, организованность, бережливость, расчетливость, трудолюбие, компетентность, преданность делу ставятся очень высоко, ибо они подтверждают прочность веры. По Кальвину, жизненные проявления названных качеств свидетельствуют о том, что данный человек избран к спасению. Косвенным, но важным земным показателем избранности стали считаться достижение успеха в профессии, деле, бизнесе и связанное с этим материальное благосостояние, богатство.

Сказанное позволяет понять, почему именно этика протестантизма создала специфический «дух капитализма», позволивший сделать рывок в способах организации производства и общественной жизни в целом. Со временем дух капитализма привел к значительному повышению эффективности производства. Достижение нового уровня производства не было бы возможным без использования научно-технических достижений.

Таким образом, дух капитализма, рожденный этикой протестантизма, оказался тесно связанным не только со становлением капитализма как общественного строя, но и с началом широкого внедрения науки и техники в практику. Дух капитализма способствовал созданию благоприятных условий для такого внедрения. Не случайно, что тип капиталистических отношений, основанный на производстве (а не исключительно на торговле), сформировался прежде всего на тех территориях, где возникший вследствие Реформации протестантизм (лютеранство и кальвинизм) получил наибольшее распространение. Это были такие страны, как Голландия (Нидерланды), часть Германии, Великобритания (здесь протестанты получили название «пуритане»), затем США, где протестанты составили большую часть первых волн эмиграции. На этих же территориях было положено начало массовому внедрению науки в производственную деятельность.

Протестантизм отнюдь не был одним из идейных источников новой науки. Поэтому попытки некоторых современных авторов связать рождение новоевропейской науки с протестантскими учениями не выдерживают критики. Характерно, что сами основатели протестантских направлений — М. Лютер и Ж. Кальвин выступили с яростными нападками на гелиоцентрическую модель Коперника и другие научные открытия. Среди ученых, заложивших основы новой науки, нельзя обнаружить скольконибудь значительного преобладания людей протестантского вероисповедания. Такие выдающиеся мыслители, как Коперник, Галилей, Декарт, многие другие оставались верными Римско-католической Церкви даже в тех случаях, когда подвергались гонениям с ее стороны.

Протестантизм по отношению к науке действительно сыграл положительную роль, но в ином смысле: он подготовил в лице своих сторонников общественную базу для распространения научных достижений и внедрения их в практику. Дух капитализма, рожденный протестантской этикой, был прямо ориентирован на рационализм, а следовательно, на результат, эффективность. Поэтому он стал важной предпосылкой для разработки и массового применения технических устройств на основе научных достижений, в результате чего открылась широкая перспектива превращения науки в могучую силу преобразования природы в интересах человека.

  • [1] Гедонизм — учение о чувственных удовольствиях как смысле жизни.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой