Одна из функций менеджера, работающего с людьми, — предотвращение возникновения конфликтов и сглаживание их последствий, разрешение споров, умение настроить людей на сотрудничество и взаимопонимание.
В специальной литературе социально-психологический конфликт определяется как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Факторы, объективно обусловливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. Определяющую роль в восприятии конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного человека.
В условиях производства выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающие успешное осуществление коллективной деятельности:
- ? конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия при достижении основных целей трудовой деятельности (например трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т. д.);
- ? конфликты, возникающие как реакция на препятствия при достижении личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся «выгодными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т. д.);
- ? конфликты, вытекающие из восприятия сотрудниками поведения члена коллектива как не соответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности;
- ? сугубо личные конфликты между работниками, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик: резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом (табл. 6.4).
Данная классификация, как и любая другая, включает в себя рассматриваемые явления в «чистом» виде. В реальной деятельности коллективов чаще встречаются конфликты, представляющие собой сочетание нескольких из указанных типов.
Таблица 6.4 Классификация конфликтов.