Практикум.
Психология делового общения
Сравнивается «Индивидуальная оценка» но каждому предмету с «Групповой оценкой». Разница берется, но абсолютной величине без учета знака. Подсчитывается «Суммарная индивидуальная ошибка» по всем предметам. Чем она меньше, тем лучше. Дайте социачьно-психологическую характеристику своей студенческой группы. Присуща ли вашей студенческой группе групповая сплоченность? В чем она выражается? Какие… Читать ещё >
Практикум. Психология делового общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тест «Авторитет работника в коллективе»[1]
Выберите вариант ответа, который наиболее соответствует вашим личным убеждениям.
- 1. Могу сказать о себе, что я выполняю свои обязанности настолько хорошо, насколько это возможно:
- а) всегда;
- б) обычно;
- в) иногда;
- г) почти никогда.
- 2. До сих пор мне удавалось точно предвидеть важные для моей деятельности явления и события:
- а) всегда;
- б) обычно;
- в) иногда;
- г) почти никогда.
- 3. Главной причиной неудач, которые иногда бывают в моей работе, является плохое отношение или глупость части моих сотрудников:
- а) всегда;
- б) обычно;
- в) иногда;
- г) почти никогда.
- 4. Я признаю право на критику, но должен отметить, что большинство моих критиков не имеют морального права выдвигать против меня обвинения:
- а) признаю полностью;
- б) согласен частично;
- в) скорее не согласен;
- г) совершенно нс согласен.
- 5. Многие сотрудники плюют на мои неудачи:
- а) совершенно верно;
- б) частично верно;
- в) скорее неверно;
- г) совершенно неверно.
- 6. Люди, которые хотят меня поучать, должны сами сначала многому научиться:
- а) согласен полностью;
- б) согласен частично;
- в) скорее не согласен;
- г) совершенно нс согласен.
- 7. Согласнее мнением подчиненных является признаком слабости руководителя:
- а) согласен полностью;
- б) согласен частично;
- в) скорее не согласен;
- г) совершенно нс согласен.
- 8. Я трезво и объективно оцениваю себя самого:
- а) всегда;
- б) в общем;
- в) иногда;
- г) почти никогда.
- 9. Я ценю справедливую критику, но должен сказать, что те, кто критиковал мои решения, проявили злую волю и пренебрежение:
- а) всегда;
- б) обычно;
- в) иногда;
- г) почти никогда.
- 10. Я могу безошибочно оценить отношение моих подчиненных ко мне:
- а) всегда;
- б) обычно;
- в) иногда;
- г) почти никогда.
- 11. Не следует уступать подчиненным, поскольку это подрывает авторитет руководителя:
- а) согласен полностью;
- б) согласен частично;
- в) скорее не согласен;
- г) совершенно не согласен.
- 12. Я стараюсь сохранить критическое отношение к себе, но могу сказать, что принимаю правильные решения:
- а) всегда;
- б) обычно;
- в) иногда;
- г) почти никогда.
- 13. Истинно компетентный человек может полагаться исключительно на свое мнение:
- а) всегда;
- б) обычно;
- в) иногда;
- г) почти никогда.
- 14. Меня нервирует нелояльность людей, которые публично выступают против моих распоряжений:
- а) всегда;
- б) обычно;
- в) иногда;
- г) почти никогда.
- 15. Я ценю прямоту и самостоятельность моих подчиненных, но считаю, что они должны выполнять мои приказы без дискуссий:
- а) согласен полностью;
- б) согласен частично;
- в) скорее не согласен;
- г) совершенно не согласен.
Ключ к тесту «Авторитет работника в коллективе»
Подсчитайте ответы.
Если у вас преобладают ответы «а», будьте осторожны — «комплекс угрожаемого авторитета» может стать болезнью.
Если у вас преобладают ответы «б», то можно признать, что вы очень осторожны, но нельзя исключить у вас предрасположенность к упоминавшейся «болезни».
Если у вас преобладают ответы «в», то вы занимаете по отношению к своим подчиненным оборонительную позицию.
Если у вас преобладают ответы «г», то, скорее всего, вы не подходите для роли «авторитета».
Если ни один из типов ответов нс получил у вас явного преимущества, значит, этот тест нс может описать вас достаточно точно.
Практические задания: какое поведение наиболее оптимально
в данных ситуациях?
Ситуация 1.
Вы прошли по конкурсу на замещение вакантной должности доцента на кафедре права в государственном учебном заведении. Коллектив кафедры стабильный, между коллегами установились дружеские отношения, они отмечают вместе праздники и готовы оказать друг другу помощь. Вы посетили лекцию уважаемого профессора, ветерана кафедры и увидели, что он не в курсе новейшей литературы по специальности, его лекции по содержанию несколько устарели, он живут прошлым багажом.
Если Вы дадите объективную оценку качеству его лекций, то испортите отношения не только с ним, но и с другими членами кафедры.
Написание хвалебного отзыва противоречит Вашим принципам и профессиональной чести.
Как Вы поступите?
Какой наиболее оптимальный путь сохранения хороших отношений с членами кафедры без ущерба для своей профессиональной репутации?
Ситуация 2.[2]
Директор кафе прочитал книгу жалоб и предложений и выяснил следующее:
- • посетителей устраивает ассортимент;
- • посетители довольны качеством приготовленной пищи;
- • им нравится качество обслуживания и вежливость персонала;
- • тем не менее посетители не хотели бы прийти в это кафе еще раз в связи с тем, что персонал кафе плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой, и у посетителей создается впечатление, что персонал кафе не любит свою работу, свою организацию.
Какие действия должен предпринять директор заведения для сплочения коллектива, становления благоприятной психологической атмосферы?
Задание 1.
Работа с группой.
- 1. К каким группам вы принадлежите? Что это за группы, к каким типам они принадлежат? Почему вы входите в эти группы? Можете ли вы выйти из них?
- 2. Дайте социачьно-психологическую характеристику своей студенческой группы. Присуща ли вашей студенческой группе групповая сплоченность? В чем она выражается? Какие факторы лежат в основе групповой сплоченности вашей группы?
- 3. Опишите психологическую структуру своей студенческой группы, которая включает в себя:
- • композиционную подструктуру;
- • подструктуру эмоциональных межличностных предпочтений;
- • коммуникативную подструктуру;
- • подструктуру функциональных (ролевых) отношений.
- 4. Вспомните случаи проявления в деятельности вашей группы феноменов группового давления:
- • социальной фасилитации;
- • социального паразитизма;
- • эффект Рингельманна;
- • конформизма.
- 5. Какова неформальная структура Вашей студенческой группы? Опишите ее.
Задание 2.1
Проанализируйте приведенные ниже правила укрепления группового единства, предлагаемые руководителю для работы с формальной группой, оцените их эффективность и приведите примеры. Дополните правила.
Для укрепления группового единства руководителю необходимо:
- 1) помогать группе испытывать общий успех;
- 2) укреплять доверие членов группы друг к другу и к ее лидеру;
- 3) культивировать чувство принадлежности к группе, активно привлекать членов группы к общим мероприятиям;
- 4) заботиться о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость и отвечала стремлению к престижу;
- 5) поддерживать веру в реальность стоящих перед группой целей.
Деловая игра. Работа в команде[3][4].
Кораблекрушение
Одна команда (6—12 чел.) Видеосъемка.
Этап. | Время, ч: мин. |
Подготовка индивидуально. | 0:10. |
Обсуждение в группе (видеосъемка). | 0:20. |
Презентация группового решения (видеосъемка). | 0:05. |
Мнение экспертов, подсчеты. | 0:05. |
Просмотр, обсуждение. | 1:00. |
Итого: | 1:40. |
Задание командам
Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.
Имеется список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара.
В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы.
Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот…
Ваша задача — классифицировать 15 перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.
Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Бланк результатов
Список предметов. | R1. Индивидуальная оценка. | R2. Групповая оценка. | |R1 —R2| Индивидуальная ошибка. | Re. Экспертная оценка. | | R2—Re| Трупповая ошибка. |
Секстант. | |||||
Зеркало для бритья. | |||||
Пятилитровая канистра с водой. | |||||
Противомоскитная сетка. | |||||
Одна коробка с армейским рационом. | |||||
Карты Тихого океана. | |||||
Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной). | |||||
Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. | |||||
Маленький транзисторный радиоприемник. | |||||
Средство, отпугивающее акул. | |||||
Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика. | |||||
Пять бутылок питьевого спирта. | |||||
Девять метров нейлонового каната. | |||||
Две коробки шоколада. | |||||
Рыболовная снасть. | |||||
Итого: |
Экспертная оценка Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный илот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Вторыми по значению являются такие вещи, как пятилитровая канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
- 1. Зеркало для бритья: важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
- 2. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси: важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
- 3. Пятилитровая канистра с водой: необходима для утоления жажды.
- 4. Одна коробка с армейским рационом: обеспечивает основную пищу.
- 5. Двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена: используется сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.
- 6. Две коробки шоколада: резервный запас пищи.
- 7. Рыболовная снасть: оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
- 8. Девять метров нейлонового каната: можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт.
- 9. Плавательная подушка: если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.
- 10. Средство, отпугивающее акул.
- 11. Пять бутылок питьевого спирта: можно использовать для растирания тела при охлаждении и в качестве антисептика при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
- 12. Маленький транзисторный приемник: имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
- 13. Карты Тихого океана: они бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
- 14. Противомоскитная сетка: в Тихом океане нет москитов.
- 15. Секстант: без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Подсчет результатов.
«Индивидуальная ошибка».
Сравнивается «Индивидуальная оценка» но каждому предмету с «Групповой оценкой». Разница берется, но абсолютной величине без учета знака. Подсчитывается «Суммарная индивидуальная ошибка» по всем предметам. Чем она меньше, тем лучше.
«Групповая ошибка».
Сравнивается «Групповая оценка» по каждому предмету с «Экспертной оценкой». Подсчитывается «Суммарная групповая ошибка». Чем она меньше, тем лучше.
- [1] Леонов И. Г. Познай себя и других. М.: И ВЦ «Маркетинг», 1996.
- [2] Резник Д., Игошина И. Л. Организационное поведение: практикум. М.: ИПФРА-М, 2010.
- [3] Подопригора М. Г. Организационное поведение. Учебно-методическое пособие по курсудля студентов старших курсов и магистрантов. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
- [4] http://www.colloquium.ru/module/shipwTeck/shipwreck.php