Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационные технологии менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основу экономики любого государства составляют предприятия, они определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют через налоговую систему бюджет страны. Предприятия стремятся удовлетворить требования потребителей продукции, работ или услуг, эффективно использовать производственные ресурсы (основной капитал, материальные, финансовые и трудовые ресурсы… Читать ещё >

Информационные технологии менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предприятие как объект автоматизации управления

Основу экономики любого государства составляют предприятия[1], они определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют через налоговую систему бюджет страны. Предприятия стремятся удовлетворить требования потребителей продукции, работ или услуг, эффективно использовать производственные ресурсы (основной капитал, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, информационные технологии менеджмента). Для успешной экономической деятельности предприятия разрабатывают стратегию и тактику поведения на рынке, обеспечивают конкурентоспособность продукции, работ и услуг, поддерживают свой имидж и деловую репутацию, постоянно совершенствуют организацию производства, труда и управления; используют новейшие достижения науки и техники в производстве, в том числе информационные технологии менеджмента.

В зависимости от численности работающих и объемов производства предприятия принято делить на малые, средние и крупные; коммерческие и некоммерческие (получение прибыли некоммерческими предприятиями не является главной целью деятельности).

Ниже перечислены организационные формы предприятий:

  • • индивидуальное предприятие (без образования юридического лица);
  • • партнерство (хозяйственное товарищество и общество);
  • • корпорация (акционерное общество, государственная корпорация).

Для предприятия важна его организационная структура, которая определяет ответственность и подчинение подразделений предприятия и выполняемые функции.

Существуют следующие организационные структуры:

  • 1. Иерархическая — основана на разделении труда, контроле нижестоящих подразделений вышестоящими. Наибольшее распространение получила линейно-функциональная иерархическая организационная структура управления. Для каждой функции управления создана иерархия подразделений, реализован принцип единоначалия и ответственности. Недостатками подобной организации являются различие критериев эффективности и качества работы подразделений и организации в целом, запаздывание в принятии управленческих решений, трудности при внедрении инноваций и системы менеджмента качества. Линейно-штабная структура управления включает, помимо функциональных подразделений, специализированные подразделения (штабы) для стратегического планирования и анализа хозяйственной деятельности.
  • 2. Дивизионная структура сформировалась в крупных предприятиях, осуществляющих диверсифицированную деятельность, использующих сложные технологические процессы. Это приводит к необходимости децентрализации управления и предоставления подразделениям предприятия — дивизионам самостоятельности в решении оперативных вопросов. Дивизионам передаются определенные ресурсы для реализации управленческих решений, по стратегическое управление, научно-исследовательские разработки, финансовое управление остаются централизованными в масштабе предприятия.
  • 3. Матричная структура предполагает полное отсутствие функциональных подразделений, сокращение управленческого аппарата, возможность применения эффективных методов принятия управленческих решений. В матричной структуре возможно двойное подчинение исполнителей — руководителю функциональной службы и руководителю проекта. Преимущества матричной структуры состоят в ориентации на проектные цели и требования клиентов, оперативности принятия решений, мотивации персонала на конечный результат — цели проекта.
  • 4. Организующая схема на основе бизнес-процессов, в соответствии с которыми выделяются структурные подразделения. Для руководителя любого уровня ограничивается число подчиненных (не более пяти человек), создаются комитеты, состоящие из глав подразделений, которые еженедельно координируют и согласовывают бизнес-процессы на каждом этапе, планируют и предлагают высшему руководству действия по развитию и улучшению деятельности предприятия. Эта организационная структура позволяет быстро реагировать на изменение внутренних и внешних факторов.

Производственная структура — пространственная форма организации производственного процесса, определяющая состав и взаимосвязи производственных подразделений, обусловленные специализацией и разделением труда. Состав производственных подразделений должен обеспечить выполнение производственного процесса (без дублирования технологических операций), подразделения должны быть размещены рациональным образом. Производственные мощности подразделений должны быть согласованы между собой для исключения эффекта «узкого горла». Возможны специализация и кооперирование производственных подразделений, в экономической деятельности подразделений должен быть учет конъюнктуры рынка. Первичным элементом производственной структуры является рабочее место, обеспечивающее выполнение технологических операций производственного процесса (рис. 15.1). Рабочие места, выполняющие технологически однородные или различные операции по изготовлению одного-двух видов продукции, составляют производственный участок. Участки могут быть технологическими (мелкосерийное и единичное производство), предметно-замкнутыми (крупносерийное и массовое производство). Производственные участки объединяются в цеха, специализирующиеся на изготовлении определенного вида продукции либо на выполнении определенной стадии производственного процесса изготовления выпускаемой продукции. Цеха объединяются в производства, которые могут быть размещены в различных географических зонах.

Виды цехов:

1. Основные — производят профильную продукцию или законченные части производственного процесса (заготовительные, обрабатывающие и выпускающие основные цеха).

Производственная структура предприятия.

Рис. 15.1. Производственная структура предприятия.

  • 2. Обеспечивающие — производят вспомогательную по назначению продукцию для основных цехов (инструментальный, ремонтный цехи).
  • 3. Обслуживающие — оказывают производственные услуги основным, обеспечивающим цехам (транспортное хозяйство, энергетическое хозяйство, строительный цех).
  • 4. Опытно-экспериментальные — изготавливают макеты и опытные образцы новых видов продукции.
  • 5. Подсобные и побочные — осуществляют добычу и обработку вспомогательных материалов, производство тары для упаковки продукции и т. п.
  • 6. Вспомогательные — выполняют вспомогательные работы (уборка заводской территории, выращивание сельхозпродукции и др.).

Для управления деятельностью производственных подразделений наиболее часто применяют разнообразные экономические методы:

  • • цеховое планирование — формирование очереди производственных заказов к критическим рабочим центрам, оптимизация загрузки оборудования, максимизация выхода продукции, минимизация отставаний от плана и т. п.;
  • • планирование производственной программы на основе величины среднего спроса (при равномерном спросе) или путем моделирования (при неравномерности спроса) в поточном производстве, обеспечение контроля качества (Канбан);
  • • составление графика работы производственных участков в поточных, процессных и конвейерных производствах с учетом расхода материалов, трудозатрат для обеспечения равномерного спроса на полуфабрикаты, сокращения времени переналадки оборудования, применения стандартных технологий, обеспечения качества технологического процесса производства продукции;
  • • управление индивидуальными заказами, начиная от первоначального контакта с потенциальным заказчиком, регистрации заказа, подбора оптимального варианта исполнения изделия, оценки себестоимости и продолжительности исполнения заказа, расчета цепы, обеспечения заказа материалами, передачи заказа в производство, оптимизации технологии изготовления заказа, планирования процесса производства, контроля изделия в производстве, отгрузки готовой продукции и заканчивая окончательными расчетами с заказчиками (в основном для нестандартных заказов);
  • • «конфигуратор» производства — изготовление стандартизированной продукции с учетом вариантности требований заказчиков (вариантное изделие имеет разновидности спецификации);
  • • контроллинг затрат на продукт — расчет себестоимости продукции различными методами (стандартная себестоимость, процессная себестоимость, гибридная модель затрат, предварительная и текущая калькуляция издержек производства по цеховому заказу) и др.

На большинстве современных предприятий внедрена система менеджмента качества ISO-9000 и модель European Foundation for Quality Management (EFQM), характерные черты которых указаны ниже:

  • • ориентация на результаты, соответствующие ожиданиям всех сторон;
  • • ориентация на потребителя, создание потребительской ценности;
  • • руководство и постоянство намерения в менеджменте качества;
  • • менеджмент процессов и фактов для управления качеством;
  • • развитие людских ресурсов и вовлечение сотрудников в обеспечение качества;
  • • непрерывность обучения, инноваций и улучшений;
  • • развитие партнерских отношений, добавляющих ценность;
  • • социальная ответственность производителя.
  • [1] Используется также термин «фирма» — экономический агент в виде самостоятельного хозяйствующего субъекта, который является синонимом коммерческих (предпринимательских) организаций, в качестве основной цели своей деятельности фирма преследует извлечение прибыли.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой