Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические теории когнитивистского направления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально-психологического знания: Учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства; Методология активного социально-психологического обучения и принятия эффективных групповых решений. Читать ещё >

Социально-психологические теории когнитивистского направления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В самом общем виде сущность когнитивистского подхода можно охарактеризовать как стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. В отличие от психоаналитического подхода в центре внимания оказывается сознание. В противоположность «человеку реагирующему», представленному в модели бихевиористского подхода, у когнитивистов «человек думающий (мыслящий)» предстает существом, обладающим способностью к восприятию и переработке информации. Он руководствуется в своем поведении субъективным образом действительности. Стремится к достижению внутренней связности, логичности, непротиворечивости картины мира. Когнитивные элементы (когниции, знания) не всегда в эту картину вписываются, они находятся в непрерывном взаимодействии. Определенные типы этого взаимодействия (конфликт, противоречие, логическая непоследовательность, неопределенность взаимосвязи и т. п.) обладают мотивационной силой, побуждают к действиям (поведению), направленным на возвращение всей когнитивной структуры в состояние равновесия1.

Теоретическими источниками когнитивистской ориентации в социальной психологии послужили основные положения гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. Апелляция к гештальтпсихологии в работах социальных психологов отражена в следующих аспектах: принимаются идея образа как целостного образования и идея изоморфизма, трансформированная здесь в идею подобия различных сторон межличностных отношений. Преобразование познавательных структур субъекта («реорганизация», «перегруппировка») понимается как установление таких сбалансированных структур индивида, которые переживаются им субъективно как психологический комфорт. При установлении такого баланса используется принцип гештальтпсихологии о господстве «хороших фигур» (простых, симметричных, уравновешенных и замкнутых).

Идеи классической гештальтпсихологии в социальной психологии не воспринимаются буквально и существенно модифицированы. В общем виде они представлены в анализе связи между процессом познания (cognition) и социальным поведением следующим образом: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения. Поведение понимается как целиком находящееся в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и других «менталистских» образований.

Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально-психологического знания:

  • • учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства;
  • • методология активного социально-психологического обучения и принятия эффективных групповых решений;
  • • подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрунповых конфликтов и многое другое[1][2].

По мнению М. Р. Битяновой, влияние Левина на частные направления в социальной психологии велико, но важнее другое: под воздействием его идей сформировался устойчивый социально-психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества — взгляд с позиции динамической взаимосвязи и взаимозависимости.

Основное ядро когнитивистской ориентации составляет обширный класс социально-психологических теорий когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розенберг). Вторая группа теорий развивала понятия когнитивизма без опоры на идеи соответствия (С. Аш, Д. Креч и Р. Крачфилд).

  • [1] См.: Шихирев П. Н. Современная социальная психология.
  • [2] См.: Битянова М. Р. Социальная психология.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой