Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Попытки реформирования советской плановой экономики в 1980-е гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этот период имело место сокращение экспортных поступлений от продажи нефти и оружия из-за падения цен на нефтепродукты и введения эмбарго на поставки вооружений в ряд стран — импортеров советского оружия. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985—1986 гг. на 30%. Серьезные препятствия проводившиеся преобразования встретили на местах. Малоэффективными оказались утвержденные… Читать ещё >

Попытки реформирования советской плановой экономики в 1980-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

длительное время оно не могло, тем более что нефтепоставки на Запад позволяли откладывать этот вопрос. Между тем кризис в экономике постепенно распространялся на социальную систему и даже оказывал влияние на государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, застой в экономике в начале 1980;х гг. таил в себе угрозу политической системе.

Приход к власти в 1982 г. Ю. В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими негативными проявлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями московской торговли, при этом руководители ряда крупнейших московских магазинов были приговорены за хищения к высшей мере наказания. В дальнейшем похожие процессы прошли и в республиках. От власти были отстранены наиболее одиозные фигуры местного управления: Медунов в Краснодарском крае, Рашидов в Узбекистане. В Грузии, где чисткой местного аппарата руководил первый секретарь компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе, от должностей были отстранены около 300 ответственных лиц. Одновременно производилась чистка органов власти от коррумпированных чиновников. Был снят с должности и исключен из партии министр внутренних дел И. А. Щелоков, в преддверии ареста покончивший жизнь самоубийством. Его заместитель Ю. М. Чурбанов (зять Брежнева) за злоупотребления был приговорен к длительному тюремному заключению. Проходила активная чистка и партийных кадров, в ходе которой за два года лишились своих постов около 50 членов ЦК. Усилились санкции в отношении случаев коррупций, хищений, взяточничества и семейственности. Предпринимаемые меры преследовали своей целью снизить социальную напряженность в обществе, возникшую в связи с многочисленными злоупотреблениями, прежде всего в торговораспределительной сети.

На декабрьском Пленуме ЦК КПСС 1982 г. Андропов обозначил программу реформ, призванных повысить эффективность советской плановой экономики. Главным в свете принимаемых решений становилось повышение производительности труда, в первую очередь путем повышения трудовой дисциплины и снижения материальных и людских затрат. Была поставлена и выполнена конкретная цель: повысить производительность труда дополнительно на 1% (возросла в течение года более чем на 3%). Четкие формулировки, резко контрастирующие с прежними лозунгами типа «экономика должна быть экономной», давали гораздо больший эффект: снизились потери сырья при производстве товаров, уменьшилась энергоемкость процессов. Определенное значение имел жесткий контроль над рабочим временем: приходом и уходом с предприятия. Были введены строгие меры наказания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управляемость экономическими процессами и должны были послужить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем.

В начале 1983 г. Ю. В. Андропов поручил группе ответственных работников ЦК КПСС, в том числе М. С. Горбачеву и II.И. Рыжкову, подготовку принципиальных предложений по экономической реформе. Среди рассматриваемых вопросов, по свидетельству II.И. Рыжкова, были проблемы хозрасчета и самостоятельности предприятий, концессий и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. В 1984 г. должен был состояться пленум ЦК по вопросам научно-технической политики, который обозначил бы переход от экстенсивной к интенсивной политике. Предусматривалось введение новых хозрасчетных и хозяйственных форм, при которых возросла бы самостоятельность предприятий, а также расширились права рабочих коллективов. Смерть Ю. В. Андропова и приход к власти К. У. Черненко заморозили имеющиеся планы реформ. Вместо пленума, посвященного внедрению новой техники, совершенствованию научно-производственных связей, состоялся пленум по мелиорации.

Возобновление экономических преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. Выдвиженец Ю. В. Андропова, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев возобновил прерванные экономические реформы. На апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. По утверждению М. С. Горбачева, страна находилась в предкризисном состоянии. Только в России 200 млн кв. м жилья нуждались в неотложном ремонте или подлежали сносу. Водопроводные и канализационные сети городов были перегружены. Более 300 городов их вообще не имели. Почти половина улиц в России была без твердого покрытия. Предприятия технически плохо оснащены, при этом ручной труд в пищевой промышленности составлял 60%. В среднем производительность труда в СССР была в 2,5—3 раза ниже, чем в развитых капиталистических странах. Многие предприятия нс имели очистных сооружений. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы — 1 млн т, картофеля — 1 млн т, свеклы — 1,5 млн т. Отсутствие тары и емкостей по хранению приводило к еще большим потерям. Выход виделся Горбачеву только в немедленных реформах, прерванных ранее в период правления Черненко.

Первые два года перестройки были периодом возврата к прежним андроповским планам экономических реформ с определенными коррективами, вносимыми Горбачевым. Уже на апрельском пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства.

Принятая в 1986 г. программа «Интснсификация-90» предусматривала опережающее развитие в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения, и в определенной степени была продолжением прежних реформ. Вместе с тем явно завышенные цели, призванные за пять лет вывести промышленность по технической оснащенности на уровень ведущих стран мира, заставляли вспоминать опыт не только андроиовских, но и хрущевских реформ. Диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности.

В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько скороспелых решений. В мае 1985 г. публикуется постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Оно преследовало своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качеству. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликеро-водочных продуктов на 10% в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Несмотря на определенные достижения, экономический эффект этой реформы был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет. Болес того, упущенные средства перешли в теневую экономику, которая быстро удовлетворила спрос на алкогольные напитки. К этому следует добавить вырубленные элитные виноградники и сотни загубленных жизней в результате употребления низкокачественной продукции. Не очень удачными были и другие меры, направленные на повышение качества продукции, в том числе закон о госприемке. Отчасти это было обусловлено становлением команды реформаторов, которой приходилось в начале перестройки преодолевать сопротивление консервативного большинства и использовать командные методы руководства экономикой. Лишь с сентября 1985 г., когда Совет Министров возглавил Н. И. Рыжков, постепенно удалось проводить более последовательную политику экономических преобразований.

В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Помимо «Иптенсификации-90» предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Жилище-2000» и др. Однако авария 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС и экономические потери, вызванные взрывом, значительно сузили возможности выполнения долгосрочных программ. Сказывалось и продолжение афганской войны, на прекращение которой руководство страны еще нс решалось.

В этот период имело место сокращение экспортных поступлений от продажи нефти и оружия из-за падения цен на нефтепродукты и введения эмбарго на поставки вооружений в ряд стран — импортеров советского оружия. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985—1986 гг. на 30%. Серьезные препятствия проводившиеся преобразования встретили на местах. Малоэффективными оказались утвержденные на съезде законы о трудовых коллективах. Последние получали такие права, как выборы руководящих работников, регулирование зарплаты и даже определение цены выпускаемой продукции. Результатами этих законов стали зависимость директоров предприятий от решений трудовых коллективов, не всегда оправданное повышение отпускных цен и зарплаты. Вместе с тем наметившаяся децентрализация производства дала определенные положительные итоги. В 1986 г. показатели советской экономики несколько возросли, в том числе в сельском хозяйстве на 5%. В значительной степени это определялось ростом инвестиций и одновременно сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17—18 млрд руб., а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании.

Сложившаяся предкризисная ситуация в советской экономике и уже проявляющийся финансовый кризис привели Горбачева к пониманию необходимости более радикальных экономических реформ. В 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, перераспределивший полномочия между министерством и предприятием в пользу последнего. Продукция, произведенная после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчет внедрялся во все отрасли народного хозяйства. В сельском хозяйстве было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских хозяйств. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом была легализована частная деятельность более чем в 30 видах производства. В оборот вводились средства теневой экономики. В кооперативном движении и других видах частной деятельности участвовали около 7 млн человек.

Еще более радикальные реформы предусматривалось провести после XIX партийной конференции. В 1989 г. было сформировано новое правительство во главе с Н. И. Рыжковым. В его составе были восемь академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Оно изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств — с 52 до 32, т. е. почти на 40%. Тем не менее с самого начала своей деятельности правительство не обладало необходимыми полномочиями, будучи ограниченным контролем партийных органов и ВС СССР.

Программа, подготовленная весной 1990 г. правительством Н. И. Рыжкова, вступила в противоречия с позицией ВС РСФСР, который поддерживал программу радикальных реформ Г. А. Явлинского и С. С. Шаталина «500 дней». Предложенные правительством Рыжкова сроки реформ (5—7 лег) не удовлетворяли народных депутатов, которые выступали за немедленные преобразования, в результате программа была отклонена. В июне 1990 г. ВС СССР было принято постановление «О концепции перехода к рыночной экономике"^ в октябре 1990 г. — Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике. Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и байков, развитие частного предпринимательства и т. д. Однако эти реформы практически не выполнялись в связи с массовым (с 1989 г.) забастовочным движением, из-за противостояния центра и субъектов федерации. Компромиссный характер реформ не мог быть положен в основу реальной экономической политики. Умеренным реформам Рыжкова был положен конец в декабре 1990 г., когда правительство было отправлено Горбачевым в отставку.

Совег Министров был преобразован в Кабинет Министров во главе с премьер-министром В. С. Павловым. Новое правительство становилось подотчетным президенту СССР М. С. Горбачеву и должно было проводить более последовательную политику реформ. Но на практике деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к обмену денег и апрельской денежной реформе, в результате которой произошло двукратное повышение цен. Реформа Павлова, нацеленная на подрыв финансовой системы теневой экономики, привела к окончательному падению доверия населения к центральной власти. Этому способствовали инфляционные процессы, перебои со снабжением продовольствием и другими товарами. Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11% спаде производства, в 20—30% дефиците бюджета, в громадном внешнем долге, составлявшим 103,9 млрд дол. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Распад СССР ставил на повестку дня проведение реформ уже в российском масштабе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой